Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Народная артистка СССР Людмила Филатова — одна из ведущих солисток Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, исполнительница всех основных партий меццо-сопрано. Образы, создаваемые на сцене этой известной оперной певицей, всегда отмечены гармоническим соединением незаурядного природного дарования и высокого профессионального мастерства. Немалое место в творческой биографии певицы занимают концертные выступления. С самого начала артистической деятельности Филатова проявила себя как выдающаяся камерная певица, о чем свидетельствует первое место на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М.И. Глинки в 1960 году (за два года до этого Л. Филатова была зачислена в хор театра имени Кирова). С того времени и по сей день концерты Людмилы Филатовой — значительное явление музыкальной жизни нашей страны. Программы певицы всегда отличают тщательная продуманность, истинно творческий подход к отбору и глубокое понимание материала. Артистической индивидуальности Людмилы Филатовой равно близки и лирика, и гротеск, строгая гамма классики и смелая экспериментальность современной музыки. Ее концерты запоминаются цельностью, единством замысла. Таковы, например, программы, составленные из произведений Д. Д. Шостаковича или Г. Малера («Песни об умерших детях» и впервые исполненный в нашей стране цикл на стихи Ф. Рюккерта), многочисленные тематические программы, из которых прежде всего следует отметить концерт «Пушкин в русской музыке». Среди новых произведений советских композиторов, исполняемых певицей, немало созданных специально для нее. Один из интереснейших примеров — цикл псковских народных песен ленинградского композитора Вадима Николаевича Салманова, посвященный Людмиле Филатовой. Народным музыкальным творчеством певица занимается давно и серьезно. Ее увлекает и русский крестьянский фольклор, и так называемые «городские песни» и старинные русские романсы.
Артистка часто обращается к самым популярным, можно сказать «запетым» песням и романсам. Не отступая от строгих принципов высокого профессионализма, но вместе с тем щедро раскрывая столь же высокие душевные качества, человечность и доброту своего таланта, Людмила Филатова как бы снимает с этих мелодий налет привычной обыденности и вновь открывает нам богатство и красоту непева.
Естественным развитием интереса Филатовой к народному музыкальному творчеству стала программа, составленная из народных песен американских негров, так называемых «спиричуэлс». «Эти песни, – пишет американский фольклорист А. Ломакс, — являются самым значительным достижением музыкальной Америки, созданиями, достойными занять место в одном ряду с выдающимися образцами мировой музыкальной культуры».
«Спиричуэлс» в переводе означает «духовные песни». В мелодике и поэтике этих песен с необычайной яркостью выражена душа народа, народа порабощенного, лишенного родины. Спиричуэлс начали создаваться в период рабства. Главная их тема — страдание и вера — несомненно связана с религиозными настроениями. Но с огромным драматизмом и эмоциональным накалом выражен и протест — гнев, боль, а порой ирония и даже прямой вызов «небесным силам». В спиричуэлс отсутствует характер молитвенного таинства – таким может быть разговор с соседом, братом. Земная сущность живет в мелодиях, ритмах, а многообразие и глубина содержания, эмоциональное богатство поистине неохватны.
Людмила Филатова исполняет спиричуэлс в сопровождении органа. Впрочем, неверно было бы назвать исполнение партии органа просто сопровождением. Л. Филатова и органист Сергей Цацорин создали великолепный дуэт, в котором каждый выполняет определенную творческую задачу.
В исполнении Цацорина орган звучит здесь несколько необычно. Тембры его скорее напоминают фисгармонию или небольшой переносный органчик. Исполнитель намеренно отказался от грандиозности, мощности органного звучания, не снимая, а порой даже усиливая высокую духовную устремленность инструмента, протяженность и глубину его дыхания. Партия органа — это еще один голос, живой, эмоциональный, который вплетается в мелодическую ткань основного напева, как близкий по духу собеседник…
Людмила Филатова сказала однажды: «Столько интереснейшей музыки на свете, что ее не перепеть за всю жизнь». В этой творческой жадности — взять как можно больше из огромного мира искусства и донести до слушателя — заключен гражданственный смысл деятельности художника, музыканта-исполнителя.
Галина Левашёва

МОЗГ, 1985
Зак. 272. Тир. 5000