6 дней
О сайте11 2 | С 0433-4 1962 |
Аве Мария (И. С. Бах — Ш. Гуно) (лат. яз.) Речитатив и ария Уриэля из оратории «Сотворение мира» (И. Гайдн); Концертная ария, К. 420 (В. Моцарт); Ария Иосифа из оперы «Иосиф в Египте» (Э. Мегюль) (нем. яз.) Ария (Sei miei sospiri) (А. Страделла); Ария Париса из оперы «Парис и Елена» (К. Глюк) (ит. яз.) Ария из оратории "Stabat mater" (Дж. Россини) (ит. яз.) Моно-вариант: Д 010969-70, в котором присутствует также композиция "О милый мой". Записано в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского, 1961 год. |
Оборот. "Международная Книга". Аннотация: В один из ноябрьских вечеров 1923 года старинный рижский зал "Черноголовых" был переполнен: перед публикой выступал девятилетний певец Михаил Александрович. Отправляясь в этот первый в его жизни открытый концерт, юный артист не забыл захватить с собой мяч и деревянную палку с лошадиной головой - в перерыве между двумя отделениями концерта он с увлечением отдавался детским играм. Но и на эстраде будущий певец сохранял невозмутимое спокойствие и серьезность. Он словно понимал, что эта встреча с большой аудиторией сулит ему многое. Это понимали и опытные музыканты, присутствующие в зале. С той поры прошло более трёх десятилетий. Но спетая тогда песня Шуберта "Шарманщик" с любовью сохраняется в репертуаре известного советского певца-артиста Михаила Александровича. Его детство протекало в Латвии. Он родился в июле 1914 года в селе Берспилс (Латгальская область). Семья жила в крайней нужде. Отец, музыкант-любитель, обучал своих малолетних детей песням, и в эти занятия вкладывал всю страсть к музыке. В возрасте пяти лет Миша Александрович пел народную песню "Спи, младенец мой прекрасный", на слова Лермонтова и пел не по летам вдумчиво. Он сразу запоминал мелодии песен. услышанных на улице. В рижской народной консерватории семилетний певец занимался сначала теорией музыки и фортепианной игрой, а затем приступил к изучению концертного репертуара, основу которого составили народные мелодии, а также произведения Римского-Корсакова, Шуберта, Грига, Гуно. К счастью для певца, его первые наставники направляли усилия не столько к развитию, сколько к охране хрупкого голоса (ребёнок-певец совершил трёхлетнюю концертную поездку по городам европейских стран). В юношеском возрасте, когда вполне определились у Александровича черты выразительного, красивого по тембру лирического тенора, певец нашел поддержку в лице опытного педагога-вокалиста Реи Ратнер, воспитанницы Петербургской консерватории. Её вокальная школа основывалась на строго индивидуальном подходе к каждому ученику. Пройдя эту плодотворную школу, М. Александрович в дальнейшем совершенствовал своё искусство в Италии (1934-1936) под руководством профессора Динн Джильи. "Итальянский" период оставил ощутимый след в творческой жизни артиста, что проявилось и в характере вокально техники и в особенностях репертуара. В течение нескольких лет Михаил Александрович пел в Англии, посетил Францию, Австрию, Польшу, На конкурсе солистов-певцов в Риге он занимает одно из первых мест. На сцене оперного театра в Литве создаёт живые образы Неморино ("Любовный напиток" Доницетти), герцога ("Риголетто" Верди), Альфреда ("Травиата"), успешно выступает на концертной эстраде и по радио. Воссоединение Латвии и других Прибалтийских республик с Советским Союзом в 1940 году открыло новую страницу в артистической деятельности молодого певца. Началась новая свободная творческая жизнь. Эту радость мирного труда нарушило нападение гитлеровцев на страну социализма. Михаил Александрович несёт своё искусство защитникам Отчизны, выступает в воинских частях Закавказского и Северо-Кавказского фронтов. "Никогда, ни при каких концертных залах мира, - вспоминал вспоследствии артист, - я не испытывал такой творческой радости, как во время выступлений перед бойцами Красной армии на горных перевалах Кавказа, на высоте трёх тысяч метров, и на боевых