Фриц Крейслер — один из тех гениальных музыкантов, кто оказал глубокое и разнообразное влияние на развитие исполнительского искусства. Его неповторимый, «крейслеровский» стиль был господствующим в скрипичном исполнительстве более полувека. Самое звучание инструмента в руках Крейслера обладало чарующей и притягательной силой. Скрипку Крейслера так же легко узнать, как голоса Карузо, Шаляпина или Каллас. настолько индивидуален ее глубокий, густой «терпкий» тембр. Влияние Крейслера ощущалось одинаково и в сфере «технологии» игры на скрипке (интенсивное вибрато, знаменитые крейс-леровские «преувеличения» в приемах портаменто и глиссандо, подлинно вокальная кантилена), и в сфере интерпретации, и в принципах построения концертных программ. Искусство Крейслера продолжило эволюцию скрипичного исполнительства, было «дорогой в XX век» для скрипачей, после того как великий романтик Эжен Изаи блестяще завершил век XIX, в котором было столько блистательных мастеров смычка. Исполнительская манера Крейслера, его репертуарная «политика», его собственнее композиторское творчество шли навстречу требованиям любой аудитории. Крейслер — великолепный интерпретатор серьезнейшей монументальной музыки Бетховена и Брамса и в то же время мастер скрипичной миниатюры полусалонного толка, поданной с неподражаемым шармом истинного венца. Крейслер играл виртуозную музыку Паганини и Вьетана, и в его же программах слушатель знакомился с неизвестными ему в те годы именами Вивальди. Тартини и Пуньяни. Крейслер был одним из образованнейших людей своего времени и в то же время, казалось, угождал вкусам второго сорта. Именно в силу цельности своей исключительной артистической личности Крейслеру удавалось сочетать в своем искусстве черты, присущие антиподам XIX века Иоахиму и Сарасате, черты академического и виртуозно-романтического, даже салонного стилей, всегда оставаясь самим собой. Крейслеровский феномен тем удивительнее, что он безотказно действовал столь длительное время. Великий скрипач завоевал популярность, когда еще выступали Сарасате и Изаи, в годы его расцвета появились на концертной эстраде Хейфец, Сигети, Менухин, когда он завершал свой путь, уже начали свою карьеру Франческатти, Шеринг, Ойстрах, Стерн. В исполнительском искусстве произошли огромные сдвиги, но Крейслер до конца дней оставался «первым скрипачом», как его называл Сергей Рахманинов, большой друг великого артиста.
Фриц Крейслер родился 2 февраля 1875 года в Вене в семье врача Самуэля Северина Крейслера, в молодости готовившегося стать профессиональным музыкантом. Прекрасный медик,, человек высокой культуры, отец Крейслера остался скрипачом-любителем, возглавлял любительский квартет. С раннего детства Фриц Крейслер был окружен атмосферой преклонения перед музыкой. Неудивительно, что нотную грамоту он усвоил раньше, чем научился читать и писать. В четыре года он получил первые уроки по скрипке сначала у отца, затем его педагогом был концертмейстер оркестра «Ринг-театра» Жак Обер. Способности Крейслера были поразительны — он с легкостью усваивал то, на что музыкантам требуются долгие годы. В семь лет Крейслер поступил в старшие классы Венской консерватории к педагогу Йозефу Хельмесбергеру, представителю известной семьи потомственных венских музыкантов. Теорию композиции Крейслер изучал у великого симфониста Антона Брукнера. В 1882 году состоялось его первое выступление перед публикой в концерте певицы Карлотты Патти в Карлсбаде. Успех был безоговорочным.
