Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35, посвященный австрийскому скрипачу Адольфу Бродскому, начат П. И. Чайковским в Кларане в начале марта 1878 года. 16 марта концерт в эскизах был кончен, но Andante не понравилось композитору, и он решил написать новое. В 20-1 числах апреля концерт был инструментован; исполнен в первый раз А. Бродским в Вене 4 декабря (нового стиля) 1879 года под управлением Ганса Рихтера.
Первая часть, Allegro moderato, в основном построена в строгой форме классического концерта. Об этом свидетельствуют уже начальные такты, с их элементарным «массовым» напевом и контрастным строением темы, но вместо плавного, спокойного и длительного изложения начальной, величественно простой темы возникает типичный заключительный эпизод.
Главная партия представлена выдающейся по красоте мелодией, секрет которой следует искать в ее свободной и естественной, как человеческая речь, но сложной ритмической структуре.
Тема побочной партии печально нежна, полна затаенного чувства. Но вскоре она приобретает энергичный, наступательный характер, не чуждый бравурности. Развитие темы заканчивается эпизодом tutti, представляющим заключительную партию в виде торжественного марша на мотиве основной темы. Но уже скоро музыка tutti переходит к типичным раз-работочным приемам.
Собственно разработка начинается с Molto sostenuto il tempo, moderatissimo в строго размеренном движении партии солирующей скрипки на материале главной темы. Активность, волевая организованность сопутствуют музыке разработки. Большая каденция солирующей скрипки образует переход к репризе. В ней нет связного изложения музыкальных мыслей; отдельные мотивы, всплывающие тут и там, перебиваются арпеджиямн, аккордовыми образованиями, скользящими хроматическими звукорядами. Содержание каденции представляется как цепь мучительных раздумий, неуверенность, осторожное нащупывание выхода к свету, внезапные волевые импульсы — и наконец победное, торжествующее чувство освобождения. После каденции тема главной партии вновь льет свой ясный свет; она звучит спокойно и торжественно. Реприза вновь восстанавливает равновесие, а стремительная кода Allegro g i us to резюмирует активное волевое начало, главенствующее в первой части.
Вторая часть — знаменитая Канцонетта, Andante соль минор— представляет собой идеально совершенный образ меланхолии. Ее элементарная трехчастная структура, миниатюрность пропорций, связное мелодическое движение нключают возможность резких контрастов, и даже средний раздел, ми-бемоль мажор, с его светлой, бодрой и несколько более оживленной темой на синкопированном сопровождении, не в силах соперничать с господствующей мелодией. Ее особенность заключается в незавершенности, в линии подъема, заканчивающейся пассивным, усталым оборотом. Реприза обогащена печальными фигурациями кларнета и флейты, сопровождающими скорбную мелодию солирующей скрипки.
Финал концерта. Allegro vivacissimo, — смелое мастерски разработанное картинное завершение всей циклической формы. Он представляет чередование двух эпизодов. Первый, основной, дает картину шумного веселья: тут и плясовые ритмы, и могучие контрасты. Второй, побочный, имеет нечто общее с классическими эпизодами финальных рондо. Как известно, во многих финалах концертов содержится эпизод пасторального склада, с подчеркнутыми элементами сельского музицирования. У Чайковского он преобразуется в полную мощи, народную по духу плясовую мелодию. Подчеркнутое удальство в первой фразе, повторяемой' дважды, и восьмикратно повторяющийся припев — все это сопровождается квинтовыми «бурдоном». В соединении с многократными повторениями такое сопровождение явственно образует признаки народного жанра, — отнюдь не пасторально-идиллического, а бурно-плясового. Эпизод проходит дважды — в ля мажоре и в соль мажоре. С обычным искусством тематических преобразований Чайковский сумел дать трогательный по своей искренности минорный вариант плясового припева.
По книге А. Альшванга «П. И. Чайковский». Москва, 1959 г.

