2 дня
О сайте15 3 | А10 00337 009 1988, дата записи: 1987 г. |
Л. ван Бетховен (1770— 1827) СИМФОНИЯ № 5 до минор, соч. 67 Сторона 1 1. Allegro con brio — 6.53 2. Andante con moto — 9.47 Сторона 2 — 14.14 3. Allegro 4. Allegro Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии. Дирижер АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ Звукорежиссер Г. Цес. Редактор К. Иванова На лицевой и оборотной сторонах конверта: фрагменты фриза Пергамского алтаря Оформление художника А. Сягина © «МЕЛОДИЯ», 1988 Ленинградская студия грамзаписи. Запись 1987 г. (цифровая) ЛЗ 12.02.88 З.176-о-4000 |
С 1803 года в жизни Людвига ван Бетховена началась пора необычайного творческого расцвета. Душевный кризис предшествующего года, когда композитор, мучимый прогрессирующей и неизлечимой глухотой, думал о самоубийстве и составил знаменитое теперь Хайли-генштадтское завещание, был преодолен. Неукротимая воля к жизни и огромная жажда творчества помогли ему одержать победу и закалили в борьбе с недугом. «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня не удастся!» — восклицает Бетховен в одном из писем. Композитор вышел из кризиса зрелым, мастером. Сколько замечательных творений было создано им в это на редкость плодотворное десятилетие, продолжавшееся примерно до 1813 года! Шесть симфоний (от Третьей «Героической» до Восьмой), опера «Фиделио», увертюра «Кориолан», музыка к драме И. В. Гёте «Эгмонт», фортепианные сонаты № 21 «Аврора» и № 23 «Аппассионата» и концерты № 4 и № 5, квартеты, соч. 59 и 95. В этих сочинениях определилась ведущая тема его творчества — тема героической борьбы за свободу, навеянная идеалами Великой французской революции. Героика и драматизм революционной эпохи воплотились с небывалым эмоциональным накалом и трагедийным пафосом в грандиозных Третьей, Пятой и Девятой симфониях, увертюрах «Эгмонт» и «Леонора», сонате «Аппассионата». Пятая симфония до минор, соч. 67 была впервые исполнена 22 декабря 1808 года в Вене вместе с Шестой симфонией во время четырехчасовой «музыкальной академии» — авторского концерта с новыми произведениями. В России первое исполнение состоялось 25 марта 1859 года в Петербурге. Симфония возникла отнюдь не как миг гениального озарения. Появлению ее окончательного варианта предшествовали восемь лет неустанных и мучительных поисков идеала. Первые наброски появились в записных книжках композитора за 1800 год. Интенсивная работа развернулась с 1804 года. Эскизные варианты тем и отдельных фрагментов Бетховен зачеркивал, переписывал и снова отбрасывал. Сохранилось четырнадцать вариантов начальной мелодии второй части. Сколько же еще их было разорвано в клочья, сожжено или затерялось! Партитура заключения первой части переделывалась по крайней мере трижды, пока выбор не остановился на самом лаконичном варианте. Так выковывались гениальная простота и совершенство! Одна из величайших страниц в истории музыки и наиболее популярная из всех девяти симфоний Бетховена, Пятая симфония заслужила репутацию самой совершенной из них. Ее отличают уникальные даже для Бетховена мудрая простота музыкального языка, целеустремленность и лаконизм в развитии основной идеи: «От мрака к свету, через борьбу к победе». Глубоко личный для автора конфликт симфонии — единоборство человека с роком и победа человека в этой борьбе — Бетховен возвысил до общечеловеческой значимости. «Это симфония нависшего над человечеством рока и напряженного сопротивления ему» — так охарактеризовал ее А. В. Луначарский. Выбор тональности до минор не случаен для симфонии-трагедии. Еще более чем на столетие ранее Бетховена эта тональность ассоциировалась со скорбью, страхом и утвердилась в этом значении в сочинениях непосредственных предшественников и современников — К. В. Глюка, Л. Керубини, В. А. Моцарта и в ранних сочинениях самого Бетховена. Победа подчеркивается лучезарным до мажором в финале. Цикл крепко спаян благодаря единому порыву и натиску развития музыки, пронизанной во всех частях начальным четыре» звучным мотивом главной темы первой части, Allegro con brio, о котором композитор сказал: «Так судьба стучится в дверь». Угрожающе-повелительный мотив «судьбы» зловеще врывается даже в контрастную главной теме певучую и полную теплоты музыку побочной партии. Две эти находящиеся на противоположных полюсах темы образуют благодаря общему мотиву единство — таково диалектическое мышление Бетховена. Трагическому пафосу коды контрастирует величавая и мужественно-благородная лирика начальной темы второй части, Andante con moto ля-бемоль мажор, образующей форму двойных вариаций. Вторая тема подобна призывному гимну; ее торжественное и финфарно-героиче-ское звучание предвосхищает — особенно при появлении до мажора — победную музыку финала. Однако затаенно-настороженный стучащий ритм мотива «судьбы» напоминает о продолжении напряженной борьбы. Третью часть, Allegro, часто называют скерцо, по аналогии с другими симфониями. Бетховен не дал этого названия, вероятно, из-за драматической остроты музыки. После создающей ощущение тревоги первой темы неожиданно вторгается грозной поступью вторая тема с мотивом «судьбы». Фугированное трио из этой части контрастирует радостным настроением, танцевальностью и просветленностью до мажора. Но постепенно приглушенная звучность создает атмосферу таинственных ожиданий, все больше проблесков света при неуклонном завоевании верхнего регистра, и после мощного динамического нарастания напряжение разрешается при первых же торжественно-триумфальных аккордах. Так, без перерыва (attacca) начинается финальное Allegro. Праздничное ликование марша-гимна усиливается мощным и блестящим звучанием духовых инструментов. Впервые в истории симфонии Бетховен ввел в финале тромбоны. Тематическое родство с фанфарными интонациями гимнов Французской революции столь велико, что, по свидетельству современников, на одном из исполнений при первых же звуках финала присутствовавшие в зале французские гренадеры встали и отдали честь. Темы этой части — в рамках сонатной формы — гимничны либо танцевальны. Лишь в конце разработки, как напоминание о мужественной схватке, звучит трагический мотив «судь- бы». В коде бесконечные фанфарные возгласы символизируют торжество победы. С созданием этой симфонии, по словам Б. В. Асафьева, «Бетховен стал гигантом, а его искусство — сильным и мощным явлением, равным великим достижениям великих мастеров во всех других областях художественного творчества. Народный артист РСФСР А. С. Дмитриев (р. 1935) — воспитанник Академической капеллы имени М. И. Глинки и Ленинградской консерватории (окончил в 1958 году как музыковед и дирижер по классу Е. П. Кудрявцевой, а в 1961 году — аспирантуру под руководством профессора Н. С. Рабиновича). Главным дирижером симфонического оркестра Карельского радио и телевидения Дмитриев работал с 1960 года. В 1966 году он получил звание лауреата Всесоюзного конкурса дирижеров. Стажировался в Венской академии музыки у X. Сваров-ского (1968 — 1969) и в Ленинграде у Е. А. Мравинского (1970 — 1971), после чего стал главным дирижером Ленинградского Малого театра оперы и балета, а с 1977 года — Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии. С 1971 года Дмитриев преподает в Ленинградской консерватории. Под его руководством оркестр не только выступал с концертами в СССР и за рубежом, но и осуществил первую отечественную грамзапись всех симфоний Ф. Шуберта и сюит П. И. Чайковского. Сейчас началась запись пластинок со всеми симфониями Бетховена. А. ЕПИШИН |