6 дней
О сайте6 1 | С10 21833 009 1985, дата записи: 1984 |
Сторона 1 Слышишь плач наш — 3.00 Никто не знает моих страданий — 1.50 Утро великого воскресенья—7.15 Знал ли ты? — 3.05 Кто там ждет! — 1.10 Я не могу быть в стороне — 2.25 Если в сердце бьется радость — 1.25 Негритянская колыбельная — 2 05 Обработки Дж. Р. Джонсона (1, 2, 4, 5), X. Джонсона (7), О. Пенки (3, 6), Дж. Клутзама (8) Сторона 2 Река покоя — 3.05 Распятие — 4.50 Мои бог, что за утро — 3.20 Приют на камне обрел я — 2.15 Я хочу попасть на небо— 1.30 Сирота — 3.20 О, как прекрасен град — 1.55 Обработки Дж. Р. Джонсона (1—3, 6), Л. Брауна (4), О. Пенки (5), Э. Сигмейстера (7) На английском языке ЛЮДМИЛА ФИЛАТОВА, меццо-сопрано СЕРГЕИ ЦАЦОРИН, орган Звукорежиссер Ф. Гурджи. Редактор К. Иванова. Художник В. Панкевич. Фото В. Барановского Запись 1984 г. Цифровое издание MEL CO 1184 конверт МОЗГ, зак. 272, тираж 5000 |
Народная артистка СССР Людмила Филатова — одна из ведущих солисток Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, исполнительница всех основных партий меццо-сопрано. Образы, создаваемые на сцене этой известной оперной певицей, всегда отмечены гармоническим соединением незаурядного природного дарования и высокого профессионального мастерства. Немалое место в творческой биографии певицы занимают концертные выступления. С самого начала артистической деятельности Филатова проявила себя как выдающаяся камерная певица, о чем свидетельствует первое место на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М.И. Глинки в 1960 году (за два года до этого Л. Филатова была зачислена в хор театра имени Кирова). С того времени и по сей день концерты Людмилы Филатовой — значительное явление музыкальной жизни нашей страны. Программы певицы всегда отличают тщательная продуманность, истинно творческий подход к отбору и глубокое понимание материала. Артистической индивидуальности Людмилы Филатовой равно близки и лирика, и гротеск, строгая гамма классики и смелая экспериментальность современной музыки. Ее концерты запоминаются цельностью, единством замысла. Таковы, например, программы, составленные из произведений Д. Д. Шостаковича или Г. Малера («Песни об умерших детях» и впервые исполненный в нашей стране цикл на стихи Ф. Рюккерта), многочисленные тематические программы, из которых прежде всего следует отметить концерт «Пушкин в русской музыке». Среди новых произведений советских композиторов, исполняемых певицей, немало созданных специально для нее. Один из интереснейших примеров — цикл псковских народных песен ленинградского композитора Вадима Николаевича Салманова, посвященный Людмиле Филатовой. Народным музыкальным творчеством певица занимается давно и серьезно. Ее увлекает и русский крестьянский фольклор, и так называемые «городские песни» и старинные русские романсы. Артистка часто обращается к самым популярным, можно сказать «запетым» песням и романсам. Не отступая от строгих принципов высокого профессионализма, но вместе с тем щедро раскрывая столь же высокие душевные качества, человечность и доброту своего таланта, Людмила Филатова как бы снимает с этих мелодий налет привычной обыденности и вновь открывает нам богатство и красоту непева. Естественным развитием интереса Филатовой к народному музыкальному творчеству стала программа, составленная из народных песен американских негров, так называемых «спиричуэлс». «Эти песни, – пишет американский фольклорист А. Ломакс, — являются самым значительным достижением музыкальной Америки, созданиями, достойными занять место в одном ряду с выдающимися образцами мировой музыкальной культуры». «Спиричуэлс» в переводе означает «духовные песни». В мелодике и поэтике этих песен с необычайной яркостью выражена душа народа, народа порабощенного, лишенного родины. Спиричуэлс начали создаваться в период рабства. Главная их тема — страдание и вера — несомненно связана с религиозными настроениями. Но с огромным драматизмом и эмоциональным накалом выражен и протест — гнев, боль, а порой ирония и даже прямой вызов «небесным силам». В спиричуэлс отсутствует характер молитвенного таинства – таким может быть разговор с соседом, братом. Земная сущность живет в мелодиях, ритмах, а многообразие и глубина содержания, эмоциональное богатство поистине неохватны. Людмила Филатова исполняет спиричуэлс в сопровождении органа. Впрочем, неверно было бы назвать исполнение партии органа просто сопровождением. Л. Филатова и органист Сергей Цацорин создали великолепный дуэт, в котором каждый выполняет определенную творческую задачу. В исполнении Цацорина орган звучит здесь несколько необычно. Тембры его скорее напоминают фисгармонию или небольшой переносный органчик. Исполнитель намеренно отказался от грандиозности, мощности органного звучания, не снимая, а порой даже усиливая высокую духовную устремленность инструмента, протяженность и глубину его дыхания. Партия органа — это еще один голос, живой, эмоциональный, который вплетается в мелодическую ткань основного напева, как близкий по духу собеседник… Людмила Филатова сказала однажды: «Столько интереснейшей музыки на свете, что ее не перепеть за всю жизнь». В этой творческой жадности — взять как можно больше из огромного мира искусства и донести до слушателя — заключен гражданственный смысл деятельности художника, музыканта-исполнителя. Галина Левашёва МОЗГ, 1985 Зак. 272. Тир. 5000 |
