Антон Чехов
ДАМА С СОБАЧКОЙ, рассказ
Дмитрий Журавлев
В 1899 году в журнале ,.Русская мысль" был опубликован рассказ А. П. Чехова "Дама с собачкой". Максим Горький писал Чехову: „Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни". На фоне тупости и духовной нищеты российской действительности Чехов раскрывает драму большой человеческой любви, повествует о светлом и поэтическом чувстве.
Великий русский режиссер К. С Станиславский писал, что в чеховских рассказах большого плана, как и в его пьесах, нельзя ,,играть, представлять", а "надо быть, то есть жить, существовать, идя по глубоко заложенной внутри главной душевной артерии" . . .
Печально сложилась судьба героев рассказа "Дама с собачкой" — Анны Сергеевны и Дмитрия Гурова. Но когда, приближаясь к последним строкам рассказа. Д. Н. Журавлев, читающий этот рассказ, произносит: ,,Казалось, что еще немного и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь, что до конца еще далеко-далеко, что самое сложное и трудное только начинается", невозможно не поверить в счастье этих людей,не полюбить их. как любил и верил Антон Павлович Чехов.
"Чтец одновременно и автор, и декоратор, и осветитель, и композитор, и герой, и героиня, потому что он один должен удержать все составные части рассказа и перебросить их в зал". Эти слова, принадлежащие заслуженному артисту РСФСР Дмитрию Николаевичу Журавлеву, как нельзя лучше передают специфику искусства художественного чтения, которым он с таким совершенством владеет.
Впервые Д. Н. Журавлев выступил на эстраде как чтец в 1931 году, еще будучи актером театра имени Вахтангова. В тех пор он не расставался с этим столь близким ему видом искусства. В его исполнении поражает точность проникновения в замысел произведения, богатство ритмов и красок. Каждого автора он видит по-своему, открывая в нем особый мир прекрасных чувств и мыслей. Поэтому каждый концерт Д. Журавлева — это серьезный разговор о жизни, о том прекрасном, что заключено в ней.
Артисту свойственно умение необычайно простыми, скупыми средствами говорить о большом и значительном, вводя своих слушателей в сферу тончайших переживаний, ярко и образно живописать словом.
Искусство Журавлева горячо любимо советским слушателем. Его выступления вызывают неизменный интерес, читает ли он произведения Толстого или Пушкина, Тургенева или Чехова, Мопассана или Мериме, Маяковского или Тихонова.
Главная черта, определяющая творчество Д. Журавлева, — страстность в постановке темы, с которой он обращается к слушателям: какое бы литературное произведение ни исполнял Журавлев, он передает свое горячее заинтересованное отношение к событиям и героям.
Внешторгиздат