2 дня
О сайте12 4 | М10—44227-30 (2 пл.) 1982, дата записи: 15 ноября 1962 |
Сторона 1 И. БРАМС (1833—1897) Соната № 3 для скрипки и фортепиано ре минор, соч. 108 — 21.22 1. Allegro 2. Adagio 3. Un poco presto e con sentimento 4. Presto agitato Сторона 2 Л. БЕТХОВЕН (1770—1827) Соната № 10 для скрипки и фортепиано соль мажор, соч. 96 — 26.22 1. Allegro moderato 2. Adagio espressivo 3. Scherzo. Allegro 4.Poco Allegretto Сторона 3 Б. БАРТОК (1881—1945) Соната № 1 для скрипки и фортепиано — 24.00 1. Allegro appassionato 2. Adagio Сторона 4 3. Allegro — 10.05 В. А. МОЦАРТ (1756—1791) Из Сонаты для скрипки и фортепиано ля мажор, KV 526 3. Presto — 6.09 Из Сонаты для скрипки и фортепиано ми-бемоль мажор, KV 481 2. Adagio — 8.25 Всесоюзная студия грамзаписи. Записи Всесоюзного радио, 1962 ХЕВСИБА МЕНУХИНА, фортепиано Запись с концерта в Большом зале Московской консерватории. 15 ноября 1962 г. Реставратор Т. Бадеян. Редактор П. Грюнберг Художник Б. Белов |
В 1927 году музыкальный мир Европы и Америки был взволнован сенсационным дебютом юного Иегуди Менухина. Публику Парижа и Нью-Йорка покорило совершенное исполнение Концерта Л. Бетховена, зрелость таланта скрипача, которому в ту пору шел двенадцатый год. В тринадцать лет он блестяще сыграл в Берлине в один вечер три скрипичных концерта — И. С. Баха, Л. Бетховена, И. Брамса (оркестром дирижировал Бруно Вальтер). С тех пор широкие массы слушателей, искушенные профессионалы не переставали восхищаться благородством и возвышенной этической силой его искусства, глубиной и гармоничностью интерпретаций, чарующим поющим звуком и необычайной выразительностью исполнения. Менухин быстро вошел в плеяду прославленных виртуозов мира и по праву занял среди них одно из ведущих мест. Родился Менухин в Нью-Йорке в 1916 году. Его отец преподавал математику, мать превосходно играла на фортепиано и виолончели. Мальчику в раннем детстве подарили скрипку. В ту пору семья жила в Сан-Франциско, и первым учителем Иегуди стал местный опытный педагог 3. Анкер. Уже через полгода мальчик выступил в ученическом концерте, а в возрасте семи лет перешел в класс концертмейстера симфонического оркестра Л. Персингера, ученика Э. Изаи и Ж- Тибо. Л. Персингер был музыкантом высокой культуры ' и превосходным педагогом (среди его воспитанников — И. Стерн и Р. Риччи). Занимаясь у него, Менухин развивался необычайно быстро: в 1924 году он впервые выступил перед публикой, а еще год спустя дал свой первый концерт в Нью-Йорке. В 1926 году Менухин вместе с родителями переезжает в Европу, где продолжает занятия под руководством Адольфа Буша и Джордже Энеску. Вот что рассказывал сам Менухин: «Энеску был величайшим, единственным стимулом моего музыкального роста и развития. Излучаемые им глубокая человечность, цельность и терпимость нашли свое полное отражение в музыке, с которой он меня знакомил... В нем переплетались могучая сила природного таланта, неразрывно связанная с народным творчеством, исключительное чувство стиля и утонченное, глубокое понимание традиций великих мастеров. Какой бы рафинированной ни была исполняемая им музыка, в его руках она становилась полнокровной, жизненной. Это свойство Энеску отвечало моим самым сокровенным устремлениям и еще больше привязывало меня к нему... Если А. Буш развил во мне чувство дисциплины, точности и уверенности в себе, то Дж. Энеску зажег мое воображение и духовно обогатил меня». Действительно, Менухина в определенной мере можно считать преемником выдающегося румынского музыканта. И не только по отдельным приметам исполнительской манеры, — их объединило духовное содружество, основанное на чистом, благоговейном отношении к искусству, понимании его высокого этического назначения. Энеску выступал с Менухиным в концертах, дирижируя оркестром, аккомпанируя на рояле, играя вместе Концерт И. С. Баха для двух скрипок. Энеску развил индивидуальность Менухина, открыл ему секреты выразительной игры, «говорящего» смычка, познакомил с сокровищами камерной музыки. Благодаря своему мудрому наставнику, Менухин из вундеркинда быстро превратился в артиста-художника. Вот почему такой сенсацией и стал дебют юного скрипача в 1927 году. К музыканту приходит слава. Он выступает с крупнейшими оркестрами мира, выдающимися дирижерами — Б. Вальтером, Ф. Бушем, А. Тосканини, В. Фуртвенглером. Как пишет в своих