22 дня
О сайтеАнна Зуева 1992, "Турне" (Москва), 1992 год, № 5 |
КРУШЕНИЕ МОНОПОЛИИ «МЕЛОДИИ» Анна Зуева Крушение монополии фирмы "Мелодия" было заветным желанием многих советских музыкантов. Долгие годы накапливалось недовольство сложностями с "пробиванием" пластинок, гигантскими сроками производства и низкими гонорарами. Итак, мечта сбылась - появились независимые компании грамзаписи. Однако, как оказалось, свобода рынка и независимость от "Мелодии" выявила целый рад проблем, решать которые должны сами музыканты. Деньги Первая задача музыканта - поиск средств, необходимых для запуска пластинки в производство. Цены на запись фонограмм выросли пока не слишком сильно. Год назад "Маленький принц", по слухам, заплатил за это 70 тыс.руб., "Опасные соседи" - 30 тыс. В эти же суммы можно при желании уложиться и сейчас. Основные траты сейчас связаны с тем, что фирмы грамзаписи выставляют условие полного или частичного выкупа тиража, либо долевого финансирования издания. Отпускная стоимость пластинки - около 30 руб., минимальный тираж -10 тыс., плюс процент, взимаемый фирмой грамзаписи, - необходимую сумму легко подсчитать. Запись в студии Сейчас фирмы, как правило, заключают контракты под готовую фонограмму, предоставляемую на магнитофонной пленке (мастер-тэйп). Считается, что ни одна из студий, принадлежащих независимым фирмам грамзаписи (SNC Records, "Аудио Украина ЛТД", 'ТАЛА рекорда"), не оборудована лучше государственных (Мосфильм, ГДРЗ). Положение понемногу меняется - уже появляются прилично укомплектованные частные студии, например, "Петростудио". Хотя, конечно, дело не в технике, а в людях. Наиболее известные в мире рок- и поп-музыки звукорежиссеры (Юрий Богданов, Игорь Замараев, Андрей Пастернак), предпочитают работать пока с конкретными исполнителями, а не с отдельными фирмами. Гонорары Сумма гонораров, получаемых исполнителями от выпуска пластинок, фирмами обычно скрывается, хотя кое-что, как водится, выплывает наружу. Международный директор "Аудио Украины" А.Спарннский сообщил нам, что фирма выплачивает кроме гонораров, 10% потиражных. SNC Records, по сообщениям одной из московских газет, гарантировала Ю.Шевчуку выплату 1200 тыс. руб. за диск "Оттепель", однако чаще речь идет о значительно меньших суммах. ФИРМЫ 1. Классика В наиболее выгодном положении сейчас находятся исполнители классической и русской духовной музыки - только они представляют интерес для западных компаний. Существуют две фирмы, занимающиеся выпуском компакт-дисков с записями именно этой музыки для внешнего рынка. Это советско-американское СП "Искусство и электроника" (учредители - Союз Композиторов СССР, ПО 'Электроника" и небольшая американская фирма Mobile Fidelity) и советско-французское СП "Русский сезон" (учредители - Советский фонд милосердая и здоровья, фирмы Chants du Momle: Harmonia Mundi, Sonart France). В отличие от "Искусства и электроники", предпочитающего работать с инструменталистами, "Русский сезон" ориентирован на выпуск записей крупных музыкальных форм. Среди них "Ночь перед Рождеством" Н.А.Римского-Корсакова, "Юдифь" А.Н.Серова, "Тиль Уленшпигель" Н.Н.Каретникова, "Кентервильское привидение" А.А.Кнайфеля. Такая политика позволила, по словам директора фирмы Владимира Ковалева, занять свободную репертуарную нишу. Положение в фирме "Искусство и электроника" пока не ясно, все учредители с российской стороны ее покинули, ходят слухи о ненадежности американского партнера. В стране выполняется только студийная работа, компакт-диски производятся в Японии на JVC (“Искусство и электроника"), во Франции ("Русский сезон") и обратно в Россию не поступает. По такой же схеме работает СП "ВИСТ", не ограничивающееся только классикой. 