Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
На этой пластинке представлены редко исполняемые вокальные произведения Вольфганга Амадея Моцарта, относящиеся к жанрам духовной и светской музыки.
Наиболее ранним из них, очевидно, является "Kyrie" фа мажор, KV 116, однако принадлежность его перу В. А. Моцарта весьма сомнительна. Пьеса являлась первой и единственной сохранившейся полностью частью неоконченной Мессы. Альфред Эйнштейн предположил, что сочинение возникло в начале лета 1771 года в Зальцбурге, вскоре после возвращения Моцарта из Италии, но обратил внимание на то, что недатированный автограф скорее является рукописью отца композитора, Леопольда Моцарта. Осуществленная Вольфгангом Платом, редактором Нового полного собрания сочинений Моцарта, графологическая экспертиза подтвердила это предположение.
Месса написана для четырехголосного хора, струнного оркестра и органа. В "Kyrie" господствуют светлые образы — торжественные в кратком вступительном Andante, более оживленные — в подвижной основной части, приближающейся по структуре к сонатному Allegro. Полифонический склад музыки —возможное свидетельство влияния падре Джамбаттисты Мартини, у которого Моцарт изучал контрапункт в Италии, или же зальцбургских композиторов Михаэля Гайдна и Иоганна Эрнста Эберлина. Развитые оркестровые интермедии, по словам Германа Аберта, указывают на связи с неаполитанской церковной музыкой.
Месса ре мажор, KV 194 была завершена 8 августа 1774 года в Зальцбурге. Это сочинение принадлежит к жанру missa brevis («краткой мессы»), написанной для обычной воскресной службы. В отличие от большой, «торжественной мессы» (missa solemnis) предназначенной для праздничных событий, здесь части невелики по размерам и не распадаются на обособленные разделы, оркестр весьма скромен по составу.
Месса, KV 194 отвечала вкусам зальцбургского архиепископа Иеронима Коллоредо, требовавшего от церковной музыки предельной простоты и краткости. Она написана для четырех солистов (сопрано, альт, тенор, бас), четырехголосного хора, струнного оркестра без самостоятельной партии альтов и органа. Размеры ее лаконичны, некоторые слова традиционного текста вовсе не положены на музыку, а должны читаться священником, полифонические эпизоды предельно сжаты, оркестровые ритурне-
ли отсутствуют. Однако, несмотря на сковывающие фантазию композитора суровые требования архиепископа, Моцарт создал произведение, исполненное красоты и вдохновения.
Начальное "Kyrie", приближающееся к свободно трактованной однотемной сонатной структуре, проникнуто светлой торжественностью. Единственная тема чередует гомофонное и имитационно-полифоническое изложение.
Остальные части включают контрастирующие образы и сопоставления сольных и хоровых партий. В "Gloria" ликующая гимническая мелодия хора служит обрамлением лирического эпизода солистов ("Domine Deus") и драматичного хорового "Qui tollis".
В "Credo" контрасты усилены сменами темпа. Праздничное хоровое Allegro сменяется скорбным си-минорным Andante moderate ("Et incarnatus est"), открывающимся экспрессивной фразой сопрано. В начинающемся фугированно "Et resurrexit" возвращаются темп и отдельные интонации начала раздела, завершающегося ликующим фугато "Amen".
В "Sanctus" величественное спокойствие начального построения сменяется оживленным и радостным продолжением ("Pleni sunt coeli"), вливающимся в энергичное фугато "Osanna". Фугато это служит обрамлением нежно-лирического соль-мажорного "Benedictus", порученного по традиции квартету солистов, где заметно влияние итальянской мелодики.
Открывающий последнюю часть "Agnus Dei" си минор являет собой трагедийную кульминацию Мессы. Полные скорбной экспрессии фразы солистов, сопровождающиеся ламентозными нисходящими хроматизмами в басах оркестра, чередуются с мощными суровыми возгласами хора. Тот же антифонный принцип сохранен и в изложенном в сонатной форме "Dona nobis pacem", но здесь колорит вновь светлеет, завершая произведение в радостных и праздничных тонах.
