6 дней
О сайте9 4 | М40-44019-20 1982 |
Сторона 1 (24.30) АННА АХМАТОВА Мне ни к чему одические рати... – Анна Ахматова Я улыбаться перестала... Сжала руки под темной вуалью... Вечером Настоящую нежность не спутаешь... Чернеет дорога Приморского Ссда... Молитва Двадцать первое. Ночь. Понедельник... Мне голос был. Он звал утешно... Муза Ива Последнее стихотворение Когда человек умирает... Наше священное ремесло... Из цикла «В сороковом году»: Когда погребают эпоху... Лондонцам Один идет прямым путем... Приморский сонет Музыка (Д. Д. Ш.) Северные элегии Пятая Шестая Мужество Алла Демидова Составитель Л. Озеров. Режиссер Р. Сирота. Звукорежиссер И. Слепнев Сторона 2 —26.39 МАРИНА ЦВЕТАЕВА Моим стихам, написанным так рано... Идешь, на меня похожий... Бабушке Красною кистью... Вот опять окно... Зверю – берлога (из цикла «Стихи к Блоку») Из цикла «Ахматовой»: О муза плача, прекраснейшая из муз!.. Не отстать тебе. – Я – острожник... Милые спутники, делившие с нами ночлег!.. Стенька Разин Психея В черном небе слова начертаны... У первой бабки - четыре сына... Вчера еще в глаза глядел... Попытка ревности Русской ржи от меня поклон... Стихи к сыну («Ни к городу и ни к селу») Тоска по Родине! Давно... Народ (из цикла «Стихи к Чехии») Никуда не уехали - ты да я... Людмила Джигуль. Составитель Л. Озеров. Режиссер А. Цветаева. Звукорежиссер М. Дидык Цифровое издание MEL CO 0635 |
Анна Андреевна Ахматова родилась в июне 1889 года в семье инженера флота. С детства жила в Царском селе, затем в Петербурге. С Петербургом — Петроградом — Ленинградом кровно связано ее творчество от раннего до позднего. Скончалась Анна Андреевна Ахматова в марте 1966 года в Москве. Творчество ее объемлет около шести десятилетий. Первое стихотворение Анна Ахматова написала в одиннадцатилетнем возрасте. В 1912 году вышел в свет первый ее сборник «Вечер», напечатанный в количестве трехсот экземпляров. В марте 1914 года появилась вторая книга — «Четки». Эти две книги принесли Анне Ахматовой славу и вызвали многочисленные отклики. Н. Недоброво в 1915 году обнаруживал в русской поэзии признаки возникновения «ахматовской школы». Вслед за книгой «Белая стая» (1917) в 1921 году был издан сборник стихов «Подорожник», а в 1922 году —«Anno Domini». Сделав в 1917 году решающий выбор: «Не с теми я. кто бросил землю», — Ахматова по праву заняла достойное ее большого таланта место в русской советской поэзии. Через 48 лет в предисловии к сборнику стихотворений, вышедшему в 1965 году, Анна Ахматова говорит о своих стихах: «Для меня в них связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». С годами Анне Ахматовой открывались новые горизонты. Если постоянной, хотя и вовсе не неизменной, оказалась симпатия поэтессы к русской классической традиции, к ее национально-речевому строю, то в плане философско-историческом ее поэзия проделала глубокую эволюцию. Есть поэты, которые при переходе к зрелости отрекаются от своего раннего поэтического мира. Анна Ахматова принадлежит к художникам иного склада. Она оставила — и надолго, может быть, на всю жизнь — за собой право на привязанность свою к Царскому Селу и его аллеям в осенних листьях, к прудам, к уединению, к Музе — к холмистому Павловску, Невскому взморью, сновидениям, тайнам, Горацию, Данте, Пушкину... Но все эти темы, мотивы, образы претерпевают изменения, приобретают новый смысл. Время наполнило поэзию Ахматовой исторической конкретностью. Говоря о заключительном этапе творчества поэта, обычно приводят перечень самих заголовков («Мужество», «С самолета», «Первый дальнобойный в Ленинграде...», «Приморский парк Победы», «Песня мира») и делают вывод, что они разрушают сложившееся представление об Ахматовой. Но, отдавая должное этим действительно новым и проникновенным стихам, невозможно выделять или — тем более — противопоставлять их поздней философской лирике Ахматовой. Борис Пастернак, характеризуя Анну Ахматову, писал: «Две кровопролитных войны, их следы чуть ли не на каждой странице, а между ними известный силуэт с гордо занесенной головой...» Вышедшая в последнюю пору жизни Анны Ахматовой книга названа знаменательно — «Бег времени» (1965). Это своего рода избранное. Сборник осуществляет выраженную в заголовке программу: дает творчество во времени, в «беге времени». Одной из первых в новой русской поэзии Анна Ахматова стремилась развеять символистические туманности и вернуть лирике правду чувств, реальные переживания. Это значило в новую эпоху продолжить лучшие традиции русской классической лирики. Поздняя лирика Ахматовой заставляет вспомнить русских авторов девятнадцатого