Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
4
С50 28479 005
1989, дата записи: 1988
admin / 2012-09-03 20:40:19 / Редакция № 5: 2024-03-27 19:44:41
Изображение
Сказки русского Севера читает Людмила Иванищенко
Сторона 1
Русские народные сказки — 4.45
Упрямая жена
Худо, да не дюже
С. Писахов
Как весну делали — 1.40
Подруженьки — 5.45
Как бабы разговаривают — 4.10
Как бабы наряжаются — 4.20

Сторона 2
С. Писахов
Как мужики наряжаются — 2.17
Как Уйма строилась — 2.50
Уйма на свадьбу пошла — 8.40
Самовары — 4.50

Виктор Иванов, балалайка

Звукорежиссер Г. Любимов. Редактор В. Заветный

Цифровое издание MEL CO 0923

Как поглядишь – до чего велик свет... И все-то в нем уживается, и всему – свое место. Живут богатые и радуются; живут бед­ные – и маются. Завсегда говорят: «Не плачь – потерял, не радуйся – нашел».
Кто не знает писаховского деда Малину!! Так и видишь его сидящим на завалинке, окруженным слушателями, которые при та­ком деле, известно, всегда найдутся. Глаз у деда светлый, веселый глаз. Смотрит он, смотрит да как подмигнет своей немудря­щей баньке, у которой, как у старухи-табашницы, крыша набекрень и перед весь от дыму закоптел! И сразу слушателям станет понятно, что «богатые-то, может, и зря ра­дуются... Не радуйся – нашел. А? Как ду­маешь?»
А Малина дальше – больше. Не дает слу­шателям скучать. Те с восторгом узнают в героях его баек своих соседей и знако­мых, а то и, чего доброго, самих себя. Ну, уж это – без всякого удовольствия. Какое уж тут удовольствие! Но... «не любо – не слу­шай, а врать не мешай».
Много их, таких рассказчиков-балагуров, живет по русским деревням. Много, да не дюже. Каждый из них на счету, каждый во всей округе известен. Любой человек, мальчишка вам их укажет. А отчего так? Да оттого, что без веселого слова, без доброй, незлоб­ливой усмешки над самим собой, без зави­ральных с виду россказней, которые на самом деле таят в себе и правду, и поэзию, и фи­лософию, – без этого ведь и жизнь-то как следует не поймешь, себя самого не ура­зумеешь. Вот потому-то балагуры и не переводятся на Руси.
Степан Писахов – один из них. Живой, при­родный талант рассказчика, остроумие и заметливосгь – и к этому богатейший запас народно-сказочного материала: сюжетных ходов, устоявшихся в народной традиции ти­пов, да и самих словесных образов позволяют ему любой смешной случай, который произо­шел на самом деле (или придуман – что за беда!), превратить в художественное произ­ведение. Такие истории передавались из уст в уста, обрастали новыми подробностями, вет­вились вариантами...
Людмила Иванищенко и Виктор Иванов соз­дали как раз такой, свой вариант писаховских народных сказок. Оба они хорошо зна­комы с народной культурой, постоянно ездят в фольклорные экспедиции – слушают, запи­сывают, размышляют. Любой вариант возни­кает под воздействием личности самого рас­сказчика, его житейского и духовного опыта, склада души и характера.
Обаятельный голос Людмилы Иванищенко звучит то мягким юмором, иногда и с гру­стинкой, то вдруг становится напористым, хо­тя и столь же сдержанным, отчего внутрен­няя сила, энергия становятся еще более дей­ственными.
Балалайка в руках Виктора Иванова стано­вится словно внимательной собеседницей: то она договаривает недосказанное, а то вдруг – поведет за собой, да так, что слова, словно по волшебству, сами превращаются в музыку. То чуть-чуть зазвенит одной стру­ночкой – откликнется на слово, с ним, сло­вом аукнется. То, словно смехом, пробегут чистые, четкие ряды звуков, как летний дождь просечет, прорежет жаркий воздух, и... нет его. То вдруг отзовется воспоминанием о ка­ком-нибудь танце времен молодости наших бабушек. То вдруг грянет она удалую «Барыню» во всю силу-моченьку просятся в пляс!

Раздайтеся, разойдитеся,
Дайте, дайте ходику»
Веселому народику!»

Вообще образ пляски, неразлучный со смехом, с веселым балагурством, с самим русским неунывающим характером, как образ праздника, хранимого глубоко а душе и помогающего преодолеть асе боды и не­счастья, – это главный образ всей компози­ции, созданной артистами. Сказки, кажущиеся на первый взгляд разрозненными, последовательно развивают этот образ мира, в плясках и с улыбкой сбрасывающего с себя все дур­ное, злое, освобождающегося от уныния и «ничегонеделания». Здесь все растет, живет, улыбается: дома «вырастают» в несу после грибного дождика, идут в город на свадьбу, пляшут, стоит только посмотреть на них осо­бым, веселым глазом. И даже само солнышко, глядя на пляшущих деревенских девок, не хочет закатываться – вот и белая ночь готова. Улыбка преображает мир, который нас окружает, и мир этот совсем не враждебен человеку, он составляет с ним одно целое. А секрет один: не лежи на печи, встань пораньше. И как же нужны нам имен­но сейчас эти сказки – добрые, чуть-чуть лукавые и, главное, неунывающие. «Вот это – само нужное», – как сказал бы дед Малина. «Мы как теряли – не плакали. Обрадовались ли там, где нашли, – об этом до нас вести не дошли»... Вот вам мудрость. А сказка будет впереди...
Е. Мельник
admin / 2012-09-03 20:40:19 / Редакция № 4: 2024-03-27 19:43:37
Изображение
cartman730 / 2024-03-27 19:44:15
Изображение
ЛЗ
cartman730 / 2024-03-27 19:44:53
Изображение
cartman730 / 2024-03-27 19:45:17
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка