Всю свою жизнь Александр Наумович Цфасман — известный композитор, пианист и дирижер — посвятил эстрадной и джазовой музыке.
Цфасман родился в 1906 году в Запорожье. С семи лет он обучался игре на скрипке и фортепиано, а когда его семья переехала в Нижний Новгород, двенадцатилетний мальчик поступил на фортепианное отделение Музыкального техникума.
В эти годы начинается и его профессиональная деятельность: студент второго курса играет на ударных инструментах в Нижегородском симфоническом оркестре. Тогда же, вспоминал Александр Наумович, «состоялось мое первое публичное выступление в качестве пианиста: на областной олимпиаде я исполнял Одиннадцатую рапсодию Листа и получил первую премию».
Окончив техникум, Цфасман стремится продолжить свое музыкальное образование. Он едет в Москву, где поступает в консерваторию в класс знаменитого профессора Ф. М. Блуменфельда. Но, как это было и в Нижнем, его деятельность не ограничивается занятиями на фортепианном отделении. Огромное — на всю жизнь — увлечение джазом, танцевальной музыкой привело к тому, что восемнадцатилетний студент, обратившись к композиции, начинает писать танцевальные пьесы. Это были танцы в новейших, еще только входивших в моду ритмах — фокстроты «Джимми», «Скайтротт», «Эксцентрический танец», вальс-бостон «Грустное настроение» и другие. А в конце 1926 года он организует первый в Москве профессиональный джазовый коллектив.
Дебют нового ансамбля, получившего название «АМА-джаз» («АМА» — Ассоциация московских авторов), состоялся на сцене Артистического клуба. Взыскательная публика горячо приветствовала молодых музыкантов и их руководителя — солиста-пианиста Александра Цфасмана. Вскоре «АМА-джаз» получает приглашение показать свою программу на «главной» эстрадной площадке столицы — в саду «Эрмитаж». Ежевечерние (в течение двух месяцев) аншлаги свидетельствовали о большом успехе новорожденного коллектива. Затем джаз-оркестр выступает в фойе крупнейших в то время московских кинотеатров «Малая Дмитровка», «Художественный» и «Динамо».
К этому времени состав оркестра, поначалу насчитывавший восемь музыкантов, увеличивается вдвое: в коллективе появляются и певцы-солисты, однако общая «танцевальная» направленность репертуара сохранилась. Произведения, звучащие в программах джаз-оркестра, подкупали, прежде всего, яркой мелодичностью, богатством выдумки, блестящей инструментовкой, четким ритмичным рисунком.
Все эти достижения связаны в основном с именем руководителя оркестра Александра Цфасмана, творчество которого определяло лицо коллектива, его эстетическое кредо.
Для Александра Цфасмана его ансамбль стал творческой лабораторией. Все, что писал он, все его поиски новых выразительных средств получали проверку практикой.
Цфасмановские песни и инструментальные пьесы являлись украшением каждого выступления оркестра. Многие из них на долгие годы оставались наиболее популярными, «ударными» номерами эстрадного репертуара, а благодаря грамзаписи (на пластинки только в 30-е годы коллектив записал более сорока вещей, и из них почти половина принадлежала Цфасману) получили широкое распространение. Не забыты они и сегодня. На слуху у современного любителя эстрадной музыки — исполненные впервые сорок и более лет назад его танцевальные пьесы: «Звуки джаза» и «Тирольский вальс», «Анна» и «Я в хорошем настроении», его эстрадные песенки — «Неудачное свидание», «Я не прощаюсь», «Ты вновь вернулась», великолепные цфасмановские обработки, звучащие зачастую как новые, оригинальные произведения, с виртуозными соло рояля («Веселая прогулка», «Никто вас не заменит», «Веселый случай»), которые блистательно исполнял сам Александр Цфасман. Он создал самобытный, присущий ему стиль исполнения, в котором острая ритмичность сочетается с высоким пианистическим мастерством.
После того, как в 1939 году Цфасман возглавил джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета (на этом посту он оставался семь лет), композитор стал шире привлекать к выступлениям эстрадных певцов. В радиостудиях и на концертных площадках с джаз-оркестром Всесоюзного радио с успехом пели Павел Михайлов, Аркадий Погодин, Георгий Виноградов, Ружена Сикора, Иван Шмелев, Ефрем Флакс и другие. Здесь впервые прозвучал написанный Цфасманом в 1941 году Концерт для фортепиано с джазом.
В 1942 году джаз-оркестр Всесоюзного радио вместе со своим руководителем выезжает на Западный фронт. Около ста концертов в частях действующей армии дали за два месяца музыканты и певцы ансамбля. «В наших программах, — вспоминал Александр Наумович, — главное место занимали тогда популярные песни советских композиторов. Самый живой отклик находили они в сердцах бойцов, И мы понимали, как нужны были эти песни на фронте».
В послевоенные годы Цфасман создает музыку ко многим кинофильмам, театральным постановкам, ведет концертную деятельность, успешно продолжает работать в области эстрадной песни. Особую популярность получили написанные им в этот период фортепианные фантазии на темы песен и танцевальных мелодий советских композиторов — произведения, в которых не только блистало мастерство Цфасмана-пианиста, но и проявился яркий талант Цфасмана-аранжировщика, его умение объединить в целое различные по настроению музыкальные темы, заставить их зазвучать неожиданно, по-новому.
Цфасман увлекается и сочинением танцевальной музыки, предназначенной для исполнения небольшими ансамблями, в которых главная роль отводится фортепиано. Появившиеся в 50-х годах фокстроты «Веселый вечер», «Ожидание», «Я люблю танцевать», «Всегда с тобой» принадлежат к наиболее ярким страницам цфасмановского творчества. Их лучше всего можно охарактеризовать словами самого автора, призывавшего композиторов «стремиться писать такую музыку, которая бы трогала и волновала своей задушевностью, увлекала и веселила темпераментом, выдумкой, озорством».
Искусство Александра Цфасмана неизменно привлекает внимание любителей эстрадной и джазовой музыки. Широко образованный, вдумчивый и постоянно ищущий музыкант — композитор, пианист, дирижер, — он великолепно чувствовал современность.
«Меня неизменно восхищает в нем неистощимый запас энергии, творческой выдумки, изобретательности, — говорил композитор Андрей Эшпай, — причем Цфасман всегда остается Цфасманом, ни на кого не похожим, самобытным исполнителем. Здесь сказывается и большая культура, и блестящее мастерство (еще бы, школа Блуменфельда!), и увлеченность искусством».
В программу двух долгоиграющих «гигантов», составивших второй альбом «Александр Цфасман — композитор, пианист, дирижер», включены записи 30—50-х годов. Большинство из них выпускалось в свое время на обычных пластинках. Переписанные с матриц, хранящихся в архиве Всесоюзной студии, и с пластинок из фонда Государственного архива звукозаписей, эти записи реставрированы оператором Сергеем Туманяном. Реставрации подверглись и записи, сделанные на магнитной ленте в 40—50-х годах. Существенно дополняя первый выпуск одноименного альбома (пластинки № 33 М 60—36589-92), перед любителями советской эстрады предстанут два новых диска, воскресающих еще одну славную страницу звуковой истории советского джаза и танцевально-инструментальной музыки.
Г. Скороходов