5 дней
О сайте28 1 | С10-10909-10 1978 |
I сторона Неизвестный автор (XVII век) «ВЕСЕЛИТЕСЯ, ПРАВЕДНИК», рождественская стихира (4.44) Неизвестный автор (XVII век) «КТО НЫ РАЗЛУЧИТ» (4.19) Василий Титов (ок. 1650 — ок. 1715) «ВСЕМИРНУЮ СЛАВУ» (2.45) «ДНЕСЬ ХРИСТОС» (5.30) II сторона Василий Титов (ок. 1650 — ок. 1715) «БЕЗНЕВЕСТНАЯ ДЕВО» (3.11) Николай Дилецкий (ок. 1630 — после 1681) «ВОСКРЕСЕНСКИЙ КАНОН» (6.55) Дмитрий Бортнянский (1751 — 1825) «ВСКУЮ ПРИСКОРБНА ЕСИ, ДУШЕ МОЯ» (7.42) Солисты: В. Ларин, А. Строганова, А. Сафиулин (6) H. Герасимова, Е. Оболенская А. Пружанский, А. Сафиулин (7) Звукорежиссеры: Е. Бунеева, И. Вепринцев Редактор И. Орлова Цифровое издание MEL CO 1358 В настоящей пластинке тематически объединены произведения старинной русской музыки, пользующиеся неизменным успехом в концертном исполнении. Среди них сочинения двух неизвестных русских композиторов третьей четверти XVII века, а также произведения замечательных мастеров — В. П. Титова (ок. 1650 — ок. 1715), Н. П. Дилецкого (ок. 1630 — после 1681) и Д. С. Бортнянского (1751 — 1825). Принадлежащие к партесному стилю XVII — XVIII веков и классике конца XVIII — начала XIX века, эти произведения характеризуют высокий художественный уровень нашей хоровой профессиональной культуры за полтора столетия. Разнообразие настроений — то гимнически ликующих, то печально-лирических — и мастерство музыкального выражения показывают исключительные достижения русского хорового искусства и в далеком прошлом, и непосредственно в предглинкинское время. Используя духовные тексты, композиторы передавали чувства людей той эпохи, их жажду отдохновения от житейских волнений, но отнюдь не абстрактно, а со всей искренностью переживания. Сопоставление исполняемых хоровых сочинений позволяет заметить эволюцию музыкальных форм, в партесном стиле основанных на развитии одного художественного образа, у Бортнянского же представляющих совокупность контрастирующих образов. В рамках единого настроения композиторы достигали разнообразия оттенков, мастерски применяя в этих целях средства хорового изложения: сопоставления ансамбля голосов и полного tutti, различие регистров, вопросо-ответные структуры, чрезвычайно оживлявшие фактуру произведения. На позднейшем историческом этапе (Бортнянский) вошла в обиход музыкальная форма, складывающаяся из нескольких частей с различным тематическим материалом и в разном движении, создавая усложненную образную сферу произведения. Московский камерный хор завоевал широкую популярность и признательность любителей хоровой музыки в Советском Союзе и в тех странах, где он гастролировал, — в Польше, Чехословакии, Австрии, Турции, США, Канаде. Организатор и художественный руководитель хора народный артист РСФСР, профессор Владимир Николаевич Минин в прошлом возглавлял Молдавскую хоровую капеллу «Дойна», Ленинградскую академическую хоровую капеллу имени Глинки, был педагогом и руководителем хора Новосибирской консерватории, позднее — ректором Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных в Москве. Ныне является также главным дирижером Государственного академического русского хора СССР. В. H. Минин — воспитанник крупнейших советских хоровых деятелей — профессора В. Г. Соколова, по классу которого он в 1950 году окончил Московскую государственную консерваторию, и профессора А. В. Свешникова, у которого занимался в аспирантуре. Организованный первоначально из студентов и любителей хорового пения, Московский камерный хор с 1974 года является профессиональным коллективом с широким диапазоном деятельности. Хор мог бы быть назван и ансамблем солистов. Каждый из певцов обладает хорошими вокальными данными, что позволяет достигать красивого звучания, богатого по тембрам как в сольных партиях, так и в tutti. Вл. Протопопов |
Большое количество произведений из репертуара Московского камерного хора под управлением Владимира Минина уже записано на долгоиграющих пластинках, выпущенных фирмой «Мелодия». В настоящей пластинке тематически объединены произведения старинной отечественной музыки, пользующиеся неизменным успехом в концертном исполнении. Среди них сочинения двух неизвестных русских композиторов третьей четверти XVII века, а также произведения замечательных мастеров — Василия Титова (ок. 1650–ок. 1715), Николая Дилецкого (ок. 1630–ок. 1681) и Дмитрия Бортнянского (1751–1825). Принадлежащие к партесному стилю XVII–XVIII веков и классике конца XVIII–начала XIX века, эти произведения характеризуют высокий художественный уровень нашей хоровой профессиональной культуры за полтора столетия. Разнообразие настроений — то гимнически ликующих, то печально-лирических — и мастерство музыкального выражения показывают исключительные достижения русского хорового искусства