5 дней
О сайте6 3 | С60 27335 002 1988, дата записи: 1945-1963 гг. |
Сторона 1 1. Соленые орешки (Гиллеспи) / Salt Peanuts 2. Жаркий дом (Тэдд Дэймрон) / Hot House Гиллеспи, труба Чарли Паркер, альт-саксофон Бад Пауэлл, фортепиано Чарлз Мингус, контрабас Макс Роуч, ударные Масси-холл, Торонто, май 1953 г. 3. Шоу-нафф (Гиллеспи - Паркер) / Shaw-nuff Гиллеспи, труба Паркер, альт-саксофон Эл Хэйг, фортепиано Керли Расселл, контрабас Сидни Кэтлетт, ударные Нью-Йорк, май 1945 г. Сторона 2 1. Кон Альма (Гиллеспи) / Con Alma Гиллеспи, труба Джеймс Муди, тенор-саксофон Кении Баррон, фортепиано Крис Уайт, контрабас Руди Коллинз, ударные "Дабл Сикс": Мими Перрен, Клодин Барж, Кристин Легран, Уорд Свингл, Робер Смарт, Жан-Клод Бриоден, Эдди Люис Аранжировка Лало Шифрина Париж, 1963 2. Мохоук (Паркер) / Mohawk Гиллеспи, труба Паркер, альт-саксофон Телониус Монк, фортепиано Керли Расселл, контрабас Бадди Рич, ударные Нью-Йорк, 1950 г. 3. Забираясь высоко (Гиллеспи) / Groovin' High Биг-бэнд Диззи Гиллеспи: Гиллеспи, Ли Морган, Эмметт Берри, Карл Уорвик, Талиб Даавуд, трубы Мелба Листон, Эл Грэй, Род Люитт, тромбоны Джимми Пауэлл, Эрни Хенри, Билли Митчелл, Бенни Голсон, Билли Рут, саксофоны Уинтон Келли, фортепиано Пол Уэст, контрабас Чарли Персип, ударные Нью-Йорк, 1957 г. 4. Ночь в Тунисе (Гиллеспи) / Night In Tunisia Гиллеспи, Паркер, Пауэлл, Мингус, Роуч Масси-холл, Торонто, май 1953 г. |
Когда-то среди джазменов и любителей “модерн-джаза” шли жаркие споры, кто изобрел стиль бибоп. Одни доказывали, что саксофонист Чарли “Пташка” Паркер, другие утверждали, что трубач Джон “Диззи” Гиллеспи. Это теперь ясно, что бибоп, как и всякий другой стиль джаза, был творением многих музыкантов, суммой усилий по поддержке и сохранению его в импровизационной практике бесчисленных музицирований. Но без легенд жить нельзя, поэтому мы сохраним несколько больший ореол над Пташкой и Диззи, тем более что они действительно это заслужили. Паркер однажды сказал: “Диззи - вторая половина каждого удара моего сердца”. Бибоп. Диззи. Его полное имя - Джон Беркс Гиллеспи. Он родился в 1917 году в маленьком городке в Южной Каролине девятым и последним ребенком в негритянской семье среднего достатка. Отец руководил любительским бэндом, и мальчик рано приобщился к музыке, обнаруживая удивительные способности игры на многих инструментах, находящихся в доме. Начал с тромбона, но, познакомившись с трубой, влюбился в этот инструмент. Играть на ней он научился самостоятельно, так как на уроках больше налегал на гармонию и теорию музыки. Его профессиональная карьера началась в 1935 году в Филадельфии. Кумиром был великий трубач Рой Элдридж, в то время солист оркестра Тедди Хилла. Поразительно, но всего через два года молодой Гиллеспи выиграл конкурс в этом оркестре на замещение вакансии ушедшего Элдриджа, несмотря на то, что играл на прослушивании не раздеваясь после улицы, проведя всю репетицию не только в пальто, но и в перчатках. Вообще всяческой эксцентрики, шутовства и проказ в поведении и в игре на трубе он демонстрировал в таком обилии, что вскоре к нему прилепилось прозвище Диззи. У этого слова два смысла: литературное его значение - головокружительный, жаргонное - придурковатый. Гиллеспи эта кличка понравилась. Его головокружительные кружева в высочайшем регистре, его тончайшая работа по обыгрыванию сложных аккордов, следующих один за другим в бешеном темпе, поражали всех ещё тогда, когда в конце 30-х и начале 40-х годов он занимал место солиста в оркестрах Мерсера Эллингтона, Кэба Кэллоуэя, Бенни Картера и Чарли Барнета. Но настоящее дело для Диззи началось, когда он попал в 1941 году в клуб Минтона в Нью-Йорке и стал регулярно играть на “сессиях” с Чарли Паркером, Телониусом Монком, Кенни Кларком, которые настойчиво экспериментировали в поисках новой неслыханной музыки. Разработками новых аккордов занимались в основном Монк И Диззи, но последний, как наиболее крепко подкованный теоретически, осмыслял и упорядочивал интуитивные находки других музыкантов. Строгость и совершенство стилистической системы бопа, которые отмечал всякий, кто глубоко с ней знакомится, явились следствием того, что у колыбели её находился отличный редактор. Джем-сешн у Минтона вызывали немалый интерес в музыкантской среде и ажиотаж вокруг клуба. И всё же не только обычным слушателям, но и многим музыкантам старшего поколения боп поначалу представлялся лишь хаотическим водопадом звуков. Вообще-то и сами сторонники этого стиля иногда намеренно