В консерватории Крейслер увлекся игрой на фортепиано (дома инструмента не было) и самостоятельно приобрел такие навыки, что Хельмесбергер доверил ему аккомпанировать своим ученикам. Впоследствии совершенством игры Крейслера-пианис-та восхищались многие выдающиеся мастера (Падеревский, Рахманинов). Сохранились и записи Крейслера на фортепиано с транскрипциями собственных скрипичных миниатюр и в качестве аккомпаниатора своего брата, виолончелиста Хуго Крейслера. В 1885 году Крейслер окончил Венскую консерваторию с золотой медалью. Хотя, по собственному признанию, ему было интереснее «играть в парке со сверстниками, чем играть на скрипке», эти годы не прошли для него бесследно. «Величайшим событием в моей жизни» называл Крейслер концерты Антона Рубинштейна, Иожефа Иоахима и Пабло Сарасате, которых ему довелось тогда слышать.
Продолжил занятия Крейслер в Парижской консерватории у знаменитого Ламбера Жозефа Массара, воспитавшего Веняв-ского, Ондржнчска, Марсика и многих других скрипачей. По композиции его педагогом в Париже был Лео Делиб. Всего через два года Крейслер побеждает на конкурсе консерватории перед жюри, в котором были А. Тома, П. Виардо-Гарсиа, П. Марсик, и получает «Гран-при». На этом его обучение закончилось,
В планах отца Крейслера было дать сыну основательное гуманитарное образование. По возвращении в Вену Крейслер должен был готовиться к экзаменам в гимназию, но отец уступил натиску американского импресарио, организатора концертов в США знаменитого пианиста, ученика Листа, Морица Ро-зенталя. 9 ноября 1888 года Крейслер играет концерт Мендельсона под управлением Вальтера Дамроша в Бостоне, на следующий день повторяет его в Нью-Йорке с выдающимся дирижером Антоном Зайдлем, еще через пять дней участвует в сольной программе М. Розенталя в помещении «Метрополитен опера» . В таком, поистине «бешеном темпе» прошли несколько месяцев непрерывных концертов во многих городах США. Американская пресса пророчила Крейслеру скорое великое будущее. но, вернувшись на родину, юный музыкант начинает под руководством отца подготовку к экзаменам, занимается классическими языками, философией, литературой. Во всем, чему Крейслеру приходилось учиться, он достигал блестящих успехов. В 1892 году Крейслер закончил католическую гимназию в Вене и вскоре возвращается на концертную эстраду, но ненадолго. В 1893 году он дает всего лишь два концерта в Москве, не получивших значительного резонанса на родине. Затем несколько лет К-рейслеп проводит в Вене. Он увлекается хирургией, поступает в Медицинскую школу при Венском университете, отбывает воинскую повинность, получает звание лейтенанта. Крейглеп вступает в кружок, объединивший будущих видных литераторов и композиторов (Д. Лилиенкрон. Ф. Ведекинд. X. фон Гофмансталь, X. Вольф), музицирует с Иоганнесом Брамсом в Венском музыкальном обществе и от повременно развлекается игрой в тирольском эстрадном ансамбле. Крейслер пытается устроиться в Венский филармонический оркестр и неожиданно получает отказ за «неумение читать с листа» (!). Осенью 1896 года благодаря меценату Э. Поссельту Крейслер гастролирует в западных провинциях России. Это турне повлияло на его дальнейшую судьбу. Его приглашает знаменитый дирижер Ханс Рихтер, и 23 янвапя 1898 года Крейслер исполняет под его управлением Второй концерт М. Бруха с тем самым оркестром, в который его не приняли всего два года назад. На выступление Крейслера отозвался Э. Ганслик. крупнейший музыкальный критик тех лет, назвавший скрипача «законченным мастером». В следующем году Крейслер играет концерт Мендельсона с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Артура Никита, имеет в Берлине огромный успех, его игрой восторгается Эжен Изаи. С этого времени начинается почти полувековая «эпоха Крейслера». Гениальный музыкант становится «законодателем мод» в скрипичном искусстве, его слава быстро распространяется по всем континентам.
