4 дня
О сайте25 11 | М60 45001 006 1983, дата записи: 1930-40-е |
Сторона 1 ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ (В. Пушков — Л. Апсолон) — 1.50 (ЭЗ 338— 1938 г.) МАТРОС ЖЕЛЕЗНЯК (М. Блантер — М. Голодный) —3.00 (ЭЗ 319— 1938 г.) ТАЧАНКА (К. Листов — М. Рудерман) —3.20 (ЭЗ 334— 1938 г.) ТЕПЛОХОД «КОМСОМОЛ» (В. Соловьев-Седой — Белов) —3.00 (5541 — 1937 г.) МИШКА-ОДЕССИТ (М. Воловац—В. Дыховичный) —5.40 БАРОН ФОН ДЕР ПШИК (обработка О. Кандата — А. Фидровский) —2.44 (350— 1943 г.) Сторона 2 ЗАВЕТНЫЙ КАМЕНЬ (Б. Мокроусов —А. Жаров) —3.30 (ЛЭФ 0343— 1944 г.) КОСА (Н. Богословский — Б. Ласкин) —3.25 (ЛЭФ 0336— 1944 г.) НЕТ, НЕ ЗАБУДЕТ СОЛДАТ (М. Табачников — Я. Зискинд) — 2.34 (ЛЭФ—1947 г.) Я—ДЕМОБИЛИЗОВАННЫЙ (А. Островский — И. Фрадкин) — 2.50 (ЛЭФ— 1947 г.) СПУСТИЛАСЬ НОЧЬ (Л. Утесов —И. Фрадкин) —3.15 (13966— 1946 г.) СТАРУШКИ-БАБУШКИ (М. Табачников — В. Дыховичный, М. Слободской) —2.50 (15941 — 1948 г.) ДОРОГИЕ МОСКВИЧИ (И. Дунаевский — В. Масс, М. Червинскнй) —2.55 (14997— 1947 г.) Реставратор Т. Павлова. Редактор Г. Скороходов Индексы, стоящие перед номерами, означают: ЭЗ – экспериментальные записи, сделанные в Московском доме звукозаписи. ЛЭФ – Экспериментальная фабрика грампластинок Управления по делам искусств при Ленинградском облисполкоме. Без индекса даются номера матриц, которые выпускались Грампласттрестом начиная с декабря 1933 года © Мелодия, 1983 |
Третья пластинка серии «Памяти Леонида Утесова» получила название по одной из программ, поставленных в Государственном джаз-оркестре РСФСР. Сюда входят произведения, исполненные Утесовым в предвоенные годы, в период Великой Отечественной войны и сразу после ее победного завершения. Военная тема так или иначе присутствует почти в каждом из них. Название «Песня — наш спутник» для Утесова и его коллектива, несомненно, символично. В те грозные годы утесовская песня стала верным, боевым спутником не только самого исполнителя, но и сотен тысяч, миллионов его слушателей, отдающих все силы борьбе с фашизмом. По верному определению Д. Д. Шостаковича, данному им в одной из последних статей «Музыка и время», «она (песня военных лет — Г. С.) стала средоточием чувств и настроений народа. Мобильность, поразительная отзывчивость песни на большие и малые явления жизни определили ее исключительно важное место в искусстве той поры». Утесов работает в эти годы как никогда много. Начиная с первой военной программы «Бей врага!», премьера которой состоялась вскоре после нападения гитлеровцев на нашу страну, он готовит одну программу за другой, показывая их на фронтах, выступая в госпиталях и перед теми, кто работал для фронта в тылу. Репертуар певца пополняется все новыми и новыми песнями. Достаточно сказать, что за три года — с 1943-го по 1945-й — он записал более пятидесяти новых произведений, а ведь на пластинки попало далеко не все из того, что входило в его репертуар. Спетое в ту пору Утесовым дало возможность по-новому оценить его талант, вступивший в период зрелости. Выдающийся режиссер и актер Р. Н. Симонов писал в 1945 году: «У Утесова редкое сочетание талантов музыканта и драматического актера, что позволяет обогащать содержание песен, делать его более глубоким. В каждой своей песне он не только исполнитель, но и автор такой же, как композитор и поэт. Можно подчас удивляться большой эмоциональной подвижности артиста, способности его в каждой новой песне перевоплощаться, создавать образы: лирические, комические, сатирические, драматические, трагические. . И хотя больше всего говорят об утесовском юморе, но иногда, слушая драматическую по теме песню в