5 дней
О сайте40 3 | Д 09447-50 (2 пл.) 1962, дата записи: 1953 г. |
Марица – А.Яковенко (пение), О.Викландт (текст) Тассило – В.Бунчиков (пение), М.Погоржельский (текст) Зупан – М.Матвеев (пение), К.Михайлов (текст) Лиза – Е.Швецова (пение). Н.Ткачева (текст) Цыганка – Г.Сахарова (пение), В.Орлова (текст) Гость – А.Сабадашев Ортизаки – В.Володин Тчеко – О.Абдулов Пенижек – Г.Ярон Вожена – Т.Пельтцер Ведущий – М.Названов Хор Всесоюзного радио Оркестр Московской гос. филармонии Дирижёр Ю.Силантьев Переиздание (запись выходила на 3-х пластинках Д 01528-33] |
Текст внутри крышки (Ленинградский завод грампластинок, коробочное издание, верх крышки - см. admin / 2015-12-25 09:26:54) |
Текст внутри дна (Ленинградский завод грампластинок, коробочное издание) |
Ленинградский завод. ГОСТ 73. сторона 1 |
ЛЗГ, левая внутренняя часть коробки ИМРЕ КАЛЬМАН…Это имя вот уже более полувека не сходит с театральных афиш. Имре Кальман – это яркая музыка оперетт: «Сильвы», «Марицы», «Баядеры», «Принцессы цирка», «Фиалки Монмартра» и другпх, успешно выдержавших провсрку временем и по нынешний день стоящих в репертуаре многих театров Советского Союза и за рубежом . Имре Кальман родился в 1882 году в венгерской деревушке возле озера Балатон. Вскоре их семья переехала в Будапешт, где юный Имре стал обучаться на фортепиано в музыкальной школе. Из-за болезни руки ему пришлось прекратить эти занятия. В дальнейшем он поступает в Музыкальную академию в класс композиции, где проходит солидную школу композиторского мастерства. Кальманом был создан ряд симфонических, вокальных и инструментальных произведений, в течеипе нескольких лет он сотрудничал и газетах и журналах и качестне музыкалыюго критика. Но своё истнинос признание Кальман нашел в области музыкального театра: оперетты. Уже в 1908 году п Будапеште еоетоялась премьера его первой оперетты «Осенние маневры». Успех был огромный. Так же была встречена ее постановка и в Вене – тогдашней «столице» оперетты. Далее последовало создание им другнх оперетт: «Цыган-премьер», «Матео», «Золото я отдал за железо» и, наконец, в 1915 году в венском «Иогани Штpayс театре» была поставлена его знаменитая «Княгиня чардаша» («Сильна»), Ее успех был невероятным во всех странах Оперетту «Марица» («Графиня Марнца») Кальман создавал дольше обычного Начало работы над ней относится к 1918 году, но лишь в 1924 году она была вынесена композитором на суд публики. Далее последовали премьеры «Прннцессы цирка» (1926 г. ), «Фиалки Монмартра» (1930 г.), «Дьявольского наездника» (1932 г.). В начале 30-х годов политическая обстановка в Европе обострилась в связи с приходом Гитлера к власти в Германии. В 1933 году Кальман переехал в Швейцарию, а затем в США. Увидеть родной Будапешт и голубой Балатон ему уже больше не пришлось: Имре Кальман умер 30 октября 1953 года в Париже по пути на родину. Творчество Имре Кальмана явилось новым качественным этапом в развитии жанра оперетты. «Я пробовал – говорил Кальман о постановке «Цыгана-премьера» - в моей новой оперетте несколько отойти от излюбленного танцевального жанра, предпочитая помузицировать от чистого сердца». Эти слова можно отнести ко всему его творчеству в области музыкального театра. «Музицирование» композитора имеет солидную основу. Кальман усилил музыкально-драматургическое действие в оперетте путем внедрения лейтмотивов, содержащих образно-эмоциональную характеристику персонажей и объединяющих отдельные сцены спектакля в единое музыкально-драматургическое произведение. Большое значение он придал хору и оркестру. Оперетты Кальмана – это произведения крупной музыкально-сценической формы, соединяющие буффонадность с драматическими и даже мелодраматическими ситуациями. Причем второе является главным в спектакле, а первое лишь еще более оттеняет сложность драматических положений, отражающих, хотя и несколько упрощенно, сложность диалектики жизни. И сегодня музыка кальмановских оперетт захватывает и убеждает слушателей и имеет многочисленных почитателей в различных странах мира. |
ЛЗГ, правая внутренняя часть коробки КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРЕТТЫ Действие происходит в Венгрии в конце XIX века. Тасилло Тёрек, окончив университет, определился управляющим в имение молодой богатой вдовы графини Марицы. Это может помочь ему поправить свое материальное положение и накопить денег на приданое для своей бедной сестры Лизы. Графиня Марица уже несколько лет не была в имении и не знает нового управляющего. Ей надоела шумная светская жизнь и бесконечные ухаживания многочисленных поклонников. Чтобы избавиться от этого, она публично объявляет о своей мнимой пололвке с неким Зупаном и уезжает в своё имение. Она прибывает туда в сопровождении свиты гостей, среди которых особенно обращает на себя внимание князь Мориц-Драгомир Ортизаки. При встрече со своим старым камердинером Тчеко Марица предается воспоминаниям. «Здравствуй, край веселый наш! Где под звон заздравных чаш, По