В 1900 — 1901 годах Крейслер вновь гастролирует в США. В последующие годы ему сопутствуют триумфы в Европе. В 1904 году он получает золотую медаль Лондонского филармонического общества за интерпретацию бетховенского концепта (впервые после Иоахима, лучшего исполнителя этого концерта в XIX веке). Часто выступал Крейслер в России, тесные творческие и дружеские узы связывали его со многими русскими музыкантами. В 1901 году Крейслер выступил в Москве вместе с Василием Сафоновым, возглавлявшим симфонические собрания Русского музыкального общества Под его управлением он играл также в 1906 и 1908 годах в Нью-Йорке. В 1904 году в Лондоне Крейслер впервые исполнил концерт Ю. Конюса. В \907 — 1908 годах в Берлине Крейслер был участником музыкального кружка Сергея Кусевицко'го, в который входили Ф. Бузони. Ф. Шаляпин, Л. Годовский, Л. Блех. В 1910 — 1913 годах Крейслер регулярно выступает в «Концертах Кусе-вицкого» в Москве и Петербурге. Дружба с Сергеем Рахманиновым, посвятившим скрипачу свои «Вариации на тему Корел-ли», сложилась позднее, в 1920-х годах в Америке, где великие музыканты сделали свои совместные записи сонат Бетховена. Шуберта и Грига. Дружеские связи Ф. Крейслера с музыкантами других стран особенно проявились в Париже, где он проводил свой досуг в камерном музицировании с Э. Изаи. Ж. Ти-бо, П. Казальсом и Дж. Энеску (1905, 1914 гг.). Еще раньше, в 1901 — 1903 годах Крейслер играл в трио вместе с И. Гофманом и Ж. Жсрарди, кроме того, в разные годы он выступал в сонатном ансамбле с Ф. Бузони, Г. Бауэром и В. Бакхаузом. В США Крейслер записал несколько пластинок со своими любимыми певцами: ирландским тенором Дж. Мак-Кор маком и американской певицей (сопрано) Джеральдиной Фаррар.
В начале первой мировой войны Крейслер с присущей ему горячностью буквально бросился в ряды австрийской армии, пробыл па фронте меньше месяца, был ранен подо Львовом, демобилизован и уже в октябре 1914 года уехал в США убежденным пацифистом. Только с конца 1919 года Крейслер вернулся к активной концертной деятельности.
В 1919 году в Нью-Йорке состоялась премьера оперетты «Иве ты яблони», написанной Крейслером совместно (одиннадцать номеров из девятнадцати) с венгерским композитором В. Яко-би. На премьере присутствовали С. Рахманинов. И. Стравинский, Э. Изаи, Я- Хейфец и М. Эльман, О. Габрилович, Дж. Мак-Кормак — едва ли не все лучшие артистические силы, оказавшиеся тогда в США. Как считает видный музыковед М. Пеншерль, в этом жанре, «несомненно, Крейслер мог бы соперничать с Легаром, Оскаром Штраусом и другими, обладая большой утонченностью воображения». Композиторский талант Крейслера проявился в разных сферах: ему принадлежат струнный квартет и песни на слова Й. Айхендорфа и Г. Келлера, огромную популярность приобрели «Старые венские танцевальные мелодии» — «Радость любви» и «Муки любви» {первое время Крейслер выдавал их за сочинения Й. Ланнера). В репертуаре почти каждого скрипача есть крейслеровские «Венский каприс», «Китайский тамбурин» или посвященное М. Эльману «Ронди-но на тему Бетховена».
