2 дня
О сайте19 3 | М60-37647-48 1975 |
1. Милая Сью (В.Янг) 2. Луна (Р.Роджерс - Н.Коваль) 3. Вальс (Пой мне) (А.Варламов - Н.Коваль) 4. Дикси-ли (обр. А.Варламова) 5. Желтая роза (А.Варламов – Е.Одаровская) 6. Колыбельная (А.Варламов – Е.Одаровская) 7. На карнавале (Г.Уоррен - Н.Коваль) 8. Счастливая дорога (обр. А.Варламова) 9. Ранний час (обр. А.Варламова) 10. Счастьем жизнь полна (обр. А.Варламова - Н.Коваль) 11. Весенний час (Томлин) 12. Игра на пальцах (Р.Роджерс) 13-14. Сон; Веселая песенка (из к/ф «Белоснежка и семь гномов») (Ф.Черчилл) 15. Песня из к/ф «Сердца четырех» (Е.Милютин – Е.Долматовский) 16. Уходит вечер (А.Варламов - Н.Коваль) А.Варламов (2, 3, 7, 10, 16), Целестина Коол (5, 6), Вера Красовицкая (13, 14) Записи 1930-1940-х годов Оператор по реставрации Т. Павлова Редактор-составитель Г. Скороходов |
Александр Владимирович Варламов принадлежит к знаменитой семье, в которой профессиональное служение музыке и театру переходило из поколения ь поколение. Достаточно вспомнить его прославленного прадеда А. Е. Варламова — автора многих известных романсов, и сегодня любимых почитателями этого жанра. А. Варламов окончил Музыкальный техникум им. Гнесиных по классу композиции у М. Ф. Гнесина (его педагогами были также Р. М. Глиэр и Д. Р. Рогаль-Левицкий), однако еще в студенческие годы увлекся джазом, который, по словам Варламова, «притягивал к себе не только новизной в мелодике и гармонии, но и открывал большие возможности перед композитором и инструментовщиком в области оркестровых красок, ритма, полифонии». Сразу же после окончания техникума Варламов организует оркестр и 20 мая 1934 года показывает премьеру своей программы в летнем театре московского парка ЦДКА. Это была пора, когда джазовые оркестры входили в моду. Одно лишь слово на афише— «Джаз» — обеспечивало аншлаги в самых вместительных эстрадных театрах и концертных залах. К сожалению, зрительский спрос не всегда рождал полноценные предложения. Джаз Александра Варламов выгодно отличался среди многих подобных высоким профессионализмом, хорошим вкусом, музыкальностью. Эти качества, отмеченные в первых же рецензиях на выступления молодого коллектива, позволили ему стать одним из лучших ансамблей этого рода. Анализируя искусство джаза, виднейший музыкальный критик И. Соллертинский писал: «В джазе есть неподдельная веселость. Есть юмор. Есть подхлестывающий ритм во всевозможных вариантах. Есть элементы задорной лирики... Джаз не терпит дилетантизма. Виртуозность — один из составных признаков определения джаза». Эти свойства нашли яркое воплощение в руководимых Варламовым оркестрах. Свидетельство тому — выпускаемая ныне пластинка, воскрешающая записи 30-х — начала 40-х годов. Впервые в студию Грампласттреста Александр Варламов пришел со своим коллективом в 1934 году. В тот свой первый концертный сезон его джаз-оркестр выступал с приехавшей из США негритянской певицей Целестиной Коол, солисткой знаменитого оркестра Дюка Эллингтона. Записи песен в ее исполнении проходили 28 и 29 июня в помещении Октябрьского зала Дома Союзов, где тогда располагалась студия. Целестина Коол исполнила написанные специально для нее Варламовым песни «Желтая роза», «Лал-лабай» («Колыбельная»), а также «Рапсодию любви» Вильямса и песню Юманса «Время в моих руках». Дебют на пластинках давался коллективу с трудом. На запись двух песен в первый день ушло около 6 часов! Певица, музыканты, опытный мастер своего дела звукорежиссер Вилли Генрих и молодой звукорежиссер Георгий Дудкевич стремились добиться наилучших результатов. Высокая требовательность вооб ще отличала Александра Варламова; несмотря на то, что его оркестры приходили в студию отлично подготовленными, а произведения, которые они собирались положить на диск, многократно ими исполнялись с эстрады, на запись танцевальной пьесы, звучащей немногим более двух минут, уходило не менее двух часов напряженной работы. К сожалению, первые записи оказались технически несовершенными, и после выпуска очень небольшого тиража пластинки были сняты с производства. Лишь современная техника, располагающая системой фильтров, регулировкой низких и высоких частот, реверберацией, механическое очищение записи от щелчков, появление которых было