Говоря о щедрости духовной жизни и широте интересов Владимира Ильича, о присущем, ему чувстве прекрасного, верный спутник и соратник Ленина Н. К. Крупская в своих воспоминаниях рассказывает о его глубокой, проходящей через всю жизнь любви к музыке, к песне.
«Песни революции» - так был озаглавлен первый в истории русского революционного движения нотный сборник песен борьбы, изданный ленинской «искрой» по инициативе Владимира Ильича летом 1902 года. Пройдёт 10 лет, и в большевистской «Правде» будет напечатана его статья о Э. Потье – «одном из самых великих пропагандистов посредством песни», как назовёт Ленин автора «Интернационала» - песни песней революции, ставшей международным гимном пролетарского интернационализма, партийным гимном. РСДРП (б) – КПСС, первым государственным гимном молодой Страны Советов.
«Интернационал» по праву должен быть назван первым и среди любимейших песен Владимира Ильича, столько сделавшего для его популяризации и десятки раз обращавшегося к песенным лозунгам и образам «Интернационала» в своих статьях и выступлениях.
Горячо любил Ленин и другие песни борьбы, мелодии которых были записаны в «искровском» сборнике с голоса самого Владимира Ильича и его сподвижников. Память современников сохранила воодушевлённый облик Ленина, поющего в кругу соратников песни революции. Для него, как и для всех, кто пел с ним, песни были голосом сердца.
«…Ильича хлебом не корми, а только подавай ему это самое: «Смело, товарищи, в ногу» или «Вихри враждебные». При этом он сам – основной элемент хора и очень темпераментный дирижёр, - вспоминает П. Н. Лепешинский о годах сибирской ссылки. – Его баритон с хриповатыми нотками покрывает все остальные голоса, а руки, энергично зажатые в кулаки, размашистыми движениями во все стороны играют роль дирижёрской палочки. И сколько огня, сколько революционного огня он вкладывает каждый раз в те же незатейливые слова: «… И водрузим над землёю красное знамя труда».
«В сибирской ссылке, где нам приходилось встречаться с В. И. Лениным, мы частенько распевали обе песни: «Варшавянку» и «Беснуйтесь, тираны». Они сделались одними из любимейших песен Владимира Ильича. Он сам пел их с необычайным воодушевлением», - рассказывает Г. М. Кржижановский, автор русского текста этих польских революционных песен.
Годы женевской эмиграции… «Вспоминаются вечера, которые мы проводили у Ленина, - пишет Мария Эссен. – Владимир Ильич обладал довольно приятным, несколько глуховатым голосом и очень любил попеть в хоре и послушать пение. Репертуар наш был довольно разнообразен. Начинали обычно с революционных песен – «Интернационала», «Марсельезы», «Варшавянки» и других. С большим чувством пели «Замучен тяжёлой неволей», «На старом кургане в широкой степи». Нравились Ильичу песни Сибири. Утомившись и перепев любимые революционные песни, приступали к слушанию сольных номеров… Ленин слушал с огромным удовольствием и романсы Чайковского «Ночь», «Средь шумного бала», «Мы сидели с тобой у заснувшей реки», и песнь Даргомыжского «Нас венчали не в церкви», и арию тореадора из «Кармен». Каким отдыхом, каким удовольствием для Владимира Ильича были наши песни!...»
Весна 1906 года. Стокгольм. Встречи ленинских соратников в часы, свободные от заседаний IV съезда РСДРП. Почти каждая беседа, по рассказу Т. К. Свердловой, заканчивалась просьбой Ленина к делегату от москвичей С. И. Гусеву, обладавшему чудесным голосом, спеть что-либо: «…Он садился к роялю и запевал, а к нему присоединялись и другие, и широкая русская песня лилась и звенела. Любил Ильич музыку, любил хорошую песню, и почти ни одна наша беседа в далёком Стокгольме не проходила без песни…»
Весна 1911 года. Предместье Парижа Лонжюмо, где проходили занятия рабочей партийной школы. После занятий рабочие – слушатели школы нередко направлялись в кафе, где организовывали самодеятельный хор, непременным участником, а порой и дирижёром которого был Владимир Ильич. Толпа, собравшаяся у кафе, с интересом слушала русские песни: «Дубинушку», «Стеньку Разина» и другие, неизменно входившие в программу этих импровизированных концертов: «…Обыкновенно Владимир Ильич был и переводчиком, делавшим нам и французам замечания насчёт нашего пения, - сообщает один из слушателей школы. – Кроме того, он старался выучить нас петь «Интернационал».