Текст на конверте пластинки Народная артистка СССР Людмила Павловна Филатова—одна из ведущих солисток Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, исполнительница всех основных партий меццо-сопрано. Образы, создаваемые на сцене этой известной оперной певицей, всегда отмечены гармоническим соединением незаурядного природного дарования и высокого профессионального мастерства. Немалое место в творческой биографии певицы занимают концертные выступления. С самого начала артистической деятельности Филатова проявила себя как выдающаяся камерная певица, о чем свидетельствует первое место на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М. И. Глинки в 1960 году (за два года до этого Л. Филатова была зачислена в хор театра имени Кирова). С того времени и по сей день концерты Людмилы Филатовой — значительное явление музыкальной жизни нашей страны. Программы певицы всегда отличают тщательная продуманность, истинно творческий подход к отбору и глубокое понимание материала. Артистической индивидуальности Людмилы Павловны Филатовой равно близки и лирика, и гротеск, строгая гамма классики и смелая экспериментальность современной музыки. Ее концерты запоминаются цельностью, единством замысла. Таковы, например, программы, составленные из произведений Д. Д. Шостаковича или Г. Малера («Песни об умерших детях» и впервые исполненный в нашей стране цикл на стихи Ф. Рюккерта), многочисленные тематические программы, из которых прежде всего следует отметить концерт «Пушкин в русской музыке». Среди новых произведений советских композиторов, исполняемых певицей, немало созданных специально для нее. Один из интереснейших примеров — цикл псковских народных песен ленинградского композитора Вадима Николаевича Салманова, посвященный Людмиле Филатовой. Народным музыкальным творчеством певица занимается давно и серьезно. Ее увлекает и русский крестьянский фольклор, и так называемые «городские песни», и старинные русские романсы. Артистка часто обращается к самым популярным, можно даже сказать «запетым» песням и романсам. Не отступая от строгих принципов высокого профессионализма, но вместе с тем щедро раскрывая столь же высокие душевные качества, человечность и доброту своего таланта, Людмила Филатова как бы снимает с этих мелодий налет привычной обыденности и вновь открывает нам богатство и красоту напева. Естественным развитием интереса Филатовой к народному музыкальному творчеству стала программа, составленная из народных песен американских негров, так называемых «спиричуэле». «Эти песни, — пишет американский фольклорист А. Ломаке, — являются самым значительным достижением музыкальной Америки, созданиями, достойными занять место в одном ряду с выдающимися образцами мировой музыкальной культуры». «Спиричуэле» в переводе означает «духовные песни». В мелодике и поэтике этих песен с необычайной яркостью выражена душа народа, народа порабощенного, лишенного родины. Не следует забывать, что спиричуэле начали создаваться в период рабства Главная их тема — страдание и вера — несомненно связана с религиозными настроениями. Но с огромным драматизмом и эмоциональным накалом выражен и протест — гнев, боль, а порой ирония и даже прямой вызов «небесным силам». В спиричуэле отсутствует характер молитвенного таинства — таким может быть разговор с соседом,, братом. Земная сущность живет в мелодиях, ритмах, а многообразие и глубина содержания, эмоциональное богатство поистине неохватны. Людмила Филатова исполняет спиричуэле в сопровождении органа. Впрочем, неверно было бы назвать исполнение партии органа просто сопровождением. Л. Филатова и органист Сергей Цацорин создали великолепный дуэт, в котором каждый выполняет определенную творческую задачу. Орган у Сергея Цацорина звучит здесь несколько необычно. Тембры его скорее напоминают фисгармонию или небольшой переносный органчик (какие звучали, да и по сей день, наверное, звучат, в маленьких методистских церковках негритянских деревушек и селений). Исполнитель намеренно отказался от грандиозности, мощности органного звучания, не снимая, а порой даже усиливая высокую духовную устремленность инструмента, протяженность и глубину его дыхания. Партия органа — это еще один голос, живой, эмоциональный, который вплетается в мелодическую ткань основного напева, как близкий по духу собеседник… Людмила Филатова сказала однажды: «Столько интереснейшей музыки на свете, что ее не перепеть за всю жизнь». В этой творческой жадности — взять как можно больше из огромного мира искусства и донести до слушателя — заключен гражданственный смысл деятельности художника, музыканта-исполнителя. Г. Левашева |