Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
"МЕЛОДИЯ", 1983. Запись 1963 г. Ленинградский завод грампластинок. Тираж 10.060.

Среди разнообразных инструментальных произведений Вольфганга Амадея Моцарта одно из важнейших мест принадлежит симфонии. К этому жанру композитор обращался постоянно. Свыше пятидесяти симфоний было создано Моцартом в течение двадцати трех лет: от сочиненных девятилетним мальчиком простых и непритязательных миниатюрных циклов до грандиозных поздних симфоний, принадлежащих, наряду с «Лондонскими» симфониями Гайдна, к вершинам добетховенского симфонизма.
В 1773 — 1774 годах Моцарт после возвращения из Италии в Зальцбург написал девять симфоний (№ 22— 30), завершающих вереницу юношеских симфоний композитора. Наряду с шедеврами, открывающими дорогу в будущее (симфонии №25, 28, 29), среди них есть и произведения более традиционные, опирающиеся на принципы итальянского симфонизма, но и в них запечатлелись свежесть и обаяние моцартовской музыки, ее мелодическое богатство, непревзойденное совершенство и красота.
Симфония № 24 си-бемоль мажор, KV 182 была завершена 3 октября 1773 года {в автографах симфоний этой группы даты были кем-то зачеркнуты — лишь недавно их удалось установить при помощи цветных фильтров). Это произведение представляет собой цикл из миниатюрных трех частей в сонатной форме (во второй и третьей частях без разработки), напоминающий многочисленные итальянские симфонии того периода, еще не утратившие связи с оперной увертюрой. Музыка симфонии незатейлива и безыскусна, светлые и жизнерадостные образы нигде не нарушаются драматическими контрастами. Скромный по составу оркестр (струнные, два гобоя, заменяемые во второй части двумя флейтами, и две валторны) звучит ярко и многокрасочно.
Главная тема начального Allegro spiritoso чередует воинственные фанфарные унисоны tutti с камерной звучностью ответных фраз струнных. Побочная партия полна утонченной грации и изящества. Энергичный и упругий мотив связующего раздела получает дальнейшее развитие в лаконичной целеустремленной разработке и маленькой коде.
Вторая часть, ми-бемоль-мажорное Andantino grazioso, проникнута светлой безмятежностью. Камерная изысканность, прозрачность звучания подчеркнута за-сурдиненными скрипками, pizzicato басов, колоритными тембрами флейт и валторн. Главная и побочная темы не контрастируют друг с другом — их отличает органичное сочетание изящества и лирической задушевности.
В финальном Allegro оживают радостные образы первой части, воссозданные в движении стремительного трехдольного танца, которое пронизывает как нарядную и праздничную главную партию, так и близкую ей по облику побочную тему. Три последние симфонии — № 39 ми-бемоль мажор, KV 543, № 40 соль минор, KV 550 и № 41 до мажор, KV 551 «Юпитер»—были написаны Моцартом в Вене в июне — августе 1 788 года. Неизвестно, что явилось поводом к их возникновению, но, по-видимому, надежды композитора на исполнение симфоний не увенчались успехом, и Моцарт так и не услышал своих бессмертных творений. Эти произведения достойно завершают длительную эволюцию моцартовского симфонизма. В каждой симфонии господствует ярко индивидуальный образный строй — лирико-жанровый в Тридцать девятой, драматический в Сороковой, празднично-монументальный в Сорок первой, — но все они объединены поразительной красотой и совершенством музыки, и поныне остающимися непревзойденными. Мелодическое богатство, красочная инструментовка, скульптурная стройность композиции органично соединены здесь со сложностью и напряженностью развития, мастерским использованием полифонических приемов. Как и многие поздние сочинения Моцарта, последние симфонии далеко не сразу встретили успех у публики. Лишь в XIX столетии они прочно вошли в концертный репертуар. Симфония № 40 соль минор, KV 550 была закончена 25 июля 1788 года. Это произведение — одно из наивысших откровений моцартовского гения — давно завоевало широчайшую популярность у слушателей всего мира. Как и созданная пятнадцать лет назад Симфония № 25, KV 183 в той же тональности, Сороковая симфония — вторая и последняя минорная симфония Моцарта — воплощает эмоционально-возбужденные, тревожные и драматические образы, перекликающиеся с настроениями «бури и натиска», возникшими в немецкой литературе того времени. Но здесь эти образы отображены в музыке художником, находящимся на вершине творческой зрелости. Суровому драматизму, достигающему временами скорбного отчаяния, сопутствует лирическая взволнованность, делающая произведение одним из ярких предвестников романтического симфонизма, прежде