Русская свадьба. Авторы: Д. М. Балашов, Ю. М. Марченко, Н. И. Калмыкова
Издательство: Современник 1985 г.
Страниц: 392 стр.
Формат: 295х210 мм
Содержание пластинок:
1-я пластинка. 1-я сторона
1. Ох эте мене дак уж как я-то, злосцесная - похоронный причет (д.Доронинская, Верховский с/с, исп. Ламова Е.Ф.)
2. Ой-ёй-ёй, дак уж как я-то горюшица (текст от 6-й строфы: "Ой-ёй-ёй я по утру-ту ранёшенько") - поминальное причитание (д. Лопатино Заборского с/с Тарногского р-на, исп. Корепанова Х.В.)
3. Ой-ёй-ёй, дак моё чадо-то милоё (текст от 18 строфы: "Дак цясока да топерека дак розлуцила неволюшка") - поминальное причитание (п.Айга Илезского с/с Тарногского р-на, исп. Евсеева И.О.)
2-я сторона
4. О-ой, дак схожо красноё солнышко ( текст от 8-й строфы: "Да на што же осердивсе, да на меня-то прогневалсе") - первое причитание невесты на запоруки (д.Рыкаловская Нижнеспасского с/с Тарногского р-на, исп. Едемская К.Д.)
5. Дак вы моё да собраньице - причитание невесты "на неделе" (д.Тиуновская Шебеньгского с/с Тарногского р-на, исп. Истомина М.Г.)
6. О... эте мене дак сизые вы голубушки (текст от 3-й строфы: "О...уженьки вы попридайте, голубушки") - причитание невесты-сироты подружкам перед выводом на улицу (д.Кузьминская Верховского с/с Тарногского р-на, исп. Некрасова М.А.)
7. Мои сизые голубушки (текст от 3-й строфы: "Хоть цяс отным да топереци") - причитание невесты с подружками на выводе "перед столы" (д.Мичуровская Илезского с/с Тарногского р-на, исп. Демидова А.М., Другашкова А.Ф., Попова А.П., Шевкунова П.К.)
8.Ой, мои сизые голубушки (текст от 9-й строфы: "Дак на севодняшний Божий день") - причитание невесты с подружками, когда выводят на улицу (д.Евсеевская Озерецкого с/с Тарногского р-на, исп. Гамилова А.Ф., Катарина А.В., Неустроева А.В., Чичерина М.Н.)
2-я пластинка. 3-я сторона
9. Ой сыздале я уви... Да сыздале я увидела - причитание невесты с подружками, "когда божатка приходит с гостинцами" (д.Черняково Маркушевского с/с Тарногского р-на, исп. Вячеславова Н.А., Шабанова Е.А., Шабунина Е.М.)
10. Невеста: О... эте мене да што слава да слава Богу; причиталка: Ой, дак што слава да слава Богу - причитание невесты с причиталкой на неделе подружке, сестре, знакомой и т.д., которые приносят гостинцы (д.Власьевская Верховского с/с Тарногского р-на, исп. за невесту - Попова Х.А., за причиталку - Тарина А.П.)
4-я сторона
11. Невеста: Ой, да приступись ко мне, мамушка; девушки: Покатись, мой зыцён голос - причитание невесты и девушек на улице (д.Мартьяновская Илезского с/с Тарногского р-на, причитает Никулина Н.М., опевают Вартнева А.С., Вячеславова М.П., Никулина А.С., Шавкунова А.Е.)
12. Невеста: Благослови да меня, Господи; девушки: Походить да погуляти - причитание невесты и девушек на улице (д.Горка Нижнеспасского с/с Тарногского р-на, причитает Кичигина М.А., опевают Кичигина В.А., Попова М.В.)
13. Невеста: Ой, да у цюжово цюженина; девушки: Потеряли, голубушки - причитание невесты и девушек в свадебный день, когда выводят "за столы" (д.Евсеевская Озерецкого с/с Тарногского р-на, причитает Чичерина М.Н., опевают Катарина А.В., Неустроева А.Ф.)
3-я пластинка. 5-я сторона
14. Невеста: Ой, сидя я просидаласе; девушки: Попоём, товарка, песен - причитание невесты на вечеринке, девушки поют частушки (д.Черняково Маркушевского с/с Тарногского р-на, причитает - Вячеславова Н.А., поют Шабанова Е.А., Шабунина Е.М.)
15. Невеста: Походить да погуляти; девушки: Ой, с-по лугу розлеваласе вода - причитание невесты в хороводе (д,Самсоновская Лохотского с/с Тарногского р-на, причитает Величутина К.П., поют Девятовская Н.А., Девятовская А.Д.)
16. Невеста: Ой, мои любые подруженьки; девушки: Разудалая головушка пошла-таки, пошла - причитание невесты в хороводе (д.Черняково Маркушевского с/с Тарногского р-на, причитает Вячеславова Н.А., поют Бритвина П.М., Сковородина А.В., Шабанова Е.А., Шабунина Е.М.)
17. Невеста: Ой, сцяс слава да слава Богу; девушки: Благослови-ко нас, хозяин - причитание невесты за столом во время исполнения величальной песни (д.Черняково Маркушевского с/с Тарногского р-на, причитает Вячеславова Н.А., поют Шабанова Е.А., Шабунина Е.М.)
6-я сторона
18. Невеста: Где-ка я да походила; девушки: Малолетная-та Дуня... э-ой, уродилась, ой, хороша - причитание невесты на улице с опеванием (д.Черняково Маркушевского с/с Тарногского р-на, причитает Вячеславова Н.А., поют Сковородина А.В., Шабанова Е.А., Шабунина Е.М.)
