3 дня
О сайте11 5 | А60 00295 006 1987, дата записи: 1986 |
Сторона 1 Я так тебя люблю (А. Шусер) — 4.22 Только раз бывают в жизни встречи (Б. Фомин — П. Герман) — 5.14 Берегите друзей (М. Бирман — Р. Гамзатов, перевод Н. Гребнева) — 3.44 Утро туманное (В. Абаза — И. Тургенев) — 3.48 Все как прежде (И. Дунаевский — В. Шкваркин) — 4.15 Сторона 2 Тени минувшего (Н. Харито — А. Френкель) — 4.25 Я тебе ничего не скажу (Т. Толстая — А. Фет) — 2.40 Доханэ ёнэ ман (Погубили меня черные глаза), цыганская народная песня — 3.46 Очи черные (слова Е. Гребенки) — 3.32 Бида мангэ (Моя беда), цыганская народная песня — 5.42 Александр Колпаков, Николай Гроцкий, Николай Конденко, Георгий Цветков (гитары), Сергей Эрденко (скрипка) Звукорежиссер Р. Рагимов. Редактор К. Тихонравов Художник Б. Столяров. Фото Г. Прохорова Запись 1986 г. |
Есть удивительная особенность подлинно оригинального таланта — его многогранность. Проявляя наиболее активно в каком-либо виде творческой деятельности свои способности и духовные силы, одаренный человек вместе с тем оказывается, как правило, одаренным и во многих других. Именно таков Николай Сличенко — актер, певец, режиссер, популярность которого очень велика. Николай Сличенко — цыган. Он сын овеянного легендами древнего народа, когда-то покинувшего свою прародину и ветром скитаний развеянного по всем временам и странам. Не счесть горя и страданий, выпавших на чужбине на долю этого гордого и красивого народа, и разве что песня да обжигающий душу танец могут поведать сегодня об этом. И, быть может, именно они наиболее ярко выразили талантливость, многогранную одаренность его представителей. Когда поет Николай Сличенко, вы через песню приобщаетесь к самому сокровенному в жизни и истории его народа. Николай Сличенко — артист. Он с детства впитал в себя почти загадочный артистизм своего народа, развил его в прославленной труппе цыганского театра «Ромэн». Внешняя событийная канва его биографии кажется простой — работа над ролями в театре, где не может быть спектакля без цыганской песни, приглашения на эстраду молодого исполнителя, поющего самозабвенно и с полной отдачей... Но это лишь внешняя канва, за которой почти тридцатипятилетний труд и непрерывная учеба. Вот почему не просто концертом, а подлинным драматическим спектаклем становится любое сольное выступление Николая Сличенко, вот почему ему благодарно рукоплещут и в Москве, и в Париже, и в далеком Токио, и в Америке. Николай Сличенко способен оригинально и глубоко интерпретировать песню любого народа, постичь ее тайну, заразить ею слушателей. Его сценическое обаяние, мудрость художника, человечность и беспредельная работоспособность слились в нерасторжимое единство. Обычно о таких мастерах говорят, что тайна их признания — талант, личная художественная одаренность. И это вполне справедливо. Ведь именно поразительный талант цыганского мальчишки привлек к нему пристальное внимание мастеров первого в мире цыганского театра «Ромэн», театра, ставшего для него навсегда родной семьей, домом, самой жизнью. Но вспомним, как говорил великий художник и педагог К. С. Станиславский: «Всякий талант — это не чудо, свалившееся с неба, а плод развития человеком сил в себе и внимания к тем силам, которые бурлят в море человеческих жизней вокруг». И Николай Сличенко своим искусством, всей своей жизнью подтверждает справедливость этих мудрых слов. Отсюда — неувядаемость его таланта. Можно без преувеличения сказать, что все сыгранные роли, весь сценический опыт, накопленный им к сегодняшнему дню, позволили Н. Сличенко выступить в роли Федора Протасова в пьесе Л. Н. Толстого «Живой труп», постановку которой в театре «Ромэн» закономерно и эстетически обоснованно осуществил он сам, уже как художественный руководитель коллектива. Секрет Сличенко заключается, наверное, в том, что исключительная вокальная одаренность певца подкрепляется трепетным отношением к песне как святыне духа народа, его культуры. Отсюда бескомпромиссность в художественном отношении, потрясающая самоотдача, радость сопереживания прекрасного вместе со слушателями, образность исполнительского решения каждой песни. Становление Николая Сличенко как мастера советского театрального искусства было одновременно становлением человеческой личности. Яркая человеческая индивидуальность и стремление познать нравственные искания современников, сказать им нечто важное, им самим постигнутое и пережитое, сказать в формах национального искусства — вот, пожалуй, та доминай i а, которая в ряду других творческих причин привела к рождению Николая Сличенко — одного из видных современных советских режиссеров. И только диву можно даваться, как при такой ответственности, напряженном режиме времени, диктуемом должностью главного режиссера театра, он не только в полной мере сохранил молодость и очарование