2. Осколки "Мелодии" Многие из новых фирм грамзаписи организованы бывшими руководителями и сотрудниками "Мелодии". Одна из них - "ВИСТ", являющаяся филиалом одаоимешюго советско-американского СП. Под этим названием выпускались как компакт-диски с записями классической музыки (Любовь Казарновская, Анатолий Сафиулин, Лина Мкртчян), производимые в Англии для внешнего рынка, так и виниловые пластинки Маши Распутиной, Марии Иткиной, тех же А. Сафиулина, Л. Мкртчян для внутреннего. К осени 1991 г. "ВИСТ" совместно с "Международной книгой" и Ленинградским заводом грампластинок создали акционерное общество "Ладь", выпустившее уже пластинки Стинга и Вики Цыгановой и собирающееся заняться выпуском компакт-дисков. "ВИСТ" выступил в качестве дистрибьютора пластинки группы ЭСТ, подготовленной фирмой Alien records (см.ниже). "Русский диск" является одной из самых загадочных организаций не только для журналистов, но, кажется, и для самих руководителей. Это малое предприятие появилось на фирме "Мелодия" почти одновременно с кооперативом Metadigital, занимавшимся звукозаписью. Обе конторы состояли практически из одних и тех же людей, связанных к тому же и с материнской фирмой. Через "Русский диск" проводились наиболее выгодные коммерческие заказы, что позволяло и сотрудникам "Мелодии", и музыкантам получать более приличные, по сравнению с мизерными государственными ставками, деньги. В то же время ходили упорные слухи, что "Русский диск" пользовался студийным временем Всесоюзной студии грамзаписи (ВСГ) бесплатно. А осенью 1991 г. Генеральный директор фирмы "Мелодия" Валерий Сухорадо вообще ликвидировал ВСГ и объявил "Русский диск" ее правопреемником, сперва предоставив последнему право распоряжаться богатейшей фонотекой ВСГ и издавать архивные грамзаписи (но только в пределах СНГ - западный рынок "Мелодия" оставила за собой). Впрочем, летом 1992 г. "Мелодия" вернула себе фонотеку. Сейчас "Русский диск" занимается, в первую очередь, коммерческими проектами (В. Цой, В. Асмолов, М. Звездинский) и выпуском компакт-дисков с записями классической и духовной музыки. Кроме того, "Русскому диску" перешла в наследство от ВСГ монополия на производство медных дисков (матриц для производства виниловых пластинок), впрочем, активно разрушаемая в последнее время усилиями питерского завода грампластинок. В течение года (с августа 1990 по сентябрь 1991 г.) при "Мелодии" действовал также кооператив Crocus, успевший выпустить 3 пластинки: групп "Галактика", Jimi и "Евангелие". Возглавлявший его Юрий Потеенко объяснил прекращение деятельности тем, что в условиях диктата заводов-монополисгов, требующих минимальных тиражей в 15 тыс., бессмысленой стала задуманная работа с интересными в музыкальном отношении, но неизвестными и некоммерческими группами (тиражи - 3-4 тыс. экз.). "Аудио Украина ЛТД", базирующаяся в Киеве, - единственная пока независимая фирма грамзаписи, подчеркивающая свою приверженность, в первую очередь, национальной идее. Ее международный директор Александр Спаринский заявляет, что предпочтете на девяносто процентов случаев отдается украинскому национальному репертуару: Алла Кудлай, Василий Манолов, Игорь Корнилевич, рок-опера "Белая ворона", украинские детские сказки. Фирма создана на базе украинского отделения "Мелодии'’ и, по словам Опаринского, имеете своем распоряжении 3 студии, автобус для экспедиционной записи, 4000 торговых отделов и 420 фирменных магазинов. Складывается впечатление, что первоначально "Мелодия" спокойно уступала свое жизненное пространство конкурентам Постепенно откололись Рижский, Таллиннский и Ташкентский заводы грампластинок, Санкт-Петербургский планирует создавать СП с фирмой Die Deutsche Schallplatten ... Спохватившись, “Мелодия" возвращается на рынок уже не через филиалы, а напрямую, планируя выпуск классики на компакт-дисках. Первый проект такого рода - выпуск 28 CD в США по выбору американцев. З.