Оборот. "Международная Книга".
Аннотация:
В один из ноябрьских вечеров 1923 года старинный рижский зал "Черноголовых" был переполнен: перед публикой выступал девятилетний певец Михаил Александрович. Отправляясь в этот первый в его жизни открытый концерт, юный артист не забыл захватить с собой мяч и деревянную палку с лошадиной головой - в перерыве между двумя отделениями концерта он с увлечением отдавался детским играм. Но и на эстраде будущий певец сохранял невозмутимое спокойствие и серьезность. Он словно понимал, что эта встреча с большой аудиторией сулит ему многое. Это понимали и опытные музыканты, присутствующие в зале. С той поры прошло более трёх десятилетий. Но спетая тогда песня Шуберта "Шарманщик" с любовью сохраняется в репертуаре известного советского певца-артиста Михаила Александровича.
Его детство протекало в Латвии. Он родился в июле 1914 года в селе Берспилс (Латгальская область). Семья жила в крайней нужде. Отец, музыкант-любитель, обучал своих малолетних детей песням, и в эти занятия вкладывал всю страсть к музыке. В возрасте пяти лет Миша Александрович пел народную песню "Спи, младенец мой прекрасный", на слова Лермонтова и пел не по летам вдумчиво. Он сразу запоминал мелодии песен. услышанных на улице. В рижской народной консерватории семилетний певец занимался сначала теорией музыки и фортепианной игрой, а затем приступил к изучению концертного репертуара, основу которого составили народные мелодии, а также произведения Римского-Корсакова, Шуберта, Грига, Гуно. К счастью для певца, его первые наставники направляли усилия не столько к развитию, сколько к охране хрупкого голоса (ребёнок-певец совершил трёхлетнюю концертную поездку по городам европейских стран). В юношеском возрасте, когда вполне определились у Александровича черты выразительного, красивого по тембру лирического тенора, певец нашел поддержку в лице опытного педагога-вокалиста Реи Ратнер, воспитанницы Петербургской консерватории. Её вокальная школа основывалась на строго индивидуальном подходе к каждому ученику. Пройдя эту плодотворную школу, М. Александрович в дальнейшем совершенствовал своё искусство в Италии (1934-1936) под руководством профессора Динн Джильи. "Итальянский" период оставил ощутимый след в творческой жизни артиста, что проявилось и в характере вокально техники и в особенностях репертуара. В течение нескольких лет Михаил Александрович пел в Англии, посетил Францию, Австрию, Польшу, На конкурсе солистов-певцов в Риге он занимает одно из первых мест. На сцене оперного театра в Литве создаёт живые образы Неморино ("Любовный напиток" Доницетти), герцога ("Риголетто" Верди), Альфреда ("Травиата"), успешно выступает на концертной эстраде и по радио.
Воссоединение Латвии и других Прибалтийских республик с Советским Союзом в 1940 году открыло новую страницу в артистической деятельности молодого певца. Началась новая свободная творческая жизнь. Эту радость мирного труда нарушило нападение гитлеровцев на страну социализма. Михаил Александрович несёт своё искусство защитникам Отчизны, выступает в воинских частях Закавказского и Северо-Кавказского фронтов. "Никогда, ни при каких концертных залах мира, - вспоминал вспоследствии артист, - я не испытывал такой творческой радости, как во время выступлений перед бойцами Красной армии на горных перевалах Кавказа, на высоте трёх тысяч метров, и на боевых кораблях Балтийского флота в дни блокады Ленинграда".
В июле 1943 года состоялся первый концерт Александровича в Москве, первое знакомство москвичей с искусством талантливого артиста. Знакомство перешло в постоянное общение и дружбу с благодарным и требовательным советским слушателем. Троекратная поездка М. Александровича по Советскому Союзу (Украина и Заполярье, Урал, Средняя Азия) ещё более расширила круг аудитории, знавшей песни Михаила Александровича по многочисленным радиопередачам и граммофонным записям. И не только в столичных республиканских центрах, но и в посёлках Донбасса и Кузбасса, в цехах заводов, на целинных землях Алтайского края, в колхозах Ростовской области - повсюду находил артист любителей и друзей песни, повсюду требовали у него и арию Каварадосси из оперы "Тоска", и задушевную советскую песню, и знаменитую неаполитанскую мелодию "Сорренто".
Преобладающие черты в искусстве Михаила Александровича - Склонность к чистой, мягкой, ровной кантилене. Голос для него - это прежде всего "поющая душа". В репертуаре артиста почётное место заняли итальянские "песни улицы", неаполитанские народные мелодии, дышащие солнцем и морем, песни Биксио, Куртиса, Капуа; в более крупном плане - ария Неморино из оперы "Любовный напиток" Доницетти, канцона Альмавивы из "Севильского цирюльника" ария Вертера (опера "Вертер" Массне) и Елеазара ("Дочь кардинала" Галеви), оперные мелодии Леонкавалло и Пуччини.
В 1948 году М. Александрович выступил с первой программой русской камерной классики (романсы и песни Варламова, Гурилёва, Глинки, Чайковского). Это было не лёгким делом для певца, воспитанного на принципах итальянской школы. Переход от b e l c a n t o к манере русского реалистического пения требовал больших усилий, изучения поэтического русского языка. Каждая новая программа ставит перед исполнителем новые стилистические задачи: в свой репертуар М. Александрович включает песни советских композиторов А. Хачатуряна, А. Новикова, М. Блантера, песни стран народной демократии, песни народов Латинской Америки. Певец обращается к жизненной теме патриотизма советских людей и борьбы за мир.
Искусство камерного пения очень сложно: ведь на "коротком дыхании" надо так много сказать слушателю... Чтобы помочь аудитории воспринять музыку, Михаил Александрович прибегает к различным формам концерта. Исполняя классические произведения, он стремится воссоздать музыкальный колорит эпохи, поёт в сопровождении трио, квартета, арфы, так хорошо сливающейся с лирическим тенором.
Орган, симфонический оркестр, специальный ансамбль, сопровождающий латиноамериканские песни - всё вносит особые краски в исполнение вокального репертуара.
Л. Синявер