Третья пластинка серии «Памяти Леонида Утесова» получила название по одной из программ, поставленных в Государственном джаз-оркестре РСФСР. Сюда входят произведения, исполненные Утесовым в предвоенные годы, в период Великой Отечественной войны и сразу после ее победного завершения. Военная тема так или иначе присутствует почти в каждом из них.
Название «Песня — наш спутник» для Утесова и его коллектива, несомненно, символично. В те грозные годы утесовская песня стала верным, боевым спутником не только самого исполнителя, но и сотен тысяч, миллионов его слушателей, отдающих все силы борьбе с фашизмом. По верному определению Д. Д. Шостаковича, данному им в одной из последних статей «Музыка и время», «она (песня военных лет — Г. С.) стала средоточием чувств и настроений народа. Мобильность, поразительная отзывчивость песни на большие и малые явления жизни определили ее исключительно важное место в искусстве той поры».
Утесов работает в эти годы как никогда много. Начиная с первой военной программы «Бей врага!», премьера которой состоялась вскоре после нападения гитлеровцев на нашу страну, он готовит одну программу за другой, показывая их на фронтах, выступая в госпиталях и перед теми, кто работал для фронта в тылу. Репертуар певца пополняется все новыми и новыми песнями. Достаточно сказать, что за три года — с 1943-го по 1945-й — он записал более пятидесяти новых произведений, а ведь на пластинки попало далеко не все из того, что входило в его репертуар.
Спетое в ту пору Утесовым дало возможность по-новому оценить его талант, вступивший в период зрелости. Выдающийся режиссер и актер Р. Н. Симонов писал в 1945 году: «У Утесова редкое сочетание талантов музыканта и драматического актера, что позволяет обогащать содержание песен, делать его более глубоким. В каждой своей песне он не только исполнитель, но и автор такой же, как композитор и поэт. Можно подчас удивляться большой эмоциональной подвижности артиста, способности его в каждой новой песне перевоплощаться, создавать образы: лирические, комические, сатирические, драматические, трагические. . И хотя больше всего говорят об утесовском юморе, но иногда, слушая драматическую по теме песню в исполнении этого артиста, действительно, затрудняешься сказать, какая тема ему ближе — комическая или драматическая?»
Программа «Песня — наш спутник», не повторяя предыдущие издания, дает возможность вновь услышать произведения как хорошо известные, так и те, что дошли до наших дней в уникальных экземплярах и давно не звучали, а также те, что были в свое время записаны для радиовещания или кино.
Знаменитая «Лейся, песня» В. Пушкова в обработке Н. Минха на этот раз предстает в варианте, посвященном героическому дрейфу папанинцев, участников полярной экспедиции «Северный полюс-1». Эта песня, как и две последующие, были записаны Утесовым в Московском Доме звукозаписи для оперативного выпуска на экспериментальных, так называемых небьющихся пластинках.
Инструментованные Н. Минхом «Матрос Железняк» М. Блантера и «Тачанка» К. Листова входили в довоенные программы Утесова «Песни моей Родины». Написанные в мирное время, эти песни-воспоминания о далеко:.: героическом прошлом, подвигах периода гражданской войны вводили в песенный обиход грозную тему военных бурь.
«Теплоход «Комсомол» — одна из первых песен В. Соловьева-Седого, написанных специально для Утесова (музыкальная обработка Ю. Капецкого). Она оказалась также одной из первых песен, в которой ощущалось дыхание приближающейся битвы с фашизмом. В. Соловьев-Седо;: создал свое произведение по горячим следам — в его основе действительные события, о которых рассказали газеты: разбойное нападение фашистских пиратов на мирное советское судно.
Песня «Теплоход «Комсомол» входила в программу «Два корабля», в ту ее часть, что называлась «На корабле советского флота». Записана на пластинки 17 августа 1937 года.
«Мишка-одессит» М. Воловаца на стихи В. Дыховичного — песня, родившаяся в оркестре Утесова в годину лихолетья. Она явилась тем произведением, в котором отразились боль и мужество воина, сражающегося за отчизну, надежда на возмездие, которое настигнет поработителей.
В 1942 году Леонид Утесов спел «Мишку-одессита» для кинокартины «Концерт — фронту», снятой на Центральной студии документальных фильмов по заявкам воинэз Перепись с фонограммы этого фильма и представлена на пластинке.
