Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Конец XVII — первая половина XVIII столетия были временем бурного развития оркестровой музыки в странах Европы. Классические образцы инструментального творчества оставил венецианский аббат-минорит (монах францисканского ордена) Антонио Вивальди — великий композитор, скрипач, дирижер и педагог. Первоначально он учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди — скрипача капеллы собора святого Марка в Венеции. Дальнейшее совершенствование происходило под руководством капельмейстера Сан-Марко Джованни Легренци, ставшего в конце жизни признанным главой венецианской скрипичной школы XVII века. Вивальди рано прославился отличной игрой на скрипке. Некоторое время он занимал должность скрипача при дворе в Дармштадте, а с 1703 года становится преподавателем (maestro di violino), позднее дирижером хора и инструментальной капеллы, а также руководителем концертов и, наконец, в 1713 году директором женской консерватории «Ospedale della Pieta» в Венеции — городского приюта для сирот и беспризорных, где к этому времени, помимо обучения различным ремеслам девушек-сирот, было введено преподавание музыки, которое заняло основное место в обучении воспитанников. Насыщенная музыкальная жизнь, высокопрофессиональная постановка обучения пению, игре на смычковых, клавишных и духовых инструментах, первоклассная хоровая и инструментальная капелла, которая стала «студией» для творческих исканий Вивальди, не замедлили принести свои плоды. Современники свидетельствуют, что его оркестр был одним из лучших в Европе. В обязанности Вивальди входило сочинение музыки для многочисленных светских и духовных концертов этого учебного заведения. Он также писал музыку для театральных спектаклей, отдавал много сил постановкам собственных опер. «Недозволенное» поведение во время церковной службы «Рыжего священника» («Il prete rosso») — так Вивальди был прозван за свои рыжие волосы — послужило одной из причин его разлада с клерикальными кругами. В результате этого во второй половине 30-х годов, уже на склоне лет, Вивальди покинул Венецию и отправился в Вену, где провел последние годы своей жизни. Несмотря на то, что Вивальди продолжал сочинять музыку и пользоваться широкой известностью, он умер в бедности. Из записи расходов на отправление похоронного обряда, сделанной в канцелярии собора святого Стефана, видно, что похороны Вивальди были весьма скромные, сопровождавшиеся «малым колокольным звоном».
Творческое наследие Вивальди огромно. Он создал свыше сорока опер, множество кантат, культовых сочинений, арий, симфоний, сонат. Но любимым жанром Вивальди был сольный инструментальный концерт. Вивальди написал около пятисот концертов для самых разнообразных инструментов и составов. Именно здесь проявились особенно ярко красота его музыкального мышления в сочетании с инструментальной виртуозностью. Вивальди оказал влияние на формирование творчества И. С. Баха, который с любовью перекладывал его скрипичные концерты для клавира и органа.
Из всех инструментов Вивальди отдал предпочтение скрипке, виолончели и фаготу. Для своего времени Вивальди необычайно широко представлял себе выразительные и технические средства этих инструментов, особенно это касается двухклапанного фагота, который до XVIII века не был концертирующим. Фаготная техника в его 38 концертах разнообразна: стремительные пассажи, арпеджио, быстрые скачки на большие интервалы, требующие от исполнителя исключительно подвижного staccato, виртуозного владения legato и вместе с тем в мягкой лирике медленных средних частей — красивого тембра и выразительного звучания. Установленный в творчестве Вивальди динамичный трехчастный цикл инструментального концерта (быстрая блестящая первая часть, певучая медленная средняя, быстрый финал) выражал художественные идеалы искусства «хорошо организованного контраста». Этой трехчастной циклической форме присущи элементы «зрелищности», выявляющиеся в нейтральном чередовании tutti и solo. Именно в этом чередовании создается игра звуковыми массами и звуковыми светотенями, раскрывается смысл формы концерта; именно весь этот комплекс исполнительских и выразительных средств и привлекает современных исполнителей в творчестве Вивальди.
Концерты для фагота с оркестром Вивальди были забыты вплоть до первой половины XX века. Возрождение интереса к этим концертам связано с обнаружением осенью 1926 года и в конце 1929 года итальянским музыковедом А. Джентили архива рукописей Вивальди, в котором они находились, в библиотеке маркиза Джузеппе Мария Дураццо. Основанный в Сиене Итальянский институт Антонио Вивальди, возглавляемый Дж. Ф. Малипьеро, положил начало публикации полного собрания сочинений Вивальди, в частности концертов для фагота.
В 1959 году Сергей Красавин впервые в СССР исполнил один из концертов для фагота с оркестром (ре минор) А. Вивальди.
Сергей Красавин родился 15 января 1941 года в Ленинграде. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию по классу фагота профессора Д. Ф. Еремина (1963) и аспирантуру (1967). В 1960—1968 годах он — солист оркестра Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени Кирова, а с 1968 года — солист Государственного академического симфонического оркестра СССР. С. Красавин — лауреат I премии на Всесоюзном конкурсе (1963 г.), лауреат международных конкурсов в Праге (1959) и Мюнхене (1966). С 1979 года он преподает в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.
Сергей Красавин часто выступает с сольными программами, в качестве солиста в камерных и симфонических концертах. Виртуозная техника, полная эмоциональности фразировка, редкое по красоте тембра звучание, природное чувство формы и стиля — вот черты, характеризующие артистический дар Сергея Красавина.
Очень многообещающим выглядит сотрудничество С. Красавина с одним из выдающихся советских дирижеров, народным артистом СССР Юрием Темиркановым, мастерство и чувство стиля которого ярко запечатлено на этой пластинке.
А. Розенберг