кораблях Балтийского флота в дни блокады Ленинграда". В июле 1943 года состоялся первый концерт Александровича в Москве, первое знакомство москвичей с искусством талантливого артиста. Знакомство перешло в постоянное общение и дружбу с благодарным и требовательным советским слушателем. Троекратная поездка М. Александровича по Советскому Союзу (Украина и Заполярье, Урал, Средняя Азия) ещё более расширила круг аудитории, знавшей песни Михаила Александровича по многочисленным радиопередачам и граммофонным записям. И не только в столичных республиканских центрах, но и в посёлках Донбасса и Кузбасса, в цехах заводов, на целинных землях Алтайского края, в колхозах Ростовской области - повсюду находил артист любителей и друзей песни, повсюду требовали у него и арию Каварадосси из оперы "Тоска", и задушевную советскую песню, и знаменитую неаполитанскую мелодию "Сорренто". Преобладающие черты в искусстве Михаила Александровича - Склонность к чистой, мягкой, ровной кантилене. Голос для него - это прежде всего "поющая душа". В репертуаре артиста почётное место заняли итальянские "песни улицы", неаполитанские народные мелодии, дышащие солнцем и морем, песни Биксио, Куртиса, Капуа; в более крупном плане - ария Неморино из оперы "Любовный напиток" Доницетти, канцона Альмавивы из "Севильского цирюльника" ария Вертера (опера "Вертер" Массне) и Елеазара ("Дочь кардинала" Галеви), оперные мелодии Леонкавалло и Пуччини. В 1948 году М. Александрович выступил с первой программой русской камерной классики (романсы и песни Варламова, Гурилёва, Глинки, Чайковского). Это было не лёгким делом для певца, воспитанного на принципах итальянской школы. Переход от b e l c a n t o к манере русского реалистического пения требовал больших усилий, изучения поэтического русского языка. Каждая новая программа ставит перед исполнителем новые стилистические задачи: в свой репертуар М. Александрович включает песни советских композиторов А. Хачатуряна, А. Новикова, М. Блантера, песни стран народной демократии, песни народов Латинской Америки. Певец обращается к жизненной теме патриотизма советских людей и борьбы за мир. Искусство камерного пения очень сложно: ведь на "коротком дыхании" надо так много сказать слушателю... Чтобы помочь аудитории воспринять музыку, Михаил Александрович прибегает к различным формам концерта. Исполняя классические произведения, он стремится воссоздать музыкальный колорит эпохи, поёт в сопровождении трио, квартета, арфы, так хорошо сливающейся с лирическим тенором. Орган, симфонический оркестр, специальный ансамбль, сопровождающий латиноамериканские песни - всё вносит особые краски в исполнение вокального репертуара. Л. Синявер |
Михаил Александрович (тенор) Mikhail Alexandrovich (tenor) Stereo 33C 0333—34 (a) MELODIYA USSR RECORDS FIRM Внешторгиздат. Переиздание между 1964 и 1971 годом. |
М. АЛЕКСАНДРОВИЧ На этой пластинке записаны арии из опер и кантат Баха, Глюка, Мегюля, Гайдна, Россини, Страделлы в исполнении М. Александровича. "Аве Мария" И.С. Баха (1685-1750) в обработке Ш. Гуно привлекает огромным, светлым чувством, искренностью и необычайной выразительностью. Тема скорби и страдания лишена в ней церковного, мистического характера. Глубокая человечность музыкального образа подчеркивается внутренним драматизмом и напряженной страстностью мелодии. Оратория "Сотворение мира" написана И. Гайдном (1732-1809) в конце его жизни. Неиссякаемое мелодическое богатство, грандиозность замысла делают ораторию одним из самых выдающихся произведением композитора. В исполнении М. Александровича на этой пластинке записана ария Уриэля из оратории. Концертная ария Моцарта полна виртуозного блеска и изящества. Глубина содержания и прозрачная ясность изложения придают арии огромную силу эмоционального воздействия. Романтичность, красочность, остроумное использование лейтмотивов в характеристиках действующих лиц - отличают лучшую оперу композиторов эпохи французской буржуазной