6 дней
О сайте75 14 | C 0663-4 1963, дата записи: 1963 |
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ СИМФОНИЯ № 40 СОЛЬ МИНОР. К. 550 1. Allegro moderato 2. Andante 3. Menuetto 4. Finale. Allegro assai СИМФОНИЯ № 24 СИ БЕМОЛЬ МАЖОР. К. 182 1. Allegro spiritoso 2. Andantino grazioso 3. Allegro Московский камерный оркестр Дирижер Рудольф Баршай Моно-вариант: Д 012411-2 |
Экспортное издание Лицевая сторона обложки |
Экспортное издание Обратная сторона обложки |
Апрелевский Завод Грампластинок © «Мелодия» Всесоюзная студия грамзаписи. Заказ 005713P Арт. 36-8. Цена 1 руб. 45 коп. |
Апрелевский Завод Грампластинок Сторона 1. ГОСТ 5289-80 |
Апрелевский Завод Грампластинок Сторона 2. ГОСТ 5289-80 |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок Обратная сторона обложки |
оборот конверта Апрелевский завод, 1990 |
ЛЗГ 24.12.86 З. 92-о-4050 Звукорежиссер И. Вепринцев |
Ленинградский завод, выпуск 1983, на этом конверте - пустой прямоугольник вместо цены |
"МЕЛОДИЯ", 1983. Запись 1963 г. Ленинградский завод грампластинок. Тираж 10.060. Звукорежиссёр И.Вепринцев Запись 1963 |
"МЕЛОДИЯ", 1983. Запись 1963 г. Ленинградский завод грампластинок. Тираж 10.060. Среди разнообразных инструментальных произведений Вольфганга Амадея Моцарта одно из важнейших мест принадлежит симфонии. К этому жанру композитор обращался постоянно. Свыше пятидесяти симфоний было создано Моцартом в течение двадцати трех лет: от сочиненных девятилетним мальчиком простых и непритязательных миниатюрных циклов до грандиозных поздних симфоний, принадлежащих, наряду с «Лондонскими» симфониями Гайдна, к вершинам добетховенского симфонизма. В 1773 — 1774 годах Моцарт после возвращения из Италии в Зальцбург написал девять симфоний (№ 22— 30), завершающих вереницу юношеских симфоний композитора. Наряду с шедеврами, открывающими дорогу в будущее (симфонии №25, 28, 29), среди них есть и произведения более традиционные, опирающиеся на принципы итальянского симфонизма, но и в них запечатлелись свежесть и обаяние моцартовской музыки, ее мелодическое богатство, непревзойденное совершенство и красота. Симфония № 24 си-бемоль мажор, KV 182 была завершена 3 октября 1773 года {в автографах симфоний этой группы даты были кем-то зачеркнуты — лишь недавно их удалось установить при помощи цветных фильтров). Это произведение представляет собой цикл из миниатюрных трех частей в сонатной форме (во второй и третьей частях без разработки), напоминающий многочисленные итальянские симфонии того периода, еще не утратившие связи с оперной увертюрой. Музыка симфонии незатейлива и безыскусна, светлые и жизнерадостные образы нигде не нарушаются драматическими контрастами. Скромный по составу оркестр (струнные, два гобоя, заменяемые во второй части двумя флейтами, и две валторны) звучит ярко и многокрасочно. Главная тема начального Allegro spiritoso чередует воинственные фанфарные унисоны tutti с камерной звучностью ответных фраз струнных. Побочная партия полна утонченной грации и изящества. Энергичный и упругий мотив связующего раздела получает дальнейшее развитие в лаконичной целеустремленной разработке и маленькой коде. Вторая часть, ми-бемоль-мажорное Andantino grazioso, проникнута светлой безмятежностью. Камерная изысканность, прозрачность звучания подчеркнута за-сурдиненными скрипками, pizzicato басов, колоритными тембрами флейт и валторн. Главная и побочная темы не контрастируют друг с другом — их отличает органичное сочетание изящества и лирической задушевности. В финальном Allegro оживают радостные образы первой части, воссозданные в движении стремительного трехдольного танца, которое пронизывает как нарядную и праздничную главную партию, так и близкую ей по облику побочную тему. Три последние симфонии — № 39 ми-бемоль мажор, KV 543, № 40 соль минор, KV 550 и № 41 до мажор, KV 551 «Юпитер»—были написаны Моцартом в Вене в июне — августе 1 788 года. Неизвестно, что явилось поводом к их возникновению, но, по-видимому, надежды композитора на исполнение симфоний не увенчались успехом, и Моцарт так и не услышал своих бессмертных творений. Эти произведения достойно завершают длительную эволюцию моцартовского симфонизма. В каждой симфонии господствует ярко индивидуальный образный строй — лирико-жанровый в Тридцать девятой, драматический в Сороковой, празднично-монументальный в Сорок первой, — но все они объединены поразительной красотой и совершенством музыки, и поныне остающимися непревзойденными. Мелодическое богатство, красочная инструментовка, скульптурная стройность композиции органично соединены здесь со сложностью и напряженностью развития, мастерским использованием полифонических приемов. Как и многие поздние сочинения Моцарта, последние симфонии далеко не сразу встретили успех у публики. Лишь в XIX столетии они прочно вошли в концертный репертуар. Симфония № 40 соль минор, KV 550 была закончена 25 июля 1788 года. Это произведение — одно из наивысших откровений моцартовского гения — давно завоевало широчайшую популярность у слушателей всего мира. Как и созданная пятнадцать лет назад Симфония № 25, KV 183 в той же тональности, Сороковая симфония — вторая и последняя минорная симфония Моцарта — воплощает эмоционально-возбужденные, тревожные