и в далеком прошлом, и непосредственно в предглинкинское время. Используя духовные тексты, композиторы передавали чувства людей той эпохи, их жажду отдохновения от житейских волнений, но отнюдь не абстрактно, а со всей искренностью переживания. Сопоставление исполняемых хоровых сочинений позволяет приметить эволюцию музыкальных форм, в партесном стиле основанных на развитии одного художественного образа, у Бортнянского же представляющих совокупность контрастирующих образов. В рамках единого настроения композиторы достигали разнообразия оттенков, мастерски применяя в этих целях средства хорового изложения: сопоставления ансамбля голосов и полного tutti, различие регистров, вопросо-ответные структуры, чрезвычайно оживлявшие фактуру произведения. На позднейшем историческом этапе (Бортнянский) пошла в обиход музыкальная форма, складывающаяся из нескольких частей с различным тематическим материалом и в разном движении, создавая усложненную образную сферу произведения. Кратко охарактеризуем записанные на пластинке произведения. Рождественская стихира «Веселитеся, праведни» неизвестного автора заимствована из большого рукописного сборника, происходящего из Новгородского края. И весь сборник, и исполняемая стихира свидетельствуют о большом композиторском и исполнительском искусстве древних новгородцев. Праздничное настроение, наполняющее этот хор, передается слушателю Камерным хором вне связи с религиозным сюжетом, как, вероятно, звучало это произведение и в прошлом, — все полно живой человеческой радости. Небольшой пятиголосный концерт «Кто ны разлучит» («Кто нас разлучит») заимствован из рукописного сборника XVII века, написанного и использовавшегося в Ростове Великом (Ярославском). В характере музыки концерта преобладает настроение затаенной печали. Отличительной особенностью здесь является диалогичность. Она оживляет движение, переходящее от вопросов одной группы голосов к ответам другой группы, в заключение же усиливается распевность интонаций и слитность всего построения концерта, подчеркивая основную мысль текста. Василий Титов в течение двадцати лет (1678–1698) пел в хоре государевых певчих дьяков, а затем находился на службе в других государственных учреждениях; в последние годы жизни руководил певческой школой. По трем записанным на пластинке концертам можно представить художественное мастерство и одаренность этого выдающегося русского композитора, перу которого принадлежат многие десятки произведений, иногда объединенных в циклы. Сочинения Титова получили распространение по всей России и на Украине. В них композитор широко пользовался бытующими музыкальными формами — куплетной, восходящей к народным образцам, рондообразной с припевом (рефреном) и другими, легко воспринимаемыми слушателем и позволяющими ему проникнуться передаваемым настроением. Велико мастерство Титова и в области полифонии, распределения гармонических звучностей, умение резюмировать мысль произведения в заключительных фразах. Склад сочинений Титова очень разнообразен — от трехголосия типа кантов до шестнадцати- и двадцатичетырехголосия некоторых хоров и циклов. Три хоровых концерта Василия Титова — все в разном характере. К концерту «Всемирную славу» можно отнести обозначение «высокоторжественный», принятое в XVII веке. Тут широкий размах и выдержанность в гимническом складе с большим значением tutti. Все устремлено к созданию образа ликования, твердой надежды на светлое будущее. Двенадцатиголосный концерт «Днесь Христос» носит живописно-изобразительный характер, рельефно передавая движение вод реки Иордан, ее спокойное течение и набегающие волны. «Безневестная дево» — концерт лирического содержания, или, по терминологии XVII века, «умилительный»; нежный женственный образ получает здесь вдохновенное воплощение благодаря многократным повторениям начальных слов. «Воскресенский (т.е. пасхальный) канон» Николая Дилецкого написан для восьмиголосного хора и в своем полном виде представляет обширный цикл из восьми крупных частей (песней). Сюда же композитор включил и другие пасхальные песнопения; на пластинке записаны лишь отрывки произведения. До сих пор Дилецкий был нам хорошо известен главным образом как выдающийся музыкальный теоретик и педагог, автор «Мусикийской грамматики» (1676-й и последующие годы). Записанное на пластинке произведение показывает его и как крупного композитора, создателя выразительной музыки и большого мастера хорового искусства. По происхождению украинец, Дилецкий получил образование в Виленской академии, работал же главным образом в России (Смоленск, Москва). В русских архивохранилищах, однако, пока нам неизвестны рукописи «Канона», но они есть в Киеве, из чего можно заключить, что «Канон» получил распространение на украинской