К этому времени состав Государственного джаз-оркестра РСФСР был следующим: Леонид Утесов — дирижер, пение, конферанс, Михаил Ветров — первая труба, солист. Яков Ханин, Семен Гольдберг — трубы, Илья Фрадкин — первый тромбон, солист, Михаил Гарпф, Федор Сергеев — тромбоны, Орест Кандат — первый альт-саксофон, солист. Афанасий Мунтян — солист-кларнетист, альт-саксофон. Анатолий Варгасов — альт-саксофон, Аркадий Котлярский — первый тенор-саксофон, солист, бас-кларнет. Андрей Дидерихс — тенор-саксофон, Зиновий Фрадкин — баритон-саксофон, Альберт Триллинг — первая скрипка, солист, Густав Узинг, Эммануил Ткачук — скрипки. Виктор Миронов — гитара, банджо, Юрий Капецкий — контрабас, туба, Михаил Пеккер — контрабас, Михаил Воловац — рояль, Аркадий Островский — аккордеон, Николай Самошников, Михаил Вовси — ударные.
Куплеты «Барон фон дер Пшик» входили во все военные, да и многие послевоенные программы Утесова. Фокстрот С. Секунды «Для меня ты хороша», лежащий в основе этих куплетов, исполнялся в Джаз-оркестре РСФСР в конце тридцатых годов. В конце 1941 года Орест Кандат обработал ставшей популярной мелодию и Утесов с помощью текста Анатолия Фидровского рассказал слушателям о самонадеянном бароне, возмечтавшем отведать русский шпиг. Куплеты эти, ставшие одним из лучших образцов в сатирическом арсенале певца, были впервые записаны на пластинку 13 марта 1943 года. «Партию» барона исполняет А. Котлярский.
«Заветный камень» (первоначальное название — «Камень Севастополя») Бориса Мокроусова и поэта Александра Жарова Утесов назвал «царь-песней». Он вспоминал, что, когда авторы впервые познакомили его с этой балладой, она необычайно взволновала его. Утесов считал «Заветный камень» рассказом «о судьбе человека, о мужестве наших моряков, о вере в победу, о любви к Родине». Поэт А. Жаров, высоко оценивший утесовскую интерпретацию «Заветного камня», говорил, что именно благодаря Утесову, исполнившему эту балладу и на эстраде, и по радио, она приобрела всенародную известность. Мы воспроизводим один из ранних вариантов этого произведения, записанный Утесовым в аранжировке А. Островского на Ленинградской экспериментальной фабрике грампластинок в 1944 году специально для радиопередач.
Из этой же серии пластинок 1944 года, предназначенной только для «эфира» (серия включала около двадцати номеров), в нашей программе представлена песня II. Богословского на стихи Б. Ласкина «Коса» (инструментовка А. Островского). Для тех, кому знакома более ранняя запись, предоставляется возможность сравнить два исполнения одной и той же песни. Сравнение это позволяет убедиться в богатейших возможностях Утесова-певца, Утесова-артиста, вносившего в каждое прочтение живое биение своего горячего сердца.
В первые послевоенные годы в репертуаре Утесова появились произведения, знаменовавшие наступление мирной жизни, но воспоминания о недавней войне в них неизменно присутствовали. Среди этих песен — «Нет, не забудет солдат» М. Табачникова и Я. Зискинда и «Я — демобилизованный» А. Островского и И. Фрадкина, варианты которых, записанные в Ленинграде, включены в программу.
В 1946 году 24 сентября Утесов записывает «старинную матросскую песню «Спустилась ночь над бурным Черным морем». Старина здесь — искусная стилизация, а сюжет навеян знаменитым фильмом С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Музыка написана Утесовым, стихи — Ильей Фрадкиным.
Песня М. Табачникова «Старушки-бабушки» — своеобразное «воспоминание о будущем», пронизанная мягким юмором картинка, рисующая бабушек, переживших войну, в двухтысячном году. В этой песне звучат голоса Леонида и Эдит Утесовых, а также второго дирижера оркестра Вадима Людвиковского. «Старушки-бабушки» были записаны 6 мая 1948 года.
Программа завершается песней, которой начиная с 1947 года в течение многих лет Утесов прощался со зрителями его выступлений. Это произведение композитора, стоявшего у колыбели утесовского Tea-джаза, — И. Дунаевского. Его песню «Дорогие москвичи» Утесов вместе со своей дочерью Эдит Леонидовной записал на пластинку 9 июля 1947 года.
Г. Скороходов
Для составления программы были использованы пластинки, матрицы и магиптозаписи, хранящиеся в Государственном архиве звукозаписей, архиве ВСГ в Ленинградском музее театрального и музыкального искусства, у вдовы Л. Утесова — А. Ревельс. а также у коллекционеров Р. Галанкина и Н. Калмыкова из Ленинграда, которым Студия выражает благодарность.