вызвано низкокачественной массой пластинок, позволили сегодня воскресить песни А. Варламова в исполнении Целестины Коол и включить их в программу нового диска. В начале 1938 года Варламов вновь приглашается в студию грамзаписи. На этот раз композитор пришел со своей знаменитой «варламовской семеркой», хорошо известной широкому кругу любителей джаза, куда вошли Петр Борискин (труба, альт-саксофон, кларнет), Виктор Быков (труба), Александр Васильев (тенор-саксофон и кларнет), Николай Шмелев (тромбон и баритон-саксофон), Михаил Петренко (фортепиано), Сергей Чанышев (контрабас) и Олег Хведкевич (ударные). В течение трех дней — 21, 25 и 28 января — коллектив записывает на восковые диски пьесы, исполненные в свинговой манере, с виртуозным блеском: «Свит Су», «Вальс» («Пой мне»), «Дикси-ли», «На карнавале», «Вальс для саксофона» (звукорежиссер Вилли Генрих). В мае этого же года «семерка» сделала еще четыре записи (звукорежиссер Георгий Дудкевич): «Ранний час», «Счастливая дорога», «Уходит вечер», «Счастьем жизнь полна». В некоторых из них звучал голос певца. Это пел сам Александр Варламов. Однако на этикетках пластинок, выходивших в те годы, его имя не упоминалось. «Я просил сделать это совершенно сознательно, — рассказывает Александр Владимирович. — Включение голоса в танцевальную пьесу для меня не было самоцелью. Я рассматривал его как оркестровую краску, не стремясь превратить ансамбль в аккомпаниатора. Текст песенок в этом случае служил для выражения содержания и настроения оркестровых произведений, он помогал найти характер исполнения». В том же 1938 году Александр Варламов возглавил вновь созданный Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета, в состав которого вошло четырнадцать музыкантов. С ними 1 февраля 1939 года он записал две танцевальные пьесы — «Веселый час» и «Игра на пальцах». Как и все другие произведения, входящие в эту программу, они обработаны и инструментованы самим дирижером. В предлагаемую слушателям пластинку входят также записи, сделанные Александром Варламовым с Государственным джазом СССР. Музыкальным руководителем этого коллектива Александр Владимирович стал осенью 1940 года. Оркестр приступил к подготовке новой программы, премьера которой должна была состояться в июле 1941 года. В последние мирные дни, в разгар репетиций Александр Варламов записывает в студии Дома звукозаписи «Галоп» И. Дунаевского, две мелодии из знаменитой диснеевской «Белоснежки» и лирическую песню Ю. Милютина из кинокомедии «Сердца четырех». Сегодня эти записи являются единственным свидетельством плодотворной работы дирижера с ансамблем типа «биг бэнд», позволяющим говорить о рождении нового, самобытного коллектива. Несомненно, оркестры под руководством Варламова сыграли важную роль в становлении и развитии советского джаза, являя собой образцы отличного музыкального вкуса и высокого мастерства. Для составления программы «Джаз-оркестры под управлением Александра Варламова» использованы пластинки и оригиналы, хранящиеся во Всесоюзной студии грамзаписи и Государственном архиве звукозаписей. Когда работа по реставрации была завершена, Александр Владимирович пришел в одну из аппаратных Студии, чтобы познакомиться с результатами. Известный музыкант, композитор, создавший прекрасные танцевальные мелодии, музыку к кинофильмам, отметив свое 70-летие, живет напряженной творческой жизнью. Внимательно и придирчиво (очевидно, так же, как и сорок лет назад) слушал он старые записи, отмечая удачи оркестра и солистов порой восклицая: «А это можно было бы сыграть лучше!» «Да, это уже история, которую, как известно, нельзя поправить, — говорит композитор. — Но вот современная техника дает прекрасные возможности улучшить звучание старых записей. И все же, мне кажется, что эта пластинка из серии звуковой истории советского джаза не только позволит одним слушателям вспомнить мелодии, которыми они увлекались в юности, а другим познакомиться с танцевальными пьесами 30-х годов. Я думаю, что эта пластинка убедительно продемонстрирует определенные качества джазовой игры, поворот от примитивной мелодики к настоящему свинговому стилю, а для меня свинг — основа подлинного джаза». Г. Скороходов |
АОЛЗ, ГОСТ 73 сторона 1 вариант шрифта |