Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
С 1803 года в жизни Людвига ван Бетховена началась пора необычайного
творческого расцвета. Душевный кризис предшествующего года, когда
композитор, мучимый прогрессирующей и неизлечимой глухотой, думал о
самоубийстве и составил знаменитое теперь Хайли-генштадтское
завещание, был преодолен. Неукротимая воля к жизни и огромная жажда
творчества помогли ему одержать победу и закалили в борьбе с недугом.
«Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня не удастся!» —
восклицает Бетховен в одном из писем. Композитор вышел из кризиса
зрелым, мастером. Сколько замечательных творений было создано им в это
на редкость плодотворное десятилетие, продолжавшееся примерно до 1813
года! Шесть симфоний (от Третьей «Героической» до Восьмой), опера
«Фиделио», увертюра «Кориолан», музыка к драме И. В. Гёте «Эгмонт»,
фортепианные сонаты № 21 «Аврора» и № 23 «Аппассионата» и концерты № 4
и № 5, квартеты, соч. 59 и 95. В этих сочинениях определилась ведущая
тема его творчества — тема героической борьбы за свободу, навеянная
идеалами Великой французской революции. Героика и драматизм
революционной эпохи воплотились с небывалым эмоциональным накалом и
трагедийным пафосом в грандиозных Третьей, Пятой и Девятой симфониях,
увертюрах «Эгмонт» и «Леонора», сонате «Аппассионата».

Пятая симфония до минор, соч. 67 была впервые исполнена 22 декабря
1808 года в Вене вместе с Шестой симфонией во время четырехчасовой
«музыкальной академии» — авторского концерта с новыми произведениями.
В России первое исполнение состоялось 25 марта 1859 года в Петербурге.

Симфония возникла отнюдь не как миг гениального озарения. Появлению ее
окончательного варианта предшествовали восемь лет неустанных и
мучительных поисков идеала. Первые наброски появились в записных
книжках композитора за 1800 год. Интенсивная работа развернулась с
1804 года. Эскизные варианты тем и отдельных фрагментов Бетховен
зачеркивал, переписывал и снова отбрасывал. Сохранилось четырнадцать
вариантов начальной мелодии второй части. Сколько же еще их было
разорвано в клочья, сожжено или затерялось! Партитура заключения
первой части переделывалась по крайней мере трижды, пока выбор не
остановился на самом лаконичном варианте. Так выковывались гениальная
простота и совершенство!

Одна из величайших страниц в истории музыки и наиболее популярная из
всех девяти симфоний Бетховена, Пятая симфония заслужила репутацию
самой совершенной из них. Ее отличают уникальные даже для Бетховена
мудрая простота музыкального языка, целеустремленность и лаконизм в
развитии основной идеи: «От мрака к свету, через борьбу к победе».
Глубоко личный для автора конфликт симфонии — единоборство человека с
роком и победа человека в этой борьбе — Бетховен возвысил до
общечеловеческой значимости. «Это симфония нависшего над человечеством
рока и напряженного сопротивления ему» — так охарактеризовал ее А. В.
Луначарский.

Выбор тональности до минор не случаен для симфонии-трагедии. Еще более
чем на столетие ранее Бетховена эта тональность ассоциировалась со
скорбью, страхом и утвердилась в этом значении в сочинениях
непосредственных предшественников и современников — К. В. Глюка, Л.
Керубини, В. А. Моцарта и в ранних сочинениях самого Бетховена. Победа
подчеркивается лучезарным до мажором в финале. Цикл крепко спаян
благодаря единому порыву и натиску развития музыки, пронизанной во
всех частях начальным четыре» звучным мотивом главной темы первой
части, Allegro con brio, о котором композитор сказал: «Так судьба
стучится в дверь». Угрожающе-повелительный мотив «судьбы» зловеще
врывается даже в контрастную главной теме певучую и полную теплоты
музыку побочной партии. Две эти находящиеся на противоположных полюсах
темы образуют благодаря общему мотиву единство — таково диалектическое
мышление Бетховена.

Трагическому пафосу коды контрастирует величавая и
мужественно-благородная лирика начальной темы второй части, Andante
con moto ля-бемоль мажор, образующей форму двойных вариаций. Вторая
тема подобна призывному гимну; ее торжественное и
финфарно-героиче-ское звучание предвосхищает — особенно при появлении
до мажора — победную музыку финала. Однако затаенно-настороженный
стучащий ритм мотива «судьбы» напоминает о продолжении напряженной
борьбы.

Третью часть, Allegro, часто называют скерцо, по аналогии с другими
симфониями. Бетховен не дал этого названия, вероятно, из-за
драматической остроты музыки. После создающей ощущение тревоги первой
темы неожиданно вторгается грозной поступью вторая тема с мотивом
«судьбы». Фугированное трио из этой части контрастирует радостным
настроением, танцевальностью и просветленностью до мажора.

Но постепенно приглушенная звучность создает атмосферу таинственных
ожиданий, все больше проблесков света при неуклонном завоевании
верхнего регистра, и после мощного динамического нарастания напряжение
разрешается при первых же торжественно-триумфальных аккордах. Так, без
перерыва (attacca) начинается финальное Allegro. Праздничное ликование
марша-гимна усиливается мощным и блестящим звучанием духовых
инструментов. Впервые в истории симфонии Бетховен ввел в финале
тромбоны. Тематическое родство с фанфарными интонациями гимнов
Французской революции столь велико, что, по свидетельству
современников, на одном из исполнений при первых же звуках финала
присутствовавшие в зале французские гренадеры встали и отдали честь.
Темы этой части — в рамках сонатной формы — гимничны либо танцевальны.
Лишь в конце разработки, как напоминание о мужественной схватке,
звучит трагический мотив «судь- бы». В коде бесконечные фанфарные
возгласы символизируют торжество победы.

С созданием этой симфонии, по словам Б. В. Асафьева, «Бетховен стал
гигантом, а его искусство — сильным и мощным явлением, равным великим
достижениям великих мастеров во всех других областях художественного
творчества.


Народный артист РСФСР А. С. Дмитриев (р. 1935) — воспитанник
Академической капеллы имени М. И. Глинки и Ленинградской консерватории
(окончил в 1958 году как музыковед и дирижер по классу Е. П.
Кудрявцевой, а в 1961 году — аспирантуру под руководством профессора
Н. С. Рабиновича). Главным дирижером симфонического оркестра
Карельского радио и телевидения Дмитриев работал с 1960 года. В 1966
году он получил звание лауреата Всесоюзного конкурса дирижеров.
Стажировался в Венской академии музыки у X. Сваров-ского (1968 — 1969)
и в Ленинграде у Е. А. Мравинского (1970 — 1971), после чего стал
главным дирижером Ленинградского Малого театра оперы и балета, а с
1977 года — Академического симфонического оркестра Ленинградской
филармонии. С 1971 года Дмитриев преподает в Ленинградской
консерватории. Под его руководством оркестр не только выступал с
концертами в СССР и за рубежом, но и осуществил первую отечественную
грамзапись всех симфоний Ф. Шуберта и сюит П. И. Чайковского. Сейчас
началась запись пластинок со всеми симфониями Бетховена.

А. ЕПИШИН