полянам ураганом Вьется огненный чардаш» - поет Марица. Гости интересуются, когда приедет Зупан, но Марица находчиво парирует их вопрос. Входит Тасилло. Он извиняется перед Марицей за свою задержку при встрече, но слышит в ответ лишь насмешки, которые она щедро бросает ему при собрании гостей и, наконец, предложение покинуть службу. Появляется Тчеко и сообщает госпоже о прибытии… Коломана Зупана. Перед Марицей предстал румяный молодой человек с хризантемой в петлице фрака; «Коломан Зупан – живые свиньи, окорока, колбасы, сосиски оптом и в розницу» - выпаливает он хозяйке. По мере дальнейшего знакомства ему все больше нравится Марица и радует перспектива их брачного союза: «Это будет величайшее свинство в мире!» - восклицает Зупан, имея в виду объединение их богатых свиноводческих хозяйств. Тасилло вышел в парк. Здесь, в уединении, присев на скамейку, он мучительно переживает нанесенные ему оскорбления: «Хоть вся их жизнь пуста, бездушна и легка, со мною говорит бездельник свысока. Но больше я не в силах выносить презренье, эту боль смиренья – участь бедняка». Он начинает петь и танцевать, не замечая, что за ним наблюдают Марица и ее гости. Они собираются на увеселительную прогулку, когда их останавливает цыганка, предлагая погадать. Она предсказывает Марице: «Над землею месяц один пройдет, и Марица счастье в любви найдет». Марнца откладывает поездку, сообщая гостям, что и течение месяца никуда не будет выезжать из имения и просит ее покинуть. Марица остается одна. Входит Тасилло. Она предлагает ему помириться и остаться в имении: «Я стала больше вас ценить...» Тасилло соглашается. Марнца счастлива вдвоем с ним. В поезде по пути к имению Марины встречаются Зупан и Лиза, сестра Тасилло. Завязывается зиакомство. Выясняется, чю им обоим нужно попасть в имение графини Марины. Зупану понравилась .Лиза, и они договариваются о встрече. Прошел месяц. Вся веселая компания друзей Марины нагрянула в имение. И опять Тасилло подвергается всяческим оскорблениям со стороны Ортизаки. Расстроенный, он прямо в кабинете Марицы пишет своему другу о решении уехать, но заботы о будущем Лизы вынуждают его остаться. Входит Марнца. Тасилло прикрывает письмо книгой, Марина приглашает Тасилло пойти повеселиться со всеми вместе, но, заметив удрученный вид управляющего, просит объяснить причину такого состояния. Между ними завязывается беседа, переходящая в любовное признание. Ортизаки снова становится на нуги Тасилло. Когда Марица остается одна, он сообщает ей, что в парке он видел управляющего с какой-то девушкой; Тасилло целовал ее и говорил «Лиза, ты самое дорогое для меня существо на свете». Tyт же Ортизаки обнаруживает письмо, забытое Тасилло, и подает его Марице. Из отрывочного сообщения в нем о каком то приданом Марица. Думает, что Тасилло хочет жениться на ней лишь из-за денег. Разгневанная и оскорбленная идет она на бал, желая публично отомстить Тасилло за обман. Марица резко обрывает подошедшего к ней управляющего и просит его сдать дела. Затем бросает ему деньги – плату за роль влюбленного – и просит лишь об одном: «Не лгать о чувствах больше и не играть любовью». В это время вбегает Лиза и бросается к Тасилло. Из их разговора все узнают, что Лиза – это сестра управляющего. Марица в отчании от своей ошибки. Она «еще сильней, еще нежней» любит Тасилло. Тчеко понимает, что Марица и Тасилло любят друг друга. Он уговаривает управляющего остаться в имении. Старый камердинер пускается на хитрость. Тасилло рассказывал, что у него в Хлумце живет богатая тетка. Вот ее-то Тчеко и решил срочно пригласить в имение, чтобы удержать Тасилло. А как поживают Лиза и Зупан? - О, у них дела идут отлично! При встрече Зупан предлагает Лизе выйти за него замуж и получает согласие. Наутро, после драматического инцидента, проишедшего между Мариной и Тасилло, в усадьбе появилась незнакомая комическая пара: престарелая «барышня» Божена Тёрек (тетушка Тасилло) в сопровождении слуги Пеиижека. Их радостно приветствует Тасилло. Божена показала своему племяннику «сюрприз»: портрет старухи, «богатейшей невесты» для Тасилло. Однако племянник со смехом отвергает ее предложение. Божена просит Пенижека разузнать причину такого отказа. Пепижек встречает во дворе скромно одетую Марицу. Принимая ее за служанку, он просит помочь выполнить поручение Божены В свою очередь, Марица рассказывает ему о несправедливости хозяйки к своему управляющему и расспрашивает о Тасилло. Старик возмущается, когда узнает, как Марица плохо думала о Тасилло: «Что?., Деньги? Да у нас никто деньгими не интересовался, не только что Тасилло». Пенежек уходит Тасилло зашел попрощаться с Марицей Он говорит Марице, что обо всем написал в письме к ней и просит ее ответить, «Прочтите ответ в моих глазах» - произносит она, своим взглядом выражая самые нежные чусства к своему возлюбленному Тасилло заключает Марицу в объятия. Входят гости и поздравляют молодых влюбленных, разделяя их радость и счастье. Звучит музыка финала. |