воспоминаниях Ф. Буш, тринадцатилетний Менухин «исполнял в один вечер концерты Баха, Бетховена и Брамса с такой технической свободой, с таким духовным и музыкальным совершенством, что трудно себе представить». В 1931 году на конкурсе Парижской консерватории Менухин был удостоен золотой медали и первой премии. Гастрольные поездки, многочисленные грамзаписи приносят молодому музыканту всемирную известность. Однако исключительная требовательность к себе, стремление к дальнейшему совершенствованию, расширению репертуара, углублению интерпретаций приводят к тому, что в зените славы он почти на два года (1935—1937) оставляет концертную эстраду. И вновь появляется на ней духовно созревшим, мудрым, гармоничным художником. В годы второй мировой войны Менухин систематически играл в госпиталях и воинских частях (свыше пятисот концертов), давал множество благотворительных концертов. Он выступал в освобожденных от гитлеровцев Париже, Брюсселе, Антверпене. В 1945 году играл в освобожденном Берлине, затем предпринял концертную поездку по Франции, Голландии, Чехословакии, Советскому Союзу. Отмечая свойственные игре Менухина благородство и естественность, поэтичность и лиризм, В. Я. Шебалин в одной из рецензий 1945 года особо подчеркивал «необыкновенную певучесть звука и чрезвычайно серьезное, строгое отношение к исполняемой музыке». Менухин сдружился с советскими музыкантами; в СССР его особенно поразила чуткая, внимательная аудитория, «пробуждающая в исполнителе чувство высокого творческого горения». В послевоенный период широкое развитие получила разнообразная музыкальная и музыкально-общественная деятельность Менухина. Он продолжает выступать во многих странах мира как солист и ансамблист (более 30 лет в сонатном ансамбле с сестрой Хевсибой), играет с выдающимися музыкантами и крупнейшими оркестрами, сам успешно дирижирует, организует музыкальные фестивали в Швейцарии (Гштад) и Англии (Бат). Восхищаясь постановкой музыкального образования и методами воспитания музыкально одаренных детей в СССР, он под этим влиянием в 1964 году создает Международную музыкальную школу для одаренных детей в г. Сток-д'Абернон (Англия), пишет ряд методических трудов, возглавляет в 1971—1975 годах Международный музыкальный совет (ISME) при ЮНЕСКО. Осенью 1962 года Менухин вновь совершил гастрольную поездку по Советскому Союзу. Он выступил с оркестром, а также сыграл несколько сонатных программ (запись одной из них предлагается в настоящем альбоме). В 1971 году в Москве состоялся Международный конгресс ISME. Как председатель этой организации Менухин в третий раз посетил нашу страну и дал два концерта в Большом зале консерватории. И. Менухин — один из выдающихся интерпретаторов классической и современной музыки, умеющий до тонкостей передать и характерные черты стиля произведения, и мир человеческих чувств, разнообразные оттенки эмоционально-психологических состояний. Оттого так жизненны и одухотворенны, убедительны и правдивы его интерпретации сочинений И. С. Баха, В. А. Моцарта и Л. Бетховена, И. Брамса, М. Бруха и С. Франка, Б. Бартока, С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. Игре Менухина присущи не только теплота и задушевный лиризм, пластичность и выразительность фразировки, блестящее виртуозное мастерство. Его манере свойственны динамизм и исполнительская воля, масштабность и острое ощущение современного интонационного строя музыки. Не случайно для Менухина писали свои произведения Дж. Энеску и Э. Блох, У. Уолтон и Б. Барток. Вдохновленный искусством артиста, Барток посвятил ему свою сонату для скрипки соло. Все, что исполняет Менухин, звучит цельно, «личностно», страстно, убежденно. Он как бы творит музыку в процессе исполнения. «Задача исполнителя, — говорит Менухин, — заключается в том, чтобы установить равновесие между самим произведением и собственным представлением о нем. Он беспрестанно старается претворить форму, созданную другим, в свою собственную сущность. Ни в коем случае он не должен лишать эту форму свойственных ей черт, но вместе с тем возможность воссоздания ее всецело зависит от наличия у исполнителя собственного убеждения и собственных переживаний». Игра Менухина доставляет художественное наслаждение благодаря неподдельной искренности артиста, его подлинному гуманизму, сердечной мудрости и возвышенной чистоте. В. Руденко |