Панорама рынка Остальные существующие в бывшем СССР фирмы стремятся осваивать, в первую очередь, внутренний рынок. Первенство рождения оспаривают сейчас две фирмы: SNC records и "Синтез рекорда". SNC records является филиалом советско-американского СП "Станбет", возглавляемого Стасом Наминым. Фирма ориентировалась в основном на рок-музыку: "Парк Горького", "ДДТ', "Бригада С", "Калинов мост", Б. Гребенщиков, выпускала также и пластинки поп-музыкантов ("Любэ", "Лоцмэн" и Анатолий Полотно, Рома Жуков). На любителей некоммерческой музыки рассчитывались проекты типа "Нюанса", "Ночного проспекта”, выпускаемые тиражами около 15 тыс.экз... В последнее время SNC делает упор на лицензии - Black Sabbath, Motorhead, Uriah Heep и т.д. Некоторые специалисты оценивают контракты, заключенные с "Аквариумом" и с "ДДТ’", как не самые удачные из-за запланированного 500-тысячного тиража, который вряд ли удастся распостранить, и музыканты могут не получить обещанных миллионных гонораров. Фирма входит в корпорацию SNC нараду с радио SNC и концертным агентством, что помогает рекламировать пластинки и изучать спрос. "Синтез рекорда" выпустила к лету 1992 г. около 63 пластинок, среди которых "Машина времени", "Агата Кристи", "Коррозия металла", Светлана Лазарева и Симон Осиашвили. Были выполнены совместные проекты с другими независимыми фирмами ("ГАЛА рекорда", BSA). Фирма интересна также тем, что является филиалом СП "Синтез корпорейшн", как и "РиТонис" (бывший Рижский завод грампластинок). Успех деятельности фирмы зависит во многом от наличия собственной производственной базы, которая, впрочем, уже находится за границей (в Латвии!), что повышает себестоимость. Несмотря на молодость, "Синтез рекордз" успела претерпеть крупные кадровые изменения. Руководство "Синтез корпорейшн" уволило практически всех сотрудников, в том числе и директора Александра Чечегкина (в свое время - одного из руководителей "Мелодии"). Фирма реорганизована в АО, а новый директор фирмы Александр Кутиков (более известен как певец, композитор и один из основателей группы "Машина времени") предполагает изменить политику - больше внимания уделять подбору исполнителей, сотрудничать как со "звездами", так и с малоизвестными исполнителями. "ГАЛА рекорда"соэдана на базе студии звукозаписи и начинала с тиражирования компакт-кассег, собираемых из южнокорейских комплектующих на собственной линии датской фирмы Lyrec. "ГАЛА рекордз", по словам ее руководства, уделяет большое внимание подбору "своих" исполнителей: она вкладывает деньги в продюсирование молодых неизвестных артистов, которые могут предложить интересные, по мнению руководителей фирмы, идеи. Из наиболее известных проектов - "Кар-Мэн", "Комбинация", "Сектор Газа". С "ГАЛА рекорда" сотрудничает известный звукорежиссер Юрий Богданов. BSA выпустила совместно с "Синтез рекордз" пластинки Аллы Пугачевой, Жанны Агузаровой, Игоря Сукачева, Александра Кальянова и совместно с "РиТонис" - Игоря Николаева, Наташи Королевой, "Рондо". Некоторое время фирма работала совместно с фирмой Александра Бепявцева "Компакт" (ранее "Орфей"), прославившейся вьшуском нелицензионных компакт-дисков Shocking Blue, Rolling Stones. Сейчас они уже выпустили пластинки Р. Жукова, группы "Черный кофе". В ноябре 1991 г. из BSA выделилась BSA records, возглавляемая Александром Олейником. Фирма сохранила за собой часть контрактов, в частности договоры о трехлетием продюсировании с "Народной оперой" и "Мегаполисом", остальные (с Люсей Розановой, Ириной Молотковой) пока заморожены. BSA records, по словам руководства, обладает обширными планами: выпуск записей классической музыки, подготовка как коммерческих, так и некоммерческих проектов. Фирма сотрудничает с "Буротииа продакшн" Кирилла Кувырдина, занимающейся некоммерческими проектами ("Вопли Видоплясова"). В силу различных организационных трудностей к нынешнему лету ни один из проектов пока не был реализован. Небольшая и не очень богатая фирма ZONA стала известна