Возникновение шести терцетов на итальянские тексты для двух сопрано и баса в сопровождении трех бассетгорнов (KV 346, 436, 439, 549) или двух кларнетов и бассетгорнов (KV 437, 438) связано с именем друга Моцарта Готфрида фон Жакена. Моцарт и его жена Констанца часто бывали в доме Жакенов, где собиралась венская молодежь. Для музицирования в кругу Жакенов и были написаны терцеты. Авторы слов терцетов, KV 346 и 439 неизвестны, в остальных пьесах были использованы тексты Пьетро Метастазио из сборников «Канцонетты» (KV 436) и «Строфы для музыки» (KV 438) и из оперных либретто «Кир» (KV 437) и «Олимпиада» (KV 549).
Из всех терцетов лишь один (KV 549) занесен Моцартом в авторский каталог под названием «Маленькая канцонетта с пометкой даты возникновения — 16 июля 1788 года. Время создания остальных пьес предположительно относят к 1783 году. Автографы вокальных партитур терцетов, KV 436 — 439, находившиеся в кремсмюнстерском монастыре и, к сожалению не дошедшие до нас, носили название «ноктюрны». Так же обозначены автографы инструментальных партий. Хранившаяся венском Обществе друзей музыки копия всех шести пьес имела итальянский титул «Шесть ноктюрнов, посвященных сеньоре графине Гортензии де Хатцфельд и сочиненных покорнейшим слугой, дворянином Годофредо де Жакеном». Наклейка на нотоносце со словами «и сочиненных Вольфгангом Амадео Моцартом» была добавлена позже. Констанца Моцарт считала, что вокальные партии первых пяти пьес сочинены Жакеном, а Моцарт лишь добавил инструментальное сопровождение. Это мнение иногда высказывают и ныне. С другой стороны, известен случай когда Моцарт подарил Жакену две свои песни, отказавшись от всех прав на них, и Жакен издал их под своим именем. Поэтому авторства Моцарта исключить нельзя, тем более что музыка носит ощутимые приметы его гения.
Ноктюрны написаны в жанре распространенных в то время «компанейских» многоголосных песен — в них господствую светло-лирические образы, простые двух- или трехчастные формы, прозрачность фактуры и несложность развития, обусловленные их бытовым предназначением, — пожалуй, наиболее непритязательны ноктюрны "Luci care, luci belle" («Очи милые, очи прекрасные»), KV 346 и "Due pupille amabili" («Две милые питомицы»), KV 439. Тем сильнее впечатляют задушевная красота их мелодии, неожиданные тени минора в средних разделах ноктюрнов "Ecco quel fiero istante" («Вот то жестокое мгновенье») KV 436, "Mi lagnero tacendo" («Молча жаловаться буду»), KV 437 и "Se lontan ben mio tu sei" («Если очень далеко ты от меня»), KV 438, тонкость письма, особенно впечатляющая в уже упомянутом ноктюрне, KV 437, структура которого приближается к сонатной, и созданном позже других ноктюрне (канцонетте) – «Piu non si trovano» («Больше не встретятся»), KV 549.
В настоящей записи ноктюрны исполняются хором в сопровождении струнного оркестра.
Мотет "Ave, verum corpus" ре мажор, KV 618 для четырехголосного хора, струнных и органа — одно из последних творений Моцарта. Композитор написал его 17 или 18 июня (в авторском каталоге и автографе стоят различные даты) 1791 года в Бадене близ Вены для тамошнего школьного учителя и регента хора Антона Штолля, исполнявшего и ранее церковную музыку Моцарта.
Внешне представляя собой несложную пьесу в миниатюрной простой двухчастной структуре, мотет являет собой одно из высших откровений моцартовского гения. Возвышенно-просветленная, исполненная торжественного покоя музыка поражает непревзойденной красотой, за которой, по словам А. Эйнштейна «перестали видеть мастерство композиции — ее вторичную наивность, совершенство модуляций и голосоведения, ту незаметную полифонию, которая здесь является завершающим выразительным штрихом». В этом произведении, как добавляет Эйнштейн «церковное и личное сливаются воедино».