2 дня
О сайте6 | SUCD 10 00015 1990, дата записи: 1988 |
П. ЧАЙКОВСКИИ (1849 - 1893) ИЗБРАННЫЕ ХОРЫ 1. На сон грядущий (Н. Огарев) — 5.35 2. Не кукушечка во сыром бору (Н. Цыганов) — 4.12 3. Соловушко (П. Чайковский) — 4.16 4. Достойно есть — 3.25 5. Херувимская песнь — 6.35 (№5 и 3 из Девяти духовно-музыкальных сочинений для смешанного хора без сопровождения 6. Легенда, соч. 54 №5 (А. Плещеев) — 3.00 7. Без поры да без времени (Н. Цыганов) — 4.24 8. Ночевала тучка золотая (М. Лермонтов) — 2.22 9. Блаженни яже избрал (№7 из Девяти духовно-музыкальных сочинений для смешанного хора без сопровождения) — 6.06 10. На сон грядущий (Н. Огарев) — 7.07 Общее время звучания — 47.02 На церковнославянском языке (4, 5, 9) Юрий Богданов, тенор (3) Государственный камерный хор и Государственный симфонический оркестр (10) Министерства культуры СССР Дирижёр Валерий Полянский Запись призведена в Софийском соборе г. Полоцка. 1988 г. Звукорежиссёры: И. Вепринцев, Е. Бунеева Редактор Л. Абелян Оформление художника Е. Усковой винил А10 00637 005 (вторая пластинка) |
1. Invocatiopn To Sleep 2. The Cuckoo 3. The Nightingale 4. It Is Meet 5. Cherubical Hymn 6. Legend 7. Before Your Time Comes 8. Sleeping Golden Cloud 9. Blessed Are Those Whom Thou Closest 10. Invocation To Sleep In Church Slavonic (4, 5, 9) Performers: Yuri Bogdanov, tenor (3) The USSR Ministry of Culture Chamber Choir & Symphony Orchestra (10) Conductor Valeri Polyansky Recorded at St. Sophia Cathedral of Polotsk 1988 |
В обширном наследии П.И. Чайковского сочинения в различных хоровых жанрах занимают особое место. Их немного. И может показаться, что их создание носило для композитора случайный характер. Отчасти так и было. Но интерес, связь с традициями русской хоровой культуры, её музыкальными жанрами для Чайковского были очень органичны. При всей эпизодичности обращения Чайковского к жанрам хоровой музыки, оно проходит через весь его творческий путь. Хор «На сон грядущий» на слова Н.П. Огарева был сочинен Чайковским в 1863-1864 годах, в период учебы в Петербургской консерватории. (Существует два варианта хора: a capella и с оркестровым сопровождением). При жизни композитора этот хор не исполнялся и не публиковался. Позже, в 1875 году Чайковский написал на этот текст романс. Несмотря на ученические годы, музыка хора отличается присущей Чайковскому выразительностью, лиричностью и теплотой. Хор на слова М.Ю. Лермонтова «Ночевала тучка золотая» (1887) был сочинен Чайковским во время пребывания его в Боржоми по просьбе любителей музыки. «По-моему, это одно из самых божественно-чудных мест в мире», – писал оттуда композитор, увлеченно работая в это время над «Моцартианой» и над Секстетом. Восхищение природой, хорошее настроение отразились и в музыке этого хора. Чайковский построил это произведение, сопоставив два контрастных музыкальных образа: вальсообразно-лирический, легкий и подвижный, как тучка, и мрачновато-строгий хоровой речитатив нижних голосов на словах, посвященных утесу. В июне 1889 года, живя в селе Фроловском, композитор работал над «Спящей красавицей». Трудно установить, какие именно впечатления деревенской жизни повлияли на Чайковского в тот момент, но прямо в партитуре балета оказался написан хор «Соловушко». Уважив просьбу хормейстера Ф.Ф. Беккера о сочинении для его коллектива, Чайковский создал удивительную стилизацию крестьянской песни, написав для неё, подобно Мусоргскому, и собственные слова. Образы народного пения вдохновили Чайковского и позже, когда в 1891 году по просьбе оперного певца И.А. Мельникова, работавшего с «Бесплатным хоровым классом» Ф.Ф. Беккера, он написал последние свои три хора a capella. Именно в таком стиле написан первый из них – «Не кукушечка во сыром бору» на слова Н.Г. Цыганова, пятидольные фразы которого соответствуют народно-поэтическим стихам Цыганова. Другой хор этого цикла – «Без поры да без времени» на слова Н.Г. Цыганова – написан для женского хора, стилизуя образы грустных свадебных народных песен. Хор «Легенда» на слова А.Н. Плещеева представляет собой авторское переложение одноименной песни, соч. 54 № 5 из цикла «Шестнадцать песен для детей» (1881). Сделанное в 1889 году, оно, очевидно, как и хор «Соловушко», предназначалось для «Бесплатного хорового класса». «Достойно есть», Херувимская песнь до мажор и «Блаженни яже избрал» относятся к циклу девяти духовно-музыкальных сочинений Чайковского для смешанного хора (1884-1885) и частично предназначались для исполнения в капелле под управлением М.А. Балакирева, руководившего ею в те годы. Однако исполнение всего цикла состоялось только в 1886 году на вечере духовной музыки в Московской консерватории. Представленные здесь Государственным камерным хором Министерства культуры СССР под управлением В.К. Полянского записи сочинений для хора Чайковского – как светских, так и духовных – осуществлены в Софийском соборе г. Полоцка – выдающемся памятнике архитектуры, обладающем уникальной акустикой. П. Вайдман. |