благодаря выпуску лицензионных дисков Cocteau Twins, Technotronic, Happy Mondays, Joy Division, Билли Брэгга, - эта политика будет продолжена и в будущем. Гедрюс Климкявичюс, директор фирмы, не исключает самостоятельных проектов (выпуск записей литовского композитора О. Балакаускаса и ленинградской группы "АВИА"). Таллиннская фирма ALT records выпустила пока только одну пластинку - Владимира Пресиякова-младшего. Заявление руководителя фирмы Юрия Альтова о подписании контракта с Димой Маликовым не подтвердилось. Широко разрекламированный альбом Александра Серова вышел таким маленьким тиражом, что его, по словам коммерческого директора фирмы, можно и не учитывать. Новых планов у ALT records пока нет. Кроме грамзаписи, фирма занимается съемками видеофильмов ("Чернобыль и наши дети" по концерту Дитера Болена, выступление группы Asia). С августа 1991 г. начала действовать Alien records в рамках BIZ Enterprises. Первый ее опыт - пластинка группы "ЭСТ", выпущенная совместно с "ВИСТом". Фирма ориентируется на хард-н-хэви, в ее дальнейших планах - двойной альбом "Монстры рока СССР" и лицензионный Nazareth. Moroz records была создана бывшим директором SNC records Александром Морозовым весной 1992 г. Уже выпущены пластинки групп "Коррозия металла", "Мастер". В дальнейших планах - сборник "Железный марш" и новый диск "Шаха". К началу 1992 г. одна из независимых фирм грамзаписи "ЭРИО" прекратила свое существование как фирма грамзаписи, переориентировавшись на другие услуги. Попытка выпускать записи рок-музыкантов небольшими тиражами, создав замкнутый производственный цикл: поиск исполнителя - работа в студии - выпуск пластинки на собственной линии - продажа в собственном магазине, - кончилась для этой фирмы неудачей. Купленная у "Мелодии" списанная шведская линия большей частью простаивала, и значительно выгоднее оказалось перепродавать голландские компакт-диски, хотя к концу 1991 года гиперинфляция сделала невыгодным и это направление. Фирме удалось выпустить пластинки "ДДТ", Насти Полевой, Александра Башлачева, "Аукциона", "Не ждали", Майка Науменко. Правоприемником "ЭРИО" является фирма "ТАУ Продукт", организованная некоторыми бывшими сотрудниками "ЭРИО". Нереализованные же проекты ("Воскресенье", "Ноль", "Вежливый отказ", "Колибри") постепенно выходят сейчас на фирме "Фили", созданной при "Фили менеджмент ЛТД". Кроме того, у "Филей" есть и уже выполненные собственные проекты: двойной концертный альбом "Рок против террора", "Чай-Ф". Это позволит, видимо, стать "Филям" одной из преуспевающих рок-н-ролльных фирм. Местный колорит Вообще-то для издания пластинок у нас вовсе не обязательно создавать фирму грамзаписи. Так, например, поступила галерея "МАРС", выпустившая коллекцию из 12 пластинок Михаила Чекалина ограниченным тиражом в 3 тыс. экз. Одна из туристических фирм Петербурга, пожелавшая пока остаться неизвестной, подготовила к выпуску пластинки Сергея Курехина и совместный диск Сергей Курехин - Борис Гребенщиков под логотипом "Курица рекорда". Студия "Союз", известная фирма на рынке звукозаписи, также занялась выпуском грампластинок. Ею выпущены две пластинки группы "Фристайл" (С90 32453-4 и С90 32455-6), сейчас готовится пластинка группы "Райский ад". Кроме того, известен опыт творческого объединения LAVA, не являющегося юридическим лицом, но выпустившего диски В. Рацкевича и В. Шумова тиражом в 2-3 тыс. Только сейчас можно говорить о возникновении у нас такого понятия, как независимый продюсер. Правда, оно несколько отличается от того, что существует на Западе, т.к. наши продюсеры собственных денег в пластинку не вкладывают (чаще речь идет о поиске спонсоров) и не всегда контролируют работу музыкантов в студии, подключаясь в лучшем случае на стадии сведения. Так были выпущены пластинки "Рок чистой воды" и группы "Альянс" известным питерским рок-журналистом Андреем Бурлакой. Пираты В условиях неотрегулированного законодательства по авторскому и смежному праву успешно процвет ает выпуск нелицензионных пластинок и компакт-дисков: EOL, FSB, "Продюсерский центр" (см. статью о бутлегах "Printed in Russia" К.