5 дней
О сайте15 5 | М60 46471 007 1985, дата записи: 1937-1940 гг. |
Сторона 1 Звуки джаза (А. Цфасман) — 2.48 (6376 — 1938 г.) Неудачное свидание (А. Цфасман — В. Трофимов) — 2.56 (5924 — 1937 г.) Джозеф (С. Кан, С. Чаплин) — 2.38 (9107— 1939 г.) Я в хорошем настроении (А. Цфасман) — 3.02 (9191 — 1939 г.) Джаз-оркестр под управлением А. Цфасмана Свит су (В. Янг)—2.15 (6413 — 1938 г.) Луна (P. Роджерс — Н. Коваль) — 3.00 (6412 — 1938 г.) Дикси-ли (обр. А. Варламова) — 2.30 (6423 — 1938 г.) Джаз-оркестр под управлением А. Варламова Сторона 2 Джаз-болельщик (обр. О. Кандата — В. Лебедев-Кумач) — 3.00 (ЭЗ 407 — 1939 г.) Искушение (Н. Браун) —2.43 (7341 — 1938 г.) Одиночество (Д. Эллингтон) — 2.48 (9342 — 1939 г.) По волнам (обр. А. Котлярского) — 2.40 (9343 — 1939 г.) Джаз-оркестр под управлением Л. Утесова Первый поцелуй (обр. И. Жака)—2.17 (5766 — 1937 г.) Блюз (М. Феркельман) — 3.04 (10112—1940 г.) Моя красавица (С. Секунда, Ш. Брукс) — 2.52 (10115— 1940 г.) Джаз-оркестр под управлением Я. Скоморовского Реставратор Т. Павлова. Редактор Г. Скороходов. Художник Б. Дударев Предыдущие выпуски «Антологии советского джаза»: М60 45827 006 — «Первые шаги». Записи 20-х — 30-х годов М60 46115 001 — «Голубая ночь». Джаз-оркестр п/у Я. Скоморовского. Записи 30-х годов Записи 1930-х гг. Третья пластинка из серии «Антология советского джаза». |
Очередная пластинка серии «Антология советского джаза» представляет собой сборник популярных оркестровых пьес в исполнении известных джаз-оркестров, которыми руководили Александр Варламов, Яков Скоморовский, Леонид Утесов, Александр Цфасман. Произведения, включенные в программу, были сравнительно недавно переизданы на дисках, посвященных тому или иному джазовому коллективу. Собранные вместе, они демонстрируют не только достижения джаз-оркестров 30-х годов, но и разнообразие их почерков, творческой манеры, плодотворные поиски самобытности. В числе черт, в равной степени характерных для представленных на пластинке ансамблей, нельзя не отметить особые качества джазового исполнительства. В каждом сыгранном произведении явственно ощущается энтузиазм, воодушевленность, заразительная веселость пли открытая грусть музыкантов, неподдельно влюбленных в звучащую в эту минуту пьесу, вкладывающих в нее, что называется, душу. «Парад» открывает джаз-оркестр под управлением Александра Цфасмана. Один из пионеров советского джаза, Цфасман организовал свой ансамбль, в который вошло семеро музыкантов, в декабре 1926 года. Первое выступление АМА-джаза (так именовался оркестр в ту пору) состоялось несколько месяцев спустя, а в декабре 1928 года ансамбль впервые записывается на пластинки. Восемь танцевальных пьес, появившихся на хрупких дисках в течение года, положили начало дискографии Цфасмановского джаза, включающей сегодня более ста произведений. К 1934 году коллектив Александра Цфасмана увеличивается почти вдвое. В его репертуаре появляются произведения советских авторов, прежде всего самого руководителя, талантливого дирижера, пианиста, композитора. С оркестром, в состав которого входили Николай Бучкин, Андреи Романенко, Михаил Фрумкин — трубы, Иван Ключинский, Анатолий Миловидов — тромбоны, Николай Буров, Михаил Ланцман, Александр Ривчун — саксофоны, Лев Беймшлаг, Исаак Робей — скрипки, Игорь Гладков — аккордеон, Иван Бачеев — ударные, Александр Цфасман записал два получивших наибольшую популярность произведения, ставших советской джазовой классикой: «Неудачное свидание» (11 октября 1937 года) образец цфасмановского диксиленда и фокстрот А. Цфасмана «Звуки джаза» (8 января 1938 года), долгие годы бывшие «визитной карточкой» ансамбля. В январе 1939 года Цфасман становится художественным руководителем и дирижером джаз-оркестра Всесоюзного радиокомитета. Две пьесы, вошедшие и программу пластинки, фокстрот С. Кана и С. Чаплина в цфасмановской обработке «Джозеф» (30 мая 1939 года) и танцевальная пьеса Цфасмана «Я в хорошем настроении» (4 июня 1939 года) записаны этим коллективом, в котором играли Виктор Быков, Марк Савыкин — трубы, Иосиф Давид, Тойво Кохонси, Михаил Фурсиков — тромбоны, Александр Ривчун — альт-саксофон, Борис Гольдберг, Александр Сапонин - тенор-саксофоны, Аркадий Тевлин — баритон-саксофон, Владимир Дьяконов, Аркадии Царапин, Борис Колотухин — скрипки, Тофик Кулиев — рояль, Борис Фельдман — гитара, банджо, Семен Чанышев — контрабас, Лаци Олах — ударные. Важную роль в становлении советского джаза сыграли оркестры, которыми в 30-х — 40-х годах руководил композитор Александр Варламов. В «Параде» участвует один из самых известных и предвоенные годы джазовых коллективов — так называемая «варламовекая семерка». В ее состав входили музыканты, каждый из которых был виртуозным солистом: Петр Борискин — труба, альт-саксофон, кларнет, Виктор Лыков - труба, Александр Васильев — тенор-саксофон и кларнет, Николай Шмелев — баритон саксофон, и тромбон, Михаил Петренко — фортепиано, Сергей Чанышев — контрабас, Олег