Сторона 1
Квартет № 4 для двух скрипок, альта и виолончели соч. 1980 г.
Raga a quattro — 18.44
(Посвящается Вильнюсскому государственному квартету)
Вильнюсский государственный квартет:
Аудроне Вайнюнайте,
Пятрас Кунца,
Донатас Каткус,
Аугустинас Василяускас
Сторона 2
Концерт для органа, скрипки и струнного оркестра, соч. 1963 г.
1. Allegro sostenuto — 8.22
2. Passacaglia — 7.22
3. Finale — 8.22
Леопольдас Дигрис, орган
Раймондас Катилюс, скрипка
Литовский камерный оркестр. Дирижер Саулюс Сондецкис
Записано в Картинной галерее г. Вильнюса
Звукорежиссер В. Бичюнас
Редактор Р. Жальнерюте
Художник Г. Юркунене
Фото А. Алексеева
Народный артист Литовской ССР, профессор, доктор искусствоведения Юлюс Юзелюнас в 1948 году окончил Каунасскую консерваторию по классу композиции Ю. Груодиса и в 1952 году — аспирантуру Ленинградской консерватории. В композиторском классе Государственной консерватории Литовской ССР он воспитал целую плеяду композиторов.
Для яркой индивидуальности Ю. Юзелюнаса характерен постоянный поиск новых творческих путей, сочетание своеобразной экспрессии и рациональной уравновешенности элементов музыкального языка.
Основные произведения Юзелюнаса — оперы «Повстанцы» и «Игра», балет «На берегу моря», симфония-оратория «Cantus magnificat», четыре симфонии, «Африканские эскизы». Пассакалия для симфонического оркестра, пять произведений оригинальных концертных жанров, четыре струнных квартета, сонаты для разных инструментов.
На создание Четвертого струнного квартета Raga a quattro (Рага для четырех) композитора вдохновило изучение индийской классической музыки. «Рага — это мелодический остов, установленный традицией или зародившийся в душе музыканта» (Рави Шанкар). Изначальная мелодическая идея в pare развивается посредством структурно регламентированных импровизаций.
В Квартете Ю. Юзелюнаса каждый инструмент представляет собственную «рагу», в которой композитор не стремится к стилизации индийской музыки. Мотивы, вначале экспонированные монодически, в середине произведения переплетаются в линеарной полифонической ткани. Образы грациозного танца, гротеска, токкаты, задумчивого созерцания органично сменяют друг друга.
Концерт для органа, скрипки и струнного оркестра написан в традициях неоклассицизма. Высокий темп развития, контрасты соло и тутти, контрапунктически насыщенная фактура, постоянно пульсирующая ритмика — все это напоминает барочную концертную манеру. Однако диссонантно-напряженная ладогармоническая основа, жесткий интонационный язык выдают оригинальный почерк современного автора.
Основу патетической первой части составляют квартовый тезис-мотив вступления и токкатная экзерсисная тема. Тематический арсенал дополняется грациозным «танцем» в духе народной сутартине (скрипка). Развитие подхватывают импровизационные интерлюдии для органа соло и скрипки вперемежку с драматическими кульминационными эпизодами. Общее складывается в трехчастную структуру.
Умиротворение вносит вторая часть. Пассакалия. Ее двенадцатитоновая тема оплетается контрапунктами, имитациями.
Финал концерта изложен в форме трехтемной фуги. Основная тема является ритмически трансформированным вариантом мелодии Пассакалии. В серединном эпизоде контрапунктом к распевной теме, близкой интонациям народных трудовых песен, звучат отзвуки токкатного мотива первой части. Реприза заканчивается звучанием вступительного эпизода концерта.
Ю. Антанавичюс
1986 2743 1100