исполнении этого артиста, действительно, затрудняешься сказать, какая тема ему ближе — комическая или драматическая?» Программа «Песня — наш спутник», не повторяя предыдущие издания, дает возможность вновь услышать произведения как хорошо известные, так и те, что дошли до наших дней в уникальных экземплярах и давно не звучали, а также те, что были в свое время записаны для радиовещания или кино. Знаменитая «Лейся, песня» В. Пушкова в обработке Н. Минха на этот раз предстает в варианте, посвященном героическому дрейфу папанинцев, участников полярной экспедиции «Северный полюс-1». Эта песня, как и две последующие, были записаны Утесовым в Московском Доме звукозаписи для оперативного выпуска на экспериментальных, так называемых небьющихся пластинках. Инструментованные Н. Минхом «Матрос Железняк» М. Блантера и «Тачанка» К. Листова входили в довоенные программы Утесова «Песни моей Родины». Написанные в мирное время, эти песни-воспоминания о далеко:.: героическом прошлом, подвигах периода гражданской войны вводили в песенный обиход грозную тему военных бурь. «Теплоход «Комсомол» — одна из первых песен В. Соловьева-Седого, написанных специально для Утесова (музыкальная обработка Ю. Капецкого). Она оказалась также одной из первых песен, в которой ощущалось дыхание приближающейся битвы с фашизмом. В. Соловьев-Седо;: создал свое произведение по горячим следам — в его основе действительные события, о которых рассказали газеты: разбойное нападение фашистских пиратов на мирное советское судно. Песня «Теплоход «Комсомол» входила в программу «Два корабля», в ту ее часть, что называлась «На корабле советского флота». Записана на пластинки 17 августа 1937 года. «Мишка-одессит» М. Воловаца на стихи В. Дыховичного — песня, родившаяся в оркестре Утесова в годину лихолетья. Она явилась тем произведением, в котором отразились боль и мужество воина, сражающегося за отчизну, надежда на возмездие, которое настигнет поработителей. В 1942 году Леонид Утесов спел «Мишку-одессита» для кинокартины «Концерт — фронту», снятой на Центральной студии документальных фильмов по заявкам воинэз Перепись с фонограммы этого фильма и представлена на пластинке. К этому времени состав Государственного джаз-оркестра РСФСР был следующим: Леонид Утесов — дирижер, пение, конферанс, Михаил Ветров — первая труба, солист. Яков Ханин, Семен Гольдберг — трубы, Илья Фрадкин — первый тромбон, солист, Михаил Гарпф, Федор Сергеев — тромбоны, Орест Кандат — первый альт-саксофон, солист. Афанасий Мунтян — солист-кларнетист, альт-саксофон. Анатолий Варгасов — альт-саксофон, Аркадий Котлярский — первый тенор-саксофон, солист, бас-кларнет. Андрей Дидерихс — тенор-саксофон, Зиновий Фрадкин — баритон-саксофон, Альберт Триллинг — первая скрипка, солист, Густав Узинг, Эммануил Ткачук — скрипки. Виктор Миронов — гитара, банджо, Юрий Капецкий — контрабас, туба, Михаил Пеккер — контрабас, Михаил Воловац — рояль, Аркадий Островский — аккордеон, Николай Самошников, Михаил Вовси — ударные. Куплеты «Барон фон дер Пшик» входили во все военные, да и многие послевоенные программы Утесова. Фокстрот С. Секунды «Для меня ты хороша», лежащий в основе этих куплетов, исполнялся в Джаз-оркестре РСФСР в конце тридцатых годов. В конце 1941 года Орест Кандат обработал ставшей популярной мелодию и Утесов с помощью текста Анатолия Фидровского рассказал слушателям о самонадеянном бароне, возмечтавшем отведать русский шпиг. Куплеты эти, ставшие одним из лучших образцов в сатирическом арсенале певца, были впервые записаны на пластинку 13 марта 1943 года. «Партию» барона исполняет А. Котлярский. «Заветный