усложняли гармонию, пунктуацию мелодий, музыкальную ткань, нарочно выбирали “пулеметные темпы”, чтобы к ним на сцену не лезли играть те, кто не обладал достаточным слухом и умением, а просто хотел примазаться к их славе. В определенной степени боп был и социальным явлением. Молодые черные музыканты бунтарской музыкой утверждали свое человеческое и духовное достоинство, поднимали и отстаивали свою собственную культуру. Многие из них ощущали в себе достаточно знаний, способностей и талантов, и их совсем не устраивали ни положение граждан второго сорта (это чувство особенно выросло после войны, когда домой вернулись черные солдаты, внесшие свой вклад в разгром фашизма и расизма), ни роль “цветных развлекателей”, маску которых они могли надеть на себя только для усиления сарказма. Одной из форм духовного мятежа боперов был эпатаж, и тут первенство Диззи неоспоримо. Его словечки, манеры, облик рождали особый “боповый” стиль поведения и жизни, распространившийся далеко за пределы негритянской музыкальной среды, охвативший и белую молодежь, докатившийся и до Европы. В моду вошли береты, эспаньолки, очки в массивной черной оправе, иногда с очень тёмными стёклами, курение трубок - всё это шло от Диззи. В периодике, прежде всего в джазовой, появились карикатуры и комиксы со стильным модным околоджазовым типом, взявшим себе кличку Диззи. В поведении, общении молодёжи появилась значительная доля “смури” и “понта” - парадоксальности, абсурда, ерничанья, понятных посвященным, - это тоже шло от боперов, прежде всего от Диззи. В 1963 году Гиллеспи выдвинул свою кандидатуру на пост президента США, превратив часть собственной жизни в сатирический театр - уж куда дальше? Но вернемся к музыке. Преодолев потоки брани в массовой прессе и непонимание джазовых критиков, бибоп с середины 40-х годов занимает прочное и во многих отношениях ключевое положение в джазе, во всей его художественной системе. Роль Гиллеспи здесь очень велика. Его музыкальный почерк ощущается уже в ритмомелодическом характере тем, манере их изложения. Почти все темы Гиллеспи, включенные в этот сборник, принадлежат к числу наиболее знаменитых, а одна - “Шоу-нафф”, посвященная импресарио Билли Шоу, - наиболее редких. Одна из самых показательных его пьес - “Солёные орешки”, по-английски “Солт Пинатс”. Мы слышим голос Диззи, который произносит эти два слова, становящиеся как бы звуковым символом темы. Прислушайтесь, как Диззи подчеркивает звук “и”. Не здесь ли ключ к термину бибоп, словечку явно звукоподражательному? Не забудем, что от Диззи пошла и вокальная манера исполнения бопа, так называемый боп-скэт. В течение полувека своей профессиональной деятельности Гиллеспи принимал участие во многих новаторских начинаниях. Поклонник латиноамериканских ритмов, он первым широко ввел их в джаз, соединил с бибопом, с оркестровыми партитурами. Большой приверженец оркестрового джаза, он по крайней мере раз каждые десять лет собирал биг-бэнд, всякий раз по-новому открывавший грани его динамичного и виртуозного стиля. Со своими оркестрами он исполнял сюиты бразильского композитора Лало Шифрина “Гиллеспиана” (1961) и “Новый континент” (1962) - посвященные культуре Южной Африки. Некоторые его концертные программы посвящены творчеству корифеев джаза - Чарли Паркеру, Луису Армстронгу. Вместе с тем он не чуждается экспериментов: экспромтом наигрывает на трубе соло звуковое сопровождение к кинофильмам, выступает с чисто духовым составом или с вокальной джазовой группой “Двойная шестерка Парижа”. На одну из красивейших тем Гиллеспи “Кон Альма” солистка группы Мимми Перрен написала слова про героев греческой мифологии, про кариатид и проделки бога Пана. По собственному опыту знаю, что недостаточно слышать Гиллеспи. Его выступление надо видеть. Это настоящий театр джаза. Он постоянно балагурит, притом не всегда безобидно. Перед выступлением в респектабельном клубе он может сказать, что задержался, так как был на благотворительном вечере ку-клукс-клана, посвященном еврейской общине, и едва унёс ноги. Он пропитан ритмом и свингует, даже когда просто говорит. В нем очень много от карнавального заводилы, от старой смеховой площадной традиции. Многие глубинные свойства джаза раскрываются через его заразительное исполнительское искусство. Поэтому эта пластинка Диззи Гиллеспи начинается и оканчивается записями концертных выступлений. Надеемся, что они передадут частицу той атмосферы, которую создаёт вокруг себя этот выдающийся артист и художник. Алексей Баташев |