Хведкевич — ударные. Игра «семерки» являет образец не только отличного музыкального вкуса и высокого мастерства, но и умелого владении (свинговой манерой. Три пьесы, представленные в программе, фокстроты «Свит су» и «Дикси-ли», слоу-фокс «Луна» записаны 21 и 25 января 1938 года. Аранжировки всех произведений принадлежат руководителю ансамбля. В популярной «Луне» Ричарда Роджерса Александр Варламов выступает и в качестве певца-солиста. Джаз-оркестр под управлением Леонида Утесова, пожалуй, лучший из биг-бэндов, для которого характерно сочетание полифоничности звучания с ярко выраженной ритмикой, особая певучесть, определяющий тон которой задает саксофонная группа. Излюбленный прием аранжировок утесовского ансамбля — перекличка инструментов, своеобразный диалог, что ведут музыканты, перемежающийся сольными выступлениями, построенными в импровизационной манере. Все это создает богатство и разнообразие оркестровых красок. Несомненно, в каждом сыгранном утесовским коллективом произведении отразился характер руководителя — его оптимизм, склонность к шутке и озорству, открытая душевность, его боль сердца, не оставляющая слушателя равнодушным. Известный музыковед Сим. Дрейден считал Утесова не просто дирижером, а «камертоном», носителем того тона, который делает музыку. «Поет и искрится оркестр в каждом движении этого дирижера» , — писал критик. В «Параде» представлено несколько различных по характеру произведений, сыгранных оркестром под управлением Утесова. Шуточный «русский фокстрот» из первых программ Теа-джаза «Джаз-болельщик», известный также под названием «Подруженьки», был «воскрешен» к десятилетнему юбилею ансамбля. В инструментовке Ореста Кандата бережно реставрирована манера аранжировок, типичная для первых шагов Теа-джаза: медленная, напевная первая часть с соло «плачущей» скрипки Альберта Триллинга, а затем бравурная вторая, в которой один инструмент сменяет другой, пользуясь «квадратом» для несложной импровизации, не обусловленной заранее. В этом веселом соревновании музыкантов короткие куплеты, исполняемые Утесовым, воспринимаются как своеобразное вкрапление в инструментальную пьесу, помогающее полнее раскрыть ее характер. Утесовский ансамбль обладал блестящими аранжировщиками, умеющими при разнообразии музыкальных средств сохранить стиль, свойственный этому оркестру. К числу таких джазовых мастеров относится Леонид Дидерихс, в обработке которого представлен фокстрот Нэсио Герба Брауна «Искушение», записанный 22 августа 1938 года. Слоу-фокс «Одиночество», сыгранный утесовским ансамблем 13 августа 1939 года в обработке Николая Минха, — образец оригинального прочтения знаменитого произведения Дюка Эллингтона. Саксофонисту А. Котлярскому принадлежит аранжировка записанного в тот же день фокстрота «По волнам». В это время состав джаз-оркестра под управлением Леонида Утесова был следующим: Михаил Ветров — первая труба, солист, Яков Ханин, Семен Гольдберг — трубы, Илья Фрадкин — первый тромбон, солист, Валентин Ершов, Федор Сергеев — тромбоны, Орест Кандат — первый альт-саксофон, солист, Афанасий Мунтян — солист-кларнетист, альт-саксофон, Аркадий Котлярский — первый тенор-саксофон, солист, бас-кларнет, Андрей Дидерихс — тенор-саксофон, Зиновий Фрадкин — баритон-саксофон, Альберт Триллинг — первая скрипка, солист, Густав Узинг, Эммануил Ткачук — скрипки, Виктор Миронов — гитара, банджо, Юрий Капецкий — контрабас, туба, Михаил Воловац — рояль, Аркадий Островский -аккордеон, Николай Самошников — ударные. Завершает «Парад» джаз-оркестр под управлением Якова Скоморовского, «золотая труба» которого являлась украшением ансамбля. Фокстрот «Первый поцелуй» в обработке постоянного аранжировщика оркестра, композитора Ильи Жака, записан в Ленинграде выездной бригадой Грампласттреста 8 июля 1937 года. Это одна из тех записей, что была сделана ансамблем после четырехлетнего перерыва в работе для пластинок. Во второй половине 30-х годов в оркестре играли: Яков Скоморовский — первая труба, Петр Скрипаченко — вторая труба, Иосиф Тершкович — тромбон, Геннадий Ратнер, Николай Бавурин, Анатолий Варгасов — альт-саксофоны, Федор Осипов — тенор-саксофон, Иосиф Уткин — туба, Абрам Скоморовский — первая скрипка, Александр Скоморовский — скрипка, рояль, Леонид Шатохин — ударные, Иван Морозов — гитара, Александр Леонтьев — тромбон, Илья Жак — рояль, Джек Смилга — ударные и другие. «Блюз» М. Феркельмана и фокстрот-фантазия «Моя красавица», в которой И. Жак соединил мелодии Соломона Секунды и Шелтона Брукса, записаны 29 и 31 января 1940 года в студии Дома звукозаписи. Соло трубы - Яков Скоморовский. Это было последнее появление оркестра на пластинках в предвоенный период. Глеб Скороходов При составлении программы были использованы пластинки и матрицы, хранящиеся в Государственном архиве звукозаписей и архиве ВСГ, а также переписи с обычных пластинок из собрания винницкого коллекционера В. Марковского, которым Студия выражает благодарность. |