земле. Хоровые концерты Дмитрия Бортнянского продолжают традиции партесного стиля, но основываются уже на принципах классической музыки последней четверти XVIII–начала XIX века. Годы, проведенные Бортнянским в Италии (1769–1779), обогатили его стиль достижениями европейской музыки, позволили широко и свободно использовать имитационный и гармонический склады, вплетая их в общую песенную форму произведения. Концерт № 33 «Вскую прискорбна еси, душе моя» («Почему ты скорбишь, моя душа») написал на текст отдельных фраз из псалмов 41, 22, 58. В нем четыре части: Largo, Allegro moderato, Larghetto и Allegro moderato. Каждая развивает свой музыкальный образ. Широкой распевности начального Largo контрастирует энергичная, волевая вторая часть в имитационном складе. Третья часть, сохранив в общем спокойный, гармонически уравновешенный образ, имеет некоторые отголоски имитационности предыдущий части, но окрашен он, как и первая часть, в минорные тона, представляя своего рода обобщение содержания всего концерта. По глубине чувства, разнообразию настроений, отточенности музыкальной формы концерт № 33 — типичнейшее творение замечательного композитора. Московский камерный хор, несмотря на свою относительную молодость, завоевал широкую популярность и признательность любителей хоровой музыки в Советском Союзе и в тех странах, где он гастролировал, — в Польше, Австрии, Турции, США, Канаде. Организатор и художественный руководитель хора народный артист РСФСР Владимир Николаевич Минин в прошлом был руководителем Молдавской капеллы «Дойна», педагогом и руководителем хора Новосибирской консерватории, позднее — Ленинградской академической хоровой капеллы имени Глинки, ныне же является педагогом и ректором (с 1971 года) Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных в Москве. Владимир Минин — воспитанник крупнейших советских хоровых деятелей — профессора В.Г. Соколова, по классу которого он в 1959 году окончил Московскую государственную консерваторию, и профессора А.В. Свешникова, у которого занимался в аспирантуре. Восприняв от своих учителей лучшие качества хорового дирижера, Владимир Минин приумножил их в своей многолетней самостоятельной деятельности. Исполнение хора под управлением Владимира Минина отличается глубочайшим знанием стиля исполняемой музыки, средств ее выразительности, тончайшими нюансами, подсказанными содержанием, красотой хорового звучания и разнообразием тембров. Эти качества позволяют Камерному хору исполнить произведение разных эпох и национальных школ, с исключительной проникновенностью раскрывая художественный замысел создателей музыки. Организованный первоначально из студентов и любителей хорового пения, Камерный хор с 1974 года является профессиональным коллективом с широким диапазоном деятельности. «Ансамблем энтузиастов» назвал Камерный хор известный музыкальный критик Юрий Корев. Он же указал на то, что успех рецензировавшегося им концерта — это «успех принципиальный и индивидуальный — утверждение творческих возможностей и принципов ансамбля данного типа, данного коллектива»; «концерт вселил добрые надежды на будущее» («Правда» от 22 января 1974 года). Прошедшие с тех пор годы оправдали эти надежды: деятельность Камерного хора развернулась вширь и вглубь как по качеству исполнения, так и в отношении репертуара. Немногочисленный по составу певцов (26 человек), Московский камерный хор мог бы быть назван и ансамблем солистов. Каждый из певцов обладает хорошими вокальными данными, позволяющими ему солировать, в сочетании же достигается большое разнообразие тембров. Тонкое, в собственном смысле, камерное звучание отдельных и группы партий легко сменяется густым tutti, иногда с органным оттенком. Народные песни, старинные русские распевы, классические произведения XVI–XIX веков в исполнении Камерного хора предстают перед слушателями словно бы в том виде, как в эпоху их создания, но в то же время одухотворенными новым истолкованием, свойственным нашей современности. Точное следование стилю прошлых веков, но без нарочитой стилизации — ценнейшее качество искусства Владимира Минина и руководимого им хора. Музыка нынешнего века звучит в его исполнении со всей непосредственностью и жизненностью, отражая мысль и настроения нас самих и наших современников. Нотные материалы к исполнению произведений XVII века подготовили Нина Герасимова-Персидская («Канон» Дилецкого), Татьяна Владышевская («Днесь Христос» Титова) и автор этих строк (остальные сочинения). Владимир Протопопов, доктор искусствоведения |
Неизв. авт. (17 век). Веселитеся, праведнии: Рождественская стихира; Кто ны разлучит. Титов В. Всемирную славу; Днесь Христос; Безневестная дево. Дилецкий Н. Воскресенский канон. Бортнянский Д. Вскую прискорбна еси, душе моя |