революции Э. Мегюля (1763-1817) "Иосиф в Египте". Итальянский композитор А. Страделла (1645-1682) - автор многих ораторий, написанных на сюжеты бытового характера. Музыка Страделлы основана на народных мелодиях. Ария Т. Джиордани "О, милый мой" необычайно мелодична. Непосредственность и свежесть выражения роднят её с итальянской народной песней. Опера немецкого композитора К. Глюка (1714-1787) "Парис и Елена" написана на сюжет греческой мифологии и повествует о любви троянского царя Париса к Прекрасной Елене. Музыка оперы проста и искренна, свободна от помпезности и модных в то время внешних эффектов. Кристально чистая, ясная и задушевная, она не потеряла своего обаяния и в наши дни. Итальянский композитор Дж. Россини (1792-1868) известен как автор многочисленных опер. Он является также автором нескольких произведений, написанных на религиозные темы. Среди них - знаменитая "Стабат матер" (Мать скорбящая стояла). Исполнительское творчество М. Александровича хорошо известно советским слушателям. Музыкальное образование М. Александрович получил в Рижской консерватории. Учился в Италии, гастролировал во многих странах Европы, был солистом оперы. В 1947 году М. Александровичу присвоено звание заслуженного артиста РСФСР; в 1948 году - удостоен Государственной премии. Л. Позднякова. This record contains arias from operas and cantatas by Bach, Gluck, Méhul, Rossini and Stradella, sung by M. Alexandrovich. Ave Maria by J.S. Bach (1865-1750) arr. By Ch. Gounod, appeals to the listener with its deep, peaceful feeling, its extreme sincerity and expressiveness. In it, the theme of sorrow and suffering has nothing of religious mysticism. The profound humanness of the musical image is emphasized by the inner dramatism and the tense passionateness of the melody. The Creation, an oratorio by J. Haydn (1732-1809), was written in the last years of the composer’s life. Its inexhaustible melodious depth, the greatness of its message, make this oratorio one of Haydn’s most outstanding works. Recorded here is Uriel’s aria from The Creation, sung by M. Alexandrovich. The concert aria by Mozart is virtuosic, brilliant, graceful. Its profound import and the transparent clarity of narrate on account for its great emotional effect. Romanticism, colorfulness, witty uses of leitmotifs to describe its characters, serve to distinguish Joseph, the best opera by E. Méhul (1763-1817), a composer of the period of the French Bourgeois Revolution. The Italian composer A. Stradella (1645-1682) is the author of a large number of oratorios written on subjects of everyday life. Stradella’s music is based on folk songs. T. Giordani’s aria “O, my Beloved” is extremely melodious. In its sincerity and clarity of expression, it resembles Italian folk songs. The opera Paride ed Elena, by the German composer C. Gluck, was written on a subject from Greek mythology. It tells of the love of the Trojan kind’s son Paris for Helen in Gluck’s day. Crystal clear, pure and sincere, it has lost none of its charm even to this day. The Italian composer G. Rossini (1792-1868) is known as the author of many operas. He also wrote a number of compositions on religious themes. Among them is the famous Stabat Mater (“The Mother was Standing”). M. Alexandrovich’s art is well-known to the Soviet public. The singer received his musical education et the Riga Conservatoire. He then studied in Italy. M. Alexandrovich toured many European countries and was a soloist at the opera. In 1947, M. Alexandrovich received the title of Honoured Artist of the R.S.F.S.R. and in 1948 was awarded the State Prize. L. Pozdnyakova. Made in USSR Внешторгиздат. Заказ 005 172/Р 2 Примечание: указанная в аннотации ария Т. Джиордани присутствует на монофонической пластинке Д 010969-70. |
Апрелевский завод Сторона 1. ТУ Ф-16 33С-0433 Made in USSR Вторая гр. |
Апрелевский завод Сторона 2. ТУ Ф-16 33С-0434 Made in USSR Вторая гр. |