и драматические образы, перекликающиеся с настроениями «бури и натиска», возникшими в немецкой литературе того времени. Но здесь эти образы отображены в музыке художником, находящимся на вершине творческой зрелости. Суровому драматизму, достигающему временами скорбного отчаяния, сопутствует лирическая взволнованность, делающая произведение одним из ярких предвестников романтического симфонизма, прежде всего «Неоконченной» симфонии Франца Шуберта. В отличие от других поздних симфоний Моцарта, монументальная торжественность сменяется здесь камерностью («исполненным фатализма камерным произведением» называл Симфонию № 40 Альфред Эйнштейн). В первоначальной редакции оркестр был ограничен струнными, флейтой и парами гобоев, фаготов и валторн, позднее Моцарт добавил в партитуру два кларнета, соответственно изменив партии гобоев (в настоящей записи симфония исполняется в первой редакции). Открывающая первую часть, Molto allegro, главная тема скрипок — гениальнейший пример инструментальной драматической мелодики Моцарта. Взволнованная, тревожная и в то же время напевная и задушевная, она с первых же тактов вводит в образный мир произведения, оттеняясь грозными аккордами tutti, мажорной, но столь же возбужденной мелодией связующей партии. Лишь побочная тема с ее светлой мажорной окраской, изяществом рисунка, хроматическими ходами перекличками струнных и деревянных духовых вносит некоторое успокоение, быстро уступающее место эмоциональной возбужденности. В разработке, целиком основанной на главной теме, вновь сгущаются сумрачные краски. Мелодия, появляясь в далеких тональностях и сопровождаясь заостренными диссонирующими гармониями, вступает затем в напряженную полифоническую разработку, увенчанную яркой кульминацией. Жалобные диалоги струнных и духовых, полное отчаяния tutti предваряют репризу, усиливающую драматический элемент полифоническим развитием связующего мотива, минорной переокраской побочной темы, обретающей оттенок печали и усталости. Суровыми и мужественными возгласами оркестра завершается первая часть. Вторая часть, Andante ми-бемоль мажор в сонатной структуре, — как бы лирическое интермеццо, создающее временное успокоение. Изложенная имитационно-полифонически главная тема (ее ласковые, как бы «просящие» интонации предвещают арию Тамино (№ 3) из «Волшебной флейты»), протяженная побочная партия, включающая, наряду с новой мелодией, развитие первой темы, расцвеченной свежими модуляциями, прозрачная по тембрам заключительная тема окрашены в безмятежные светло-лирические тона, объединяясь проходящими у различных инструментов «порхающими» мотивами. Лишь в разработке резкие тональные сдвиги, внезапные динамические контрасты омрачают колорит, вновь проясняющийся с наступлением репризы, Обрамляющие разделы третьей части, Menuetto. Allegretto, лишены обычного для менуэта танцевального оттенка. Суровая синкопированная мелодия неквадратного строения, заостренная хроматическими последовательностями и подвергающаяся напряженному полифоническому развитию, близка к исполненному драматической мощи шествию. И только средний эпизод, соль-мажорное Trio с его пасторальными тембрами духовых и прозрачностью фактуры, выдержан в светлом и безоблачном лирико-танцевальном характере. Финальное Allegro assai в сонатной форме перекликается с первой частью, обладая идентичными образным строем и драматургией. Его главная партия основан* на драматических контрастах восходящих мотивов струнных и грозных ответных фраз tutti, вливающихся в бурно-патетический связующий раздел. Как и в первой части, побочная тема вносит краткое успокоение — ее лирическая мелодия передается от струнных к духовым, звуча в просветленных мажорных тонах. Новый драматический перелом наступает в разработке, где интонационно-заостренное унисонное изложение начального мотива главной темы уступает место ее напряженному контрапунктическому развитию. Реприза целиком минорна: скорбно и надломленно звучит в ней побочная партия. Исполненные гневного пафоса и возбуждения фразы завершают одно из самых прекрасных и вдохновенных творений мирового симфонизма. «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для интерпретации артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей»,— писал Дмитрий Шостакович. Первые выступления Московского камерного оркестра состоялись в 1956 году. С тех пор коллектив приобрел мировую известность, с неизменным успехом выступая в нашей стране и за рубежом. Ансамбль отличает поразительное единство тембра струнных и духовых инструментов, теплота и выразительность звучания, тонкое ощущение стиля каждой эпохи. В репертуаре оркестра произведения Баха, Генделя, Перселла, Корелли, Вивальди, Боккерини, Гайдна, Моцарта, Шуберта, а наряду с ними сочинения выдающихся композиторов нашего столетия — Бартока, Мартину, Респиги, Пуленка, Бриттена, Прокофьева, Шостаковича, ряда других советских композиторов, многте из которых специально посвятили сочинения Московскому камерному оркестру. |
Ленинградский завод грампластинок Сторона 1. ГОСТ 5289-88 |
Ленинградский завод грампластинок Сторона 2. ГОСТ 5289-88 |
Апрелевский Завод Грампластинок © «Мелодия» Всесоюзная студия грамзаписи. Заказ 005675P Арт. 36-8. Цена 1 руб. 45 коп. |