артистического таланта, но и стал замечательным педагогом, мудрым наставником подрастающей смены театра «Ромэн», тех, кто составит его славу завтра. Сегодня народный артист СССР Николай Сличенко — в творческом поиске, обуреваем новыми художественными идеями, ибо его искусство — часть нашей многонациональной культуры, духовной жизни народа, которому он беззаветно и благодарно служит. В. Разумный, доктор философских наук, профессор There is an amazing peculiarity of a truly original talent— its versatility. Displaying his abilities and intellectual creativity mainly in a certain field of art a gifted man, as a rule, is at the same time able in many fields. Such is Nikolai Slichenko — an actor, singer, director, whose popularity is enormous. Nikolai Slichenko is a Gypsy. He is a son of the legendary ancient people who left its ancestor mother country and was spread by winds of wanderings through times and countries. Infinite are sufferings and grief that befell this proud and beautiful people in foreign lands, and today it is, perhaps, only the song and soul-burning dance that can tell us about it. And, perhaps, they most brightly manifest the talent and all-embracing natural gifts of some representatives of this people. Listening to Nikolai Slichenko's singing you penetrate into the most sacred in tiis people's life and history. Nikolai Slichenko is an artist. Since childhood he had imbibed an almost mysterious artistry of his people, developed it in the famous troupe of the Gypsy theatre "Romen". Outwardly, his biography seems to be simple — work on the roles in the theatre where there is no performance without a Gypsy song, invitations of the young artist, who sings with great feeling and tremendous inspiration, to appear in concerts. But it only seems to be simple, behind it lies thirty-five years of hard work and constant self-perfection. That is why each solo appearance of Nikolai Slichenko is not just a concert but a real dramatic performance, that is why the general public gratefully applauds to him in Moscow, and in Paris, in Tokyo and in America. Nikolai Slichenko can originally and deeply interpret a song of any people, perceive its beauty and infect the public by it. His stage charm, wisdom of an artist, humaneness and boundless capacity for work have merged together. They say that the secret of success of such great masters lies in their personal artistic gifts. And it is quite true. Being an amazingly talented Gypsy boy, Nikolai Slichenko drew attention of masters of the first Gypsy theatre in the world, the "Romen" theatre, which later became his own family, his native home, the very essence of life. But remember the great artist and educator K. S. Stanislavsky say that "a talent is not a miracle out of a clear sky but a result of development by man of his own capabilities and of his attention to those powers that seethe in a sea of human lives around him". And Nikolai Slichenko's art and whole life confirm the truth of these wise words. Hence his unfading talent. There will be no exaggeration in saying that all his theatre roles, tremendous stage experience he has today allowed Nikolai Slichenko to play the role of Fyodor Protasov in L. Tolstoy's play "The Living Corpse". He also rightfully and aesthetically reasonably directed the production in the "Romen" theatre, being its art director. Slichenko's secret lies in the fact that his outstanding vocal talent combines with tender attitude towards the song as a holy thing of the people's spirit and culture. That is why he is uncompromising and selfless in art, together with his listeners he deeply experiences the beauty, and highly emotionally presents each song. Shaping as a master of Soviet theatre art, Nikolai Slichenko at the same time formed as a human personality. One of the most important things that brought about the phenomenon of Nikolai Slichenko, an outstanding Soviet contemporary director, is his bright individuality and desire to get to know moral searches of his contemporaries, to tell them in the form of national art about those things that he himself has experienced and learned to apprehend. One can only amaze how he, being art director of the theatre, who is always busy, can combine such a position of responsibility with the youth and charm of his artistic talent, more than that, he is a wonderful educator, a wise teacher of the young generation of the "Romen" theatre, of those who will be its fame tomorrow. Today, People's Artist of the USSR Nikolai Slichenko is in a creative search, working on new artistic conceptions, for his art is a part of our multinational culture, of spiritual life of our people, to whom he serves. V. Razumny, Doctor of Philosophy, Professor |
Ленинградский завод, Оборот конверта |