2 дня
О сайте3 1 | С10 24613 009 1987, дата записи: 1982 |
Сторона 1 Квартет № 4 для двух скрипок, альта и виолончели соч. 1980 г. Raga a quattro — 18.44 (Посвящается Вильнюсскому государственному квартету) Вильнюсский государственный квартет: Аудроне Вайнюнайте, Пятрас Кунца, Донатас Каткус, Аугустинас Василяускас Сторона 2 Концерт для органа, скрипки и струнного оркестра, соч. 1963 г. 1. Allegro sostenuto — 8.22 2. Passacaglia — 7.22 3. Finale — 8.22 Леопольдас Дигрис, орган Раймондас Катилюс, скрипка Литовский камерный оркестр. Дирижер Саулюс Сондецкис Записано в Картинной галерее г. Вильнюса Звукорежиссер В. Бичюнас Редактор Р. Жальнерюте Художник Г. Юркунене Фото А. Алексеева Народный артист Литовской ССР, профессор, доктор искусствоведения Юлюс Юзелюнас в 1948 году окончил Каунасскую консерваторию по классу композиции Ю. Груодиса и в 1952 году — аспирантуру Ленинградской консерватории. В композиторском классе Государственной консерватории Литовской ССР он воспитал целую плеяду композиторов. Для яркой индивидуальности Ю. Юзелюнаса характерен постоянный поиск новых творческих путей, сочетание своеобразной экспрессии и рациональной уравновешенности элементов музыкального языка. Основные произведения Юзелюнаса — оперы «Повстанцы» и «Игра», балет «На берегу моря», симфония-оратория «Cantus magnificat», четыре симфонии, «Африканские эскизы». Пассакалия для симфонического оркестра, пять произведений оригинальных концертных жанров, четыре струнных квартета, сонаты для разных инструментов. На создание Четвертого струнного квартета Raga a quattro (Рага для четырех) композитора вдохновило изучение индийской классической музыки. «Рага — это мелодический остов, установленный традицией или зародившийся в душе музыканта» (Рави Шанкар). Изначальная мелодическая идея в pare развивается посредством структурно регламентированных импровизаций. В Квартете Ю. Юзелюнаса каждый инструмент представляет собственную «рагу», в которой композитор не стремится к стилизации индийской музыки. Мотивы, вначале экспонированные монодически, в середине произведения переплетаются в линеарной полифонической ткани. Образы грациозного танца, гротеска, токкаты, задумчивого созерцания органично сменяют друг друга. Концерт для органа, скрипки и струнного оркестра написан в традициях неоклассицизма. Высокий темп развития, контрасты соло и тутти, контрапунктически насыщенная фактура, постоянно пульсирующая ритмика — все это напоминает барочную концертную манеру. Однако диссонантно-напряженная ладогармоническая основа, жесткий интонационный язык выдают оригинальный почерк современного автора. Основу патетической первой части составляют квартовый тезис-мотив вступления и токкатная экзерсисная тема. Тематический арсенал дополняется грациозным «танцем» в духе народной сутартине (скрипка). Развитие подхватывают импровизационные интерлюдии для органа соло и скрипки вперемежку с драматическими кульминационными эпизодами. Общее складывается в трехчастную структуру. Умиротворение вносит вторая часть. Пассакалия. Ее двенадцатитоновая тема оплетается контрапунктами, имитациями. Финал концерта изложен в форме трехтемной фуги. Основная тема является ритмически трансформированным вариантом мелодии Пассакалии. В серединном эпизоде контрапунктом к распевной теме, близкой интонациям народных трудовых песен, звучат отзвуки токкатного мотива первой части. Реприза заканчивается звучанием вступительного эпизода концерта. Ю. Антанавичюс 1986 2743 1100 |
A Ketvirtasis Styginių Kvartetas: Raga A Quattro 18:44 Koncertas Vargonams B1 1. Allegro Sostenuto 8:22 B2 2. Passacaglia 7:22 B3 3. Finale 8:22 Artwork – Г. Юркунене Cello – A. Vasiliauskas (tracks: A) Conductor – S. Sondeckis (tracks: B1 to B3) Engineer – В. Бичюнас Ensemble [String Quartet] – Valst. Vilniaus Kvartetas (tracks: A) Liner Notes – Ю. Антанавичюс Orchestra – Lietuvos Kamerinis Orkestras (tracks: B1 to B3) Organ – L. Digrys (tracks: B1 to B3) Photography – А. Алексеев Supervised By [Editor] – Р. Жальнерюте Viola – D. Katkus (tracks: A) Violin – A. Vainiūnaitė (tracks: A), P. Kunca (tracks: A), R. Katilius (tracks: B1 to B3) Запись 1982 г. Тип. РЗГ «Мелодия» 1986 2743 1100 ГОСТ 5289-80 |