2 дня
О сайте7 | SUCD 10 00063 1990, дата записи: 1982 |
А. ШНИТКЕ (р. 1934) СИМФОНИЯ № 2 для хора и симфонического оркестра 1 Первая часть— 11.45 2 Вторая часть 3 Третья часть 4 Четвертая часть — 24.00 5 Пятая часть 6 Шестая часть — 20.41 Общее время звучания — 56.26 Елена Золотова, меццо-сопрано Эрик Курмангалиев. контра-тенор Юрий Богданов, тенор Юрий Вишняков, бас Государственный камерный хор Министерства культуры СССР. Художественный руководитель Валерий Полянский Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии. Дирижер Геннадий Рождественский Зались 1982 г. Звукорежиссеры: И. Вепрннцев. Е. Бунеева Редактор И. Слепнев Художник В. Байков |
Замысел Второй симфонии (закончена в начале 1980 года) возник у Альфреда Шнитке в 1977 году в Австрии. Вот что говорит об этом сам композитор: «Мы прибыли в Сан-Флориан (монастырь близ Линца, где жил и работал Антон Брукнер) в сумерки, и доступ к гробнице Брукнера был уже закрыт… Холодная, мрачная барочная церковь была наполнена мистической атмосферой. Где-то за стеной небольшой хор пел вечернюю мессу – “Missa invisibile”, «невидимую мессу». Никого, кроме нас, в церкви не было. Мы все, войдя в церковь, сразу же разошлись в разные стороны, что-бы не мешая друг другу, пережить ощущение холодной и мощной пустоты, окружавшей нас. Прошёл год, и я получил заказ от Симфонического оркестра Би-би-си неписать что-нибудь для концерта Г. Рождественского. Я думал о фортепианном концерте. Рождественский же предложил сочинение, посвященное Брукнеру, но мне ничего не приходило в голову, и тогда он сказал: «Может быть, что-нибудь, имеющее отношение к Сан-Флориану?» Это было «оно»: я тут же понял, что напишу «невидимую мессу» – симфонию на хоровом фоне. Шесть частей симфонии следуют обычному порядку мессы, и в хоровой партии цитируются литургические мелодии. Может ли устареть форма, текст которой кончается словами: «Даруй нам мир»?» Во Второй симфонии Шнитке используется традиционный литургический текст мессы, и с этой точки зрения вся композиция делится на шесть больших частей: 1. Kyrie, 2. Gloria, 3 и 4. Credo, 5. Sanctus и Benedictus и 6. Agnus Dei. Однако в музыкальном отношении почти все части симфонии представляют собой соединение вокального (хорового или сольного) проведения хорала и последующего оркестрового «комментария» (“Credo” имеет более сложную структуру). Все хоралы заимствованы композитором из Градуала (собрания литургических песнопений мессы), но в своём ортодоксальном одноголосном облике они появляются лишь в самом начале первой и последней частей симфонии: напев хорала постоянно соединяется с самим собой, образуя канон (“Kyrie”), либо сплетается с другим хоральным напевом на тот же текст (“Gloria”). Инструментальные разделы симфонии иногда следуют интонациям хорала (первая часть, начало третьей и кода четвертой части), но чаще представляют собой свободные «комментарии», не скованные узами градуальной мелодики, – как, например, оркестровый раздел пятой части, с редким по красоте и выразительности соло гобоя д’аморе. Симфония написана для большого оркестра, включающего четверной состав деревянных духовых, валторны, четыре трубы, четыре тромбона, ударные, фортепиано, клавесин, орган, челесту, две арфы, а также гитару и бас-гитару. Состав хора – камерный: альты, контра-тенора, тенора и басы, а также четыре солиста каждой группы. Впервые симфония Шнитке была исполнена 23 апреля 1980 года в Лондоне Симфоническим оркестром Би-би-си под управлением Г. Рождественского. А. Ивашкин |