В творчестве Крейслера высокого совершенства достигло искусство транскрипции для скрипки произведений классики и популярных мелодий, ведущее свое начало со времен Генриха Эрнста, переложившего шубертовского «Лесного царя». Такие шедевры транскрипций Крейслера, как «Испанский танец» де Фальи. «Славянские танцы» А. Дворжака, «Песня шемаханской царицы» Н. Римского-Корсакова, «Венгерский танец № 17» И. Брамса, послужили образцами для известных транскрипций Я. Хейфсца и других скрипачей, стали классическим образцом жанра. Крейслеровские каденции к концертам Бетховена (написаны еще в юные годы одновременно с салонными пьесами!) и Брамса уникальны своим стилевым и духовным единством с партитурами великих композиторов. Кроме того, Крейслер написал каденции к концертам Виотти, Моцарта, Паганини и Чайковского. Спорными являются обработки концертов Чайковского и Паганини, в последней прослеживается ирония Крейслера на а выспренным виртуоз но-романтическим стилем, и ее, возможно, не следует в полной мере принимать всерьез.
Самыми знаменитыми произведениями Крейслера стали так называемые «Классические манускрипты» — пятнадцать пьес в стиле композиторов XVII — XVIII веков (Л. Куперен, Пуньяни, Картье. Вивальди, Стамиц, Франкёр, Пориора, Ф. Э. Бах, Мартини, Диттерсдорф, Боккерини), В течение тридцати лет Крейслер мистифицировал музыкальную общественность и публику, выдавая свои стилизованные пьесы за транскрипции неизвестных, открытых им оригинальных произведений. Подобного масштаба мистификаций в истории музыки не бывало. Написанные в начале века, опубликованные в 1911 году, эти пьесы обрели истинного автора лишь в 1935 году. Крейслер утверждал, что таким способом он смог расширить свой репертуар коротких пьес для бисов, не навязывая слушателям все время свое авторское имя. Кроме того, ему удалось значительно повысить интерес к музыке эпох барокко и классицизма. Достаточно вспомнить, что крейслеровский «Концерт Вивальди» побудил М. Пен-шерля к поискам «оригинальной рукописи», к изучению наследия великого итальянского композитора.
В 1924 году Крейслер поселился в Берлине, где прожил более десяти лет, продолжая гастроли по всему миру. В Берлине им была записана на пластинки триада скрипичных концертов (Бетховен, Мендельсон, Брамс) с оркестром Берлинской государственной оперы (Государственная капелла) под управлением Лео Блеха — самая значительная работа Крейслера в студии, сделанная в расцвете сил. В Берлине Крейслер отметил в 1927 году «бетховенским циклом» (совместно с выдающимся пианистом-аккомпаниатором Михаэлем Раухайзеном) столетие смерти композитора. В 1935 году он покинул Берлин, отвергнув все предложения германских концертных организаций, переехал в Париж, а с 1939 года поселился в Нью-Йорке. В 1937 году в Брюсселе Крейслер встречался с группой советских музыкантов, победивших на конкурсе. Теплое отношение к искусству Давида Ойстпаха, концерты которого Крейслер посетил в 1955 году в Нью-Йорке, его встречи с Ойстрахом в 1960 году, его письма в Московскую консерваторию — свидетельство интереса Крейслера к советской скрипичной школе, к музыкальной жизни нашей страны.
В 1941 году Крейслер был сбит грузовиком в Нью-Йорке, но, несмотря на последствия тяжелой травмы и солидный возраст, менее чем через год уже выступил со своим первым концертом для радиослушателей. Последнее выступление Крейслера состоялось I ноября 1947 года в нью-йоркском «Карнеги-холле». Скончался великий артист в Нью-Йорке 26. января 1962 года.
Почти любая запись Крейслера не может оставить слушателя равнодушным, настолько волнующе звучит его скрипка, так согрета теплом сердца каждая нота. Крейслер был одним из немногих музыкантов, пренебрегавших специальным тренажем техники, часто он выступал даже «не разыгравшись». Его иногда упрекали за интонационные погрешности, их он допускал и в записях на пластинки. Тем не менее искусство скрипача навсегда останется живым источником радости для многих поколений, благодаря десяткаШ старых пластинок, навсегда сохранивших незабываемый «голос» Крейслера.