Концерты в Большом зале Московской консерватории постоянно привлекают внимание многочисленных любителей музыки. Здесь нередко рождаются события, мировое значение которых трудно переоценить. К таким относятся юбилейные концерты Давида Ойстраха-скрипача и Давида Ойстраха-дирижера. В памяти людей, которым посчастливилось на них побывать, они останутся надолго.
В первом из них, состоявшемся 27 сентября 1968 года, Д. Ойстрах, по справедливости признанный одним из величайших скрипачей современности, исполнил целый ряд произведений в отличном сопровождении симфонического оркестра Московской филармонии.
Имя лауреата Ленинской премии, народного артиста СССР, профессора Давида Ойстраха (1908— 1974) — блестящего скрипача, дирижера, педагога — известно во всем мире.
Давид Федорович Ойстрах родился в Одессе. В пятилетнем возрасте он начал учиться игре на скрипке под руководством замечательного педагога профессора П. С. Столярского. С 1923 года Д. Ойстрах у него же продолжал свое образование в Одесском музыкально-драматическом институте. Тогда же молодой скрипач впервые выступил с оркестром, исполнив Концерт ля минор Баха.
В 1924 году состоялся первый сольный концерт Д. Ойстраха, в программу которого вошли соната «Дьявольские трели» Тартини, «Цыганские напевы» Сарасате и другие скрипичные пьесы. В течение следующих лет музыкант выступал в качестве солиста студенческого симфонического оркестра во многих городах страны.
Весной 1926 года Д. Ойстрах блестяще закончил Одесский музыкально-драматический институт, а спустя два года приехал в Москву. Здесь он знакомится с крупными музыкантами того времени и ведет активную концертную деятельность.
Тридцатые годы отмечены блестящими выступлениями Д. Ойстраха на музыкальных конкурсах. В 193S году на II Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде он завоевывает первую премию. Через несколько месяцев становится лауреатом Международного конкурса скрипачей имени Венявского в Варшаве. А в 1937 году молодому музыканту присуждается первая премия на Международном конкурсе скрипачей имени Эжена Изаи в Брюсселе.
Важным этапом в творческой биографии Д. Ойстраха явился цикл «Развитие скрипичного концерта», проведенный им в Москве в сезоне 1946/47 года. С 1950 года начались многочисленные зарубежные гастроли скрипача, среди которых особое значение имели выступления в Японии и США в 1955 году.
Круг творческих интересов этого выдающегося музыканта был чрезвычайно широк. Он являлся не только блестящим скрипачом-солистом, но и участником многих камерных ансамблей.
В 1961 году Д. Ойстрах осуществил свою давнюю мечту — стать дирижером. Его первое выступление 17 февраля 1962 года в Большом зале Московской консерватории имело огромный успех. В репертуаре Ойстраха-дирижера были симфонии Прокофьева, Малера, Брамса, Бетховена, Моцарта, Шуберта, Шостаковича, Берлиоза, Шумана.
С 1934 года Д. Ойстрах вел педагогическую работу в Московской консерватории. Его класс стал школой скрипичного мастерства для многих молодых музыкантов. Среди учеников профессора Д. Ойстраха — И. Ойстрах, В. Климов, В. Пикайзен, С. Снитковский, О. Крыса, французские скрипачки М. Буссино и Д. Артюр, австралийская скрипачка М. Берил-Кимбер и другие.
В 195 3 году Д, Ойстраху было присвоено звание народного артиста СССР, а в 1960 году за выдающиеся достижения в области концертно-исполнительской деятельности ему была присуждена Ленинская премия.
Мировое признание Д. Ойстраха отмечено избранием его почетным членом ряда академий: в Лондоне (1959 г.), Риме (1960 г.), Берлине (1961 г.), Бостоне (1961 г.), Стокгольме (19691 г.). Д. Ойстрах был избран почетным доктором музыки Кембриджского университета (1968 г.).