всего «Неоконченной» симфонии Франца Шуберта. В отличие от других поздних симфоний Моцарта, монументальная торжественность сменяется здесь камерностью («исполненным фатализма камерным произведением» называл Симфонию № 40 Альфред Эйнштейн). В первоначальной редакции оркестр был ограничен струнными, флейтой и парами гобоев, фаготов и валторн, позднее Моцарт добавил в партитуру два кларнета, соответственно изменив партии гобоев (в настоящей записи симфония исполняется в первой редакции). Открывающая первую часть, Molto allegro, главная тема скрипок — гениальнейший пример инструментальной драматической мелодики Моцарта. Взволнованная, тревожная и в то же время напевная и задушевная, она с первых же тактов вводит в образный мир произведения, оттеняясь грозными аккордами tutti, мажорной, но столь же возбужденной мелодией связующей партии. Лишь побочная тема с ее светлой мажорной окраской, изяществом рисунка, хроматическими ходами перекличками струнных и деревянных духовых вносит некоторое успокоение, быстро уступающее место эмоциональной возбужденности. В разработке, целиком основанной на главной теме, вновь сгущаются сумрачные краски. Мелодия, появляясь в далеких тональностях и сопровождаясь заостренными диссонирующими гармониями, вступает затем в напряженную полифоническую разработку, увенчанную яркой кульминацией. Жалобные диалоги струнных и духовых, полное отчаяния tutti предваряют репризу, усиливающую драматический элемент полифоническим развитием связующего мотива, минорной переокраской побочной темы, обретающей оттенок печали и усталости. Суровыми и мужественными возгласами оркестра завершается первая часть.
Вторая часть, Andante ми-бемоль мажор в сонатной структуре, — как бы лирическое интермеццо, создающее временное успокоение. Изложенная имитационно-полифонически главная тема (ее ласковые, как бы «просящие» интонации предвещают арию Тамино (№ 3) из «Волшебной флейты»), протяженная побочная партия, включающая, наряду с новой мелодией, развитие первой темы, расцвеченной свежими модуляциями, прозрачная по тембрам заключительная тема окрашены в безмятежные светло-лирические тона, объединяясь проходящими у различных инструментов «порхающими» мотивами. Лишь в разработке резкие тональные сдвиги, внезапные динамические контрасты омрачают колорит, вновь проясняющийся с наступлением репризы,
Обрамляющие разделы третьей части, Menuetto. Allegretto, лишены обычного для менуэта танцевального оттенка. Суровая синкопированная мелодия неквадратного строения, заостренная хроматическими последовательностями и подвергающаяся напряженному полифоническому развитию, близка к исполненному драматической мощи шествию. И только средний эпизод, соль-мажорное Trio с его пасторальными тембрами духовых и прозрачностью фактуры, выдержан в светлом и безоблачном лирико-танцевальном характере.
Финальное Allegro assai в сонатной форме перекликается с первой частью, обладая идентичными образным строем и драматургией. Его главная партия основан* на драматических контрастах восходящих мотивов струнных и грозных ответных фраз tutti, вливающихся в бурно-патетический связующий раздел. Как и в первой части, побочная тема вносит краткое успокоение — ее лирическая мелодия передается от струнных к духовым, звуча в просветленных мажорных тонах. Новый драматический перелом наступает в разработке, где интонационно-заостренное унисонное изложение начального мотива главной темы уступает место ее напряженному контрапунктическому развитию. Реприза целиком минорна: скорбно и надломленно звучит в ней побочная партия. Исполненные гневного пафоса и возбуждения фразы завершают одно из самых прекрасных и вдохновенных творений мирового симфонизма.

«Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для интерпретации артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей»,— писал Дмитрий Шостакович.
Первые выступления Московского камерного оркестра состоялись в 1956 году. С тех пор коллектив приобрел мировую известность, с неизменным успехом выступая в нашей стране и за рубежом.
Ансамбль отличает поразительное единство тембра струнных и духовых инструментов, теплота и выразительность звучания, тонкое ощущение стиля каждой эпохи.
В репертуаре оркестра произведения Баха, Генделя, Перселла, Корелли, Вивальди, Боккерини, Гайдна, Моцарта, Шуберта, а наряду с ними сочинения выдающихся композиторов нашего столетия — Бартока, Мартину, Респиги, Пуленка, Бриттена, Прокофьева, Шостаковича, ряда других советских композиторов, многте из которых специально посвятили сочинения Московскому камерному оркестру.