Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
В обширном наследии П.И. Чайковского сочинения в различных хоровых жанрах занимают особое место. Их немного. И может показаться, что их создание носило для композитора случайный характер. Отчасти так и было. Но интерес, связь с традициями русской хоровой культуры, её музыкальными жанрами для Чайковского были очень органичны. При всей эпизодичности обращения Чайковского к жанрам хоровой музыки, оно проходит через весь его творческий путь.
Хор «На сон грядущий» на слова Н.П. Огарева был сочинен Чайковским в 1863-1864 годах, в период учебы в Петербургской консерватории. (Существует два варианта хора: a capella и с оркестровым сопровождением). При жизни композитора этот хор не исполнялся и не публиковался. Позже, в 1875 году Чайковский написал на этот текст романс. Несмотря на ученические годы, музыка хора отличается присущей Чайковскому выразительностью, лиричностью и теплотой.
Хор на слова М.Ю. Лермонтова «Ночевала тучка золотая» (1887) был сочинен Чайковским во время пребывания его в Боржоми по просьбе любителей музыки. «По-моему, это одно из самых божественно-чудных мест в мире», – писал оттуда композитор, увлеченно работая в это время над «Моцартианой» и над Секстетом. Восхищение природой, хорошее настроение отразились и в музыке этого хора. Чайковский построил это произведение, сопоставив два контрастных музыкальных образа: вальсообразно-лирический, легкий и подвижный, как тучка, и мрачновато-строгий хоровой речитатив нижних голосов на словах, посвященных утесу.
В июне 1889 года, живя в селе Фроловском, композитор работал над «Спящей красавицей». Трудно установить, какие именно впечатления деревенской жизни повлияли на Чайковского в тот момент, но прямо в партитуре балета оказался написан хор «Соловушко». Уважив просьбу хормейстера Ф.Ф. Беккера о сочинении для его коллектива, Чайковский создал удивительную стилизацию крестьянской песни, написав для неё, подобно Мусоргскому, и собственные слова.
Образы народного пения вдохновили Чайковского и позже, когда в 1891 году по просьбе оперного певца И.А. Мельникова, работавшего с «Бесплатным хоровым классом» Ф.Ф. Беккера, он написал последние свои три хора a capella. Именно в таком стиле написан первый из них – «Не кукушечка во сыром бору» на слова Н.Г. Цыганова, пятидольные фразы которого соответствуют народно-поэтическим стихам Цыганова. Другой хор этого цикла – «Без поры да без времени» на слова Н.Г. Цыганова – написан для женского хора, стилизуя образы грустных свадебных народных песен.
Хор «Легенда» на слова А.Н. Плещеева представляет собой авторское переложение одноименной песни, соч. 54 № 5 из цикла «Шестнадцать песен для детей» (1881). Сделанное в 1889 году, оно, очевидно, как и хор «Соловушко», предназначалось для «Бесплатного хорового класса». «Достойно есть», Херувимская песнь до мажор и «Блаженни яже избрал» относятся к циклу девяти духовно-музыкальных сочинений Чайковского для смешанного хора (1884-1885) и частично предназначались для исполнения в капелле под управлением М.А. Балакирева, руководившего ею в те годы. Однако исполнение всего цикла состоялось только в 1886 году на вечере духовной музыки в Московской консерватории.
Представленные здесь Государственным камерным хором Министерства культуры СССР под управлением В.К. Полянского записи сочинений для хора Чайковского – как светских, так и духовных – осуществлены в Софийском соборе г. Полоцка – выдающемся памятнике архитектуры, обладающем уникальной акустикой.
П. Вайдман.