19. Улиця широкая, ой широкая (текст от 3-й строфы: "Ростут травы шелковые") - хороводная (д.Мартьяновская Илезского с/с Тарногского р-на, исп. Вячеславова М.П., Никулина А.С.)
20. О двух концях - хороводная (д.Мичуровская Илезского с/с Тарногского р-на, исп. Демидова А.М., Другашкова А.Ф., Попова А.П., Шавкунова П.К.)
21. Не летай, соловей - хороводная (д.Мичуровская Илезского с/с Тарногского р-на, исп. Демидова А.М., Другашкова А.Ф., Попова А.П., Шавкунова П.К.)
4-я пластинка. 7-я сторона
22. Да девки в садичек пошли - хороводная (д.Окуловская Илезского с/с Тарногского р-на, исп. Демидова А.А., Дружининская С.П.)
23. Заплетайсе, плетень, заплетайсе - хороводная (д.Окуловская Илезского с/с Тарногского р-на, исп. Демидова А.А., Дружининская С.П.)
24. Груня - хороводная (д.Окуловская Илезского с/с Тарногского р-на, исп. Демидова А.А., Дружининская С.П.)
25. Как во поле верба - хороводная (д.Окуловская Илезского с/с Тарногского р-на, исп. Демидова А.А., Дружининская С.П.)
26. Ехали бояра из Нова-города (текст от 2-й строфы: "Секли рябинушку в три топора") - хороводная (д.Тиуновская Шебеньгского с/с Тарногского р-на, исп. Истомина М.Г.)
8-я сторона
27. Там над рицюшкой (текст от 15 строфы: "Соловья со калины соганивает") - припевка с причетом (д.Самсоновская Лохотского с/с Тарногского р-на, исп. Величутина К.П., Девятовская Л.Д., Девятовская Н.А.)
28. Под горой-то тори... да под горой-то торицю торят - хороводная (д.Окуловская Илезского с/с Тарногского р-на, исп. Демидова А.А., Дружининская С.П.)
29. Стоит горёнка нова (текст от 4 строфы: "Стоит цяша-то медяна") - хороводная (д.Окуловская Илезского с/с Тарногского р-на, исп. Демидова А.А., Дружининская С.П.)
ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К
ПЛАСТИНКАМ
Одним из центральных жанров в музыкально-поэтической культуре Вологодской области в целом и на Кокшеньге в частности являются причитания. На Кокшеньге причёт составляет музыкально-поэтическую основу свадебного и похоронного (поминального) обрядов, обрядов, связанных с рекрутчиной. Широкое распространение получили причёты «на случай» (на отъезд гостей, на продажу коровы и т. д.). Музыкальное содержание причёта выражается в простейших интонационных формах, направленных на произнесение слова. Это позволяет охарактеризовать музыкальную форму причёта как особую форму произнесения текста в обрядах отчуждения.
Все причитания на Кокшеньге объединяются общими типовыми напевами. Назначение причитания (похоронное, рекрутское, свадебное) и связанная с назначением форма исполнения (сольное или хоровое) определяет декламационную или распевную мелодическую версию напева. Мелодические версии в свою очередь имеют варианты, характерные для местных традиций, сложившихся на территории бассейна реки Кокшеньги.
Группировка напевов причитаний в корпусе сборника и на пластинках осуществлена с учетом их обрядового назначения и мелодической типологии. Поэтому в число музыкальных примеров включены образцы похоронных (поминальных) причитаний, без которых представление о музыкальной системе кокшеньгской причети было бы неполным.
Важное место в кокшеньгском свадебном обряде занимают развернутые эпизоды с коллективными причитаниями, в которых возможны сложные формы соединения в одновременном звучании двух причётных напевов. Участие невесты в обряде связано с причетью как сложившейся системой народного музыкально-поэтического мышления. Поэтому возникающие по ходу свадебного обряда ситуации с исполнением необрядовых песен сопровождаются причётом невесты. В результате этого обра-
зуются полимелодические музыкальные формы, в которых напев причёта как бы «накладывается» на звучащие одновременно с ним свадебные, хороводные, лирические песни и частушки.
Проникновение в обряд песен, не принадлежащих по типологии к свадебным, прослеживается на значительной территории Русского Севера. На Кокшеньге свадьба «впитывает» в себя песни, охватывающие почти все основные жанры, связанные с круглогодичным бытовым циклом.
Отбирая материал, составители учли это и ввели в сборник песни, включение которых в свадебный обряд традиционно и подтверждено многочисленными записями.
Звучащий материал на пластинках изложен в пяти разделах.
1-й раздел (№№ 1—9) — основные музыкальные формы сольных и хоровых причитаний на Кокшеньге.
2-й раздел (№№ 10—13) — типовые формы сочетания причётных напевов в свадебном обряде.
3-й раздел (№№ 14—18) — образцы одновременного звучания причёта с песнями различных жанров, вошедшими в свадебный обряд.
4-й раздел (№№ 19—25) — образцы хороводных песен, исполняемых на девичнике.
5-й раздел (№№ 26—29) — образцы свадебных припевок.
Реставрация полевых звукозаписей и монтаж пластинок осуществлены сотрудниками Лаборатории звукозаписи Фонограмархива ИРЛИ (Пушкинский Дом) АН СССР.
Звукорежиссеры Шифф В. П., Осипов А. В.