столетия — с их беспощадностью взгляда на мир, суровой правдой чувства, когда жизни, людям, самому себе с последней прямотой произносится строгий приговор. Ничем не отвлекаемый интерес к человеку — вот главное. Марина Ивановна Цветаева родилась в сентябре 1892 года в семье известного искусствоведа и филолога, основателя Московского музея изящных искусств профессора И. В. Цветаева. По окончании гимназии (1908 год), в шестнадцатилетнем возрасте она отправилась в Париж, в Сорбонну для изучения старофранцузской литературы. Талант поэта пробудился в Марине Цветаевой очень рано. В шесть лет она писала стихи по-русски, по-французски, по-немецки. Первый сборник стихов («Вечерний альбом») выпустила в восемнадцать лет (1910). Нового поэта приветствовали Брюсов и Волошин, с которыми — несмотря на разницу лет — завязалась дружба. Последующие книги «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913) упрочили имя автора и привлекли к нему большой интерес. Даже ранним стихам Марины Цветаевой свойственны душевная широта и своеобразие стихового почерка — стремительность, энергия, духоподъемность. Моим стихам, как драгоценным винам, Наступит свой черед. В этой уверенности не было бравады. Это набирала силу молодая поэтесса, быстро из подмастерья ставшая мастером, умелым и волевым распорядителем несметных богатств поэтической речи. Не приняв Октябрьскую революцию. Марина Цветаева весной 1922 года эмигрирует за границу. Здесь она много работает, терпит тяжелые лишения, тоскует по родине. В 1922 году вышли ее книги «Стихи к Блоку» и «Разлука», в 1923-м — «Психея» и «Ремесло». Последний при жизни поэтессы сборник — «После России» — вышел в Париже в 1928 году. Последний зарубежный поэтический цикл «Стихи к Чехии» (1938 — 1939) рожден ненавистью Марины Цветаевой к фашизму, к деспотии. Летом 1939 года Марина Цветаева вернулась в СССР. Здесь она много переводит (Лорка, Бодлер, Пшавела и т. д.). Обширные творческие планы прерваны войной. Находясь в эвакуации (Чистополь, Елабуга), покончила жизнь самоубийством в конце августа 1941 года. Марина Цветаева написала значительное количество лирических стихов, семнадцать поэм, восемь драм в стихах, прозу, отмеченную, так же как и поэзия, ярким своеобразием. С Анной Ахматовой Марину Цветаеву роднит общий, хотя и несхожий интерес к Пушкину. Обе поэтессы оставили по книге о нем, а значит, о судьбах русской культуры. И та и другая переводили иноязычных поэтов. Известны блестящие переводы Цветаевой стихов Пушкина на французский язык. Тематический и образный диапазон поэтессы необозрим. В поле ее зрения попадают история и современность, быт и героика, любовь и творчество. Темы пересекаются, набегают одна на другую, создавая впечатление напряженности и трагизма. Выражены они в речи монологической и стремительной. Этому соответствуют сдвинутые языковые слои, смесь просторечия и высокого библейского слога. В устах Марины Цветаевой слово, поставленное на свое место, обретает действенную силу. Словесная живопись и звукопись Марины Цветаевой составляют ее яркую особенность. Поэтесса мастерски передает вольницу Степана Разина, раскаты вечевого колокола, завьюженные версты старой России, и шепотные слова любовного признания, и лепет речной волны, и шелест дождя за окном. Какой бы темы ни коснулась Марина Цветаева, она решает ее в манере свободной, исповедальной. Она всегда верна правде чувств, выраженных открыто и не считаясь с установившимся стихотворным синтаксисом. В годы эмиграции (1932), в напутствии сыну Георгию, Марина Цветаева писала: Езжай, мой сын, домой — вперед — В свой край, в свой век, в свой час,— от нас... Возвращение в Россию состоялось. В конце 1944 года сын Цветаевой Георгий погиб на фронте. Я помню этого благородного юношу, поступившего в Литературный институт и переводившего французских поэтов. Сейчас стихи Цветаевой повсеместно читают многие актеры-чтецы, и это вполне понятно: за словом — душа, в душе — целый мир, богатый мир. Лев Озеров Редактор Т. Тарновская. Художник А. Григорьев (C) «МЕЛОДИЯ», 1982 Всесоюзная студия грамзаписи. Записи 1963, 1981 гг. Ленинградский завод грампластинок |
Страницы русской поэзии XVIII-XX в.в. [LP М40-44019] А. А. Ахматова. М. И. Цветаева (подписное издание). Читают А. Ахматова, А. Демидова, Л. Джигуль. Записи 1963, 1981 гг. Ленинградский завод грампластинок. Год выпуска: 1990 |
Этикетка 1-ой стороны (Ленинградский завод грампластинок. Год выпуска: 1990, ГОСТ 5289-88) |
Этикетка 2-ой стороны (Ленинградский завод грампластинок. Год выпуска: 1990, ГОСТ 5289-88) |
Ленинградский завод грампластинок. Год выпуска: 1984 |