Лето 1914 года. Брюссель. Вспоминая в беседе с товарищем по эмиграции писателем И. Ф. Поповым годы детства, Ленин говорит: «Вы на Волге бывали? Знаете Волгу? Плохо знаете? Широка! Необъятная ширь. Так широка… Мы в детстве с Сашей, с братом, уезжали на лодке далеко, очень далеко уезжали. И над рекой, бывало, стелется неизвестно откуда песня… И песни же у нас в России!... А какой пролетариат! А какие имена знает наша история, девятнадцатый век хотя бы».
Любовь Ленина к русской народной песне, его раздумья об этой песне и высказывания о борьбе русского революционного пролетариата сливались воедино, были одухотворены одной мыслью, одним убеждением.
Осень 1918 года. Москва. Ленин слушает в кремлёвском клубе выступление крестьянского хора под управлением М. Е. Пятницкого. Такие песни, такое исполнение не могут оставаться достоянием немногих! «Истинным спасителем русской песни» назовёт впоследствии Пятницкий Ленина, вспоминая о беседе с ним, состоявшейся на утро после концерта, после которой были в корне были изменены условия работы хора и открыты широчайшие перспективы для пропаганды русской песни.
Среди любимых произведений Ильича, наряду с песнями революции, русскими песнями борьбы, народной песней, песнями и романсами Чайковского, Даргомыжского, Мусоргского, Шуберта, Н. К. Крупская называет и зарубежные революционно-демократические песни, и песни французских революционных шансонье: «…В Париже Ленин очень любил посещать кафе, где пели свои песни на демократически-бытовые темы певцы, очень остро критиковавшие буржуазную демократию и бытовые стороны жизни. Ильичу особенно нравились песни Монтегюса… Ильич одно время очень любил напевать его песню “Salut à vous, soldats de 17” («Привет вам солдаты 17-го полка» - это было обращение к французским солдатам, отказавшимся стрелять в стачечников)…». «…Горячий привет всем, друзья… Salut, salut à vous. Эх, послушал бы я теперь Montégus`a, - писал Ленин в конце июля 1912 года, вскоре после переезда из Парижа в Краков.
Лето 1920 года. Революционная Москва. В Кремле идут заседания Второго конгресса Коммунистического Интернационала. А в перерывах делегаты конгресса хором поют русские, французские, итальянские революционные песни. «…Наиболее популярны были “Bandiera rossa” («Красное знамя») и «Карманьола», - рассказывает писательница Елизавета Драбкина. – Полного текста ни кто не знал, приходилось воссоздавать его по памяти. С помощью Владимира Ильича была восстановлена строфа «Карманьолы», в которой ставится вопрос, что нужно истинному республиканцу… В блокноте Джона Рида появились записи: «Поящая Москва… Поющий Ленин».
Любовь к песне не оставляла Владимира Ильича до последних дней жизни. «…С июля шло выздоровление, и в связи с этим совершенно изменилось настроение. Владимир Ильич много шутил, смеялся, даже напевал иногда «Интернационал», «Червонный штандарт», «В долине Дагестана», - пишет Надежда Константиновна о жизни Лени на в Горках в 1923 году. А в горестные, ледяные дни января 1924 года, вместе с торжественно-траурными мелодиями Бетховена, Чайковского, Шопена, провожали Ленина в последний путь и мелодии его любимых песен.
Сим. Дрейден