Дискина в этом же номере "Турне"). Наиболее известен "Продюсерский центр Единой евангелическо-лютеранской церкви России" питерского продюсера Андрея Тропилло. Создавался он с благой целью: заработать на "пиратских" пластинках деньги и вложить их в отечественную рок-музыку. Сейчас об этом благополучно забыли. Тропилло не просто размещает заказ, а отдает права на издание и распространение питерскому заводу грампластинок, что создает уникальную ситуацию на "пиратском" рынке: подключение государственных структур к нелегальному производству (хотя и не противоречащему советскому законодательству). Среди вышедших дисков - "Белый альбом" The Beatles, Боб Дилан, Том Уэйтс, "Травиата" Дж. Верди с Марией Каллас. Таким образом, создается двусмысленная ситуация: такие фирмы как ZONA, SNC records, выкупающие права на издание, не защищены перед отечественным же "пиратским" бизнесом. Так, например, EOL издал Uriah Heep раньше (и хуже по качеству), чем SNC records, имевшая на это права. Эти же методы потихоньку переносятся и за границу - "Искусство и электроника" выпустила на Западе компакт-диск с концертной записью Д.Хворосговского без согласия не только певца, но и фирмы Philips, имеющей с ним эксклюзивный контракт. Неотработанносгь правовых отношений продюсер-артист, артисг-менеджер и т.д. приводит к возникновению различных конфликтов. Так произошло с пластинкой Ромы Жукова, вышедшей практически одновременно на фирмах BSA и SNC Records (контракт с BSA был подписан администратором артиста, не имевшим на это права, и SNC records имеет формальную возможность подать в суд). Прогноз Счастливые времена для фирм грамзаписи закончились. Миллионные и даже 500-тысячные тиражи остались в далеком прошлом, сейчас реальны 50-100-тысячные. Цены диктуют бывшие заводы "Мелодии", поэтому в сложившейся ситуации можно ожидать дальнейшего роста цен на пластинки и компакты. Непредсказуемость инфляционных процессов приводит к нежеланию фирм грамзаписи рисковать, и представители некоммерческой музыки постепенно исчезают из каталогов. Тяжелые времена настают для джаза, авангарда, фольклора; нелегко придется и классике. Легко прогнозировать также рост выпуска западных рок- и поп-бутлегов. Р.5.5 сентября 1992 года журнал Billboard сообщил сенсациошгую новость - крупнейший в СНГ Аирелевский завод грампластинок создает совместное предприятие Aprelevka Sound. Контроль над деятельностью завода будет осуществлять американская фирма Shore, Warner & Snyder. Будет создана также фирма Aprelev.ka Sound Records. Список фирм, легально действующих в настоящее время на территории СНГ: МОСКВА Alien records USA BSA records ВИСТ Ладь ГАЛА рекорда Искусство и электроника Moroz records Русский диск Русский сезон Синтез рекорда Студия ’Союз" SNC records ТАУ Продукт Фили ТАЛЛИНН ALT records КИЕВ Аудио Украина ЛТД ВИЛЬНЮС ZONA САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Продюсерский центр рок-н-ролльных приходов Единой евангелическо-лютеранской церкви России Адреса, телефоны и другие сведения о фирмах можно найти в бизнес-приложении "Турне-экспресс". Игорь СУКАЧЕВ: "На BSA с пластинкой "Акция нонсенс" меня подставили, не указав на конверте тех музыкантов, с которыми она записывалась. SNC records не выплатила весь положенный гонорар за "Аллергии-нет!". Так что теперь мы работаем только с "Филями". Рома ЖУКОВ: "Уровень фирм грамзаписи соответствует уровню всего в нашей стране". Юрий АЙЗЕНШПИС:" Независимые фирмы имеют большие преимущества по сравнению с госструктурами, потому что более оперативны в условиях рынка. Недостаток этих фирм - дефицит материалов и их плохое качество". |