Сторона 1
Сарэ патря
Роза Джелакаева
Бьявитко (венгерская свадебная)
Петр Деметр
Сторона 2
О дывэс пашэ ратятэр
Чи на нас
Роза Джелакаева и Петр Деметр
Инструментальный ансамбль
А. Якулов (скрипка)
И. Ром-Лебедев, Н. Морозов, Ю. Чучин, В. Туманский (гитары)
Виниловый вариант
Д 00029043–4
Роза Джелакаева и Петр Деметр — представители той цыганской молодежи, яркой и самобытной, которая уверенно вошла в репертуар театра и заняла в нем ведущее место.
Роза Джелакаева родилась где-то возле Серпухова, в цыганском кочевом таборе. Ее детские годы прошли под скрип колес кочевой кибитки, в молчаливых по вечерам степях, на шумных веселых базарах, на площадях и бульварах городов.
Озорная, проказливая девочка была любимицей табора. С раннего детства она помогала матери добывать на пропитание своей пляской. А плясать Роза была мастерицей. «Всю пляску от Веры (матери Розы) с молоком взяла», — говорили цыгане. Роза была плясунья — «каблучница», блестяще умела в такт песни отбивать самые сложные
ритмы.
Семья Розы кочевала до 1959 г. Слух о «замечательной плясунье» распространился среди цыган и ее привели в цыганский ансамбль, гастролирующий в ту пору в Серпухове. С этого дня Роза стала артисткой ансамбля, а через некоторое время она перешла в цыганскую цирковую труппу.
В цирке и увидели ее артисты театра «Ромэн». Они пригласили Розу в театр. Это было в 1960 году. За десять лет работы в театре Роза сыграла главные роли в спектаклях: «Семья цыган» — (Жужа), «Сын Мадонны» (Бьянка), «Девочка из табора» (Зинка), «У дороги» (Феня), «За дружеской беседою» (Бахтори), «Родился я в таборе» (Гундя) и в других.
Большое участие Роза Джелакаева принимает в концертной деятельности театра. Ее выступления в концертах всегда имеют огромный успех.
Песенку «Сарэ патря», которую вы услышите, Роза исполняет с присущим ей задором и так, как в концертах театра — с запевом и пляской. Когда кончится запев, прислушайтесь, как мастерски каблучки Розы выбивают сложную дробь.
* * *
Петя Деметр — городской цыган. Родные Пети — представители цыганской интеллигенции.
Петя окончил 10 классов и поступил в Студию театра «Ромэн». По окончании Студии был зачислен в труппу театра.
Способный, музыкально одаренный, хорошо играющий на гитаре и пляшущий, молодой артист за три года занял ведущее положение в театре. Ему поручали главные роли в спектаклях «Четыре жениха» (Лекса, Бадя). «За дружеской беседою» («Мануш»), «Родился я в таборе» (Коля) и в других.
В концертах театра Петя исполняет цыганские песни — народные и современные, играет на гитаре, пляшет.
Часто Роза и Петя выступают вдвоем, поют в два голоса. Оба они музыкальны, оба обладают яркой цыганской внешностью, темпераментом. Их дуэт пользуется заслуженным успехом у зрителей.
И. РОМ-ЛЕБЕДЕВ