камень» (первоначальное название — «Камень Севастополя») Бориса Мокроусова и поэта Александра Жарова Утесов назвал «царь-песней». Он вспоминал, что, когда авторы впервые познакомили его с этой балладой, она необычайно взволновала его. Утесов считал «Заветный камень» рассказом «о судьбе человека, о мужестве наших моряков, о вере в победу, о любви к Родине». Поэт А. Жаров, высоко оценивший утесовскую интерпретацию «Заветного камня», говорил, что именно благодаря Утесову, исполнившему эту балладу и на эстраде, и по радио, она приобрела всенародную известность. Мы воспроизводим один из ранних вариантов этого произведения, записанный Утесовым в аранжировке А. Островского на Ленинградской экспериментальной фабрике грампластинок в 1944 году специально для радиопередач. Из этой же серии пластинок 1944 года, предназначенной только для «эфира» (серия включала около двадцати номеров), в нашей программе представлена песня II. Богословского на стихи Б. Ласкина «Коса» (инструментовка А. Островского). Для тех, кому знакома более ранняя запись, предоставляется возможность сравнить два исполнения одной и той же песни. Сравнение это позволяет убедиться в богатейших возможностях Утесова-певца, Утесова-артиста, вносившего в каждое прочтение живое биение своего горячего сердца. В первые послевоенные годы в репертуаре Утесова появились произведения, знаменовавшие наступление мирной жизни, но воспоминания о недавней войне в них неизменно присутствовали. Среди этих песен — «Нет, не забудет солдат» М. Табачникова и Я. Зискинда и «Я — демобилизованный» А. Островского и И. Фрадкина, варианты которых, записанные в Ленинграде, включены в программу. В 1946 году 24 сентября Утесов записывает «старинную матросскую песню «Спустилась ночь над бурным Черным морем». Старина здесь — искусная стилизация, а сюжет навеян знаменитым фильмом С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Музыка написана Утесовым, стихи — Ильей Фрадкиным. Песня М. Табачникова «Старушки-бабушки» — своеобразное «воспоминание о будущем», пронизанная мягким юмором картинка, рисующая бабушек, переживших войну, в двухтысячном году. В этой песне звучат голоса Леонида и Эдит Утесовых, а также второго дирижера оркестра Вадима Людвиковского. «Старушки-бабушки» были записаны 6 мая 1948 года. Программа завершается песней, которой начиная с 1947 года в течение многих лет Утесов прощался со зрителями его выступлений. Это произведение композитора, стоявшего у колыбели утесовского Tea-джаза, — И. Дунаевского. Его песню «Дорогие москвичи» Утесов вместе со своей дочерью Эдит Леонидовной записал на пластинку 9 июля 1947 года. Г. Скороходов Для составления программы были использованы пластинки, матрицы и магиптозаписи, хранящиеся в Государственном архиве звукозаписей, архиве ВСГ в Ленинградском музее театрального и музыкального искусства, у вдовы Л. Утесова — А. Ревельс. а также у коллекционеров Р. Галанкина и Н. Калмыкова из Ленинграда, которым Студия выражает благодарность. |
Апрелевский ордена Ленина завод, ГОСТ 5289-80 |
Ташкентский завод грампластинок им. М.Т.Ташмухамедова |
Оборот конверта. Выходила в составе комплекта из 3-х пластинок Ташкентского завода грампластинок им. М. Т. Ташмухамедова |
Этикетка 2-ой стороны (Ташкентский завод грампластинок им. М. Т. Ташмухамедова, ГОСТ 5289-80) |
Этикетка 1-ой стороны (Московский опытный завод "Грамзапись", ГОСТ 5289-80) |
Этикетка 1-ой стороны (Ленинградский завод грампластинок, ГОСТ 5289-80) |
Этикетка 2-ой стороны (Ленинградский завод грампластинок, ГОСТ 5289-80) |
На заднем конверте опечатка, настоящий номер записи "Спустилась ночь" - 13943. |