Сторона 1
Nun danket alle Gott, BWV 657 — 4.43
Von Gott will ich nkht lessen, BWV 658 — 3.34
Nun komm' der He id en Heiland, BWV 659 — 4.28
Trio super: Nun komm' der Heiden Heiland (alio modo), BWV 660 — 4.17
Nun komm' der Heiden Heiland (alio modo), BWV 661 — 3.36
Сторона 2
Allein Gott in der Hon' sei Ehr", BWV 662 — 6.49
Allein Gott in der Hon' sei Ehr' (alio modo), BWV 663 — 6.33
Trio super: Allein Gott in der Hon' sei Ehr' (alio modo), BWV 664 — 4.54
Евгения Лисицина
Большой орган Рижского Домского собора
Звукорежиссер Я. Кулбергс.
Редактор А. Грива.
Художник Г. Грива
Хоральные прелюдии — «наиболее субъективная», по выражению А. Швейцера, форма среди других жанров органной музыки у И. С. Баха. Эта форма явилась результатом послереформационного развития церковной музыки в Германии. Введенные в богослужение одноголосные песнопения на немецком языке, исполняемые общиной, с течением времени получили поддержку в виде органного сопровождения. Это сделалось возможным благодаря успехам органостроения. На органе стали исполнять многоголосные сочинения. С другой стороны, новая практика стимулировала изобретения органных мастеров. С. Шейдт уже в первой половине XVII столетия использовал все технические возможности органа. Он применял различную регистровку каждого голоса, выделяя мелодию особым тембром, требовал на каждом органе четырехфутового регистра (регистры называются по длине трубы, издающей самый низкий звук) в педали, чтобы при необходимости исполнять ногами мелодию хорала, помещаемую часто в среднем голосе (хотя для педали она и записывалась в басовом ключе).
Увеличилось количество регистров, различающихся по высоте и тембру. Теперь их в органах, в зависимости от их величины, насчитывается от одного до двухсот и более. Все они управляются несколькими ручными клавиатурами (мануалами) и одной ножной (педаль). Появился механизм, позволяющий объединять в различных комбинациях регистры мануалов и педали. Таким образом, скромное хоральное песнопение стало превращаться в произведение искусства, требующее изощренного технического мастерства.
Дошедшие до нас отрывочные сведения относительно использования органа в хоральных песнопениях свидетельствуют о нескольких типах: орган либо сопровождает пение, либо чередуется с хором от куплета к куплету, либо прелюдирует, напоминая хору мелодию и определяя тональность. Естественно, возможны комбинации этих приемов. Отсюда некоторая неясность в терминологии. Хотя Бах называл свои сочинения «хоралами» (и до сих пор
их часто так называют), за ними закрепилось обозначение «хоральные прелюдии», что, очевидно, соответствует их функции, подчеркивая их отличие от песнопений. Автор монументального труда о Бахе Ф. Шпитта пытался разграничить эти два понятия по следующим признакам: если мелодия хорала в пьесе проводится полностью или, тем более, несколько раз, то это может быть самостоятельной пьесой (хоралом); если же мелодия проводится не полностью или автор создает фугу на тему хорала либо свободную фантазию с использованием отдельных строк его, — то в этом случае речь может идти только о прелюдии. А. Швейцер, относя все пьесы к жанру прелюдии, предлагает классифицировать их по методу развития музыкального материала, выработанному предшественниками Баха. Это — фугированный хорал, введенный И. Пахель-белем, колорированные (от слова «колоратура») хоралы в духе Г. Бёма и Я. А. Рейнкена, свободные фантазии в манере Д. Букстехуде, хоральные партиты (вариации), подобные бёмовским. Заимствуя все эти формы, Бах сумел поднять их на недосягаемую высоту.
Хоральные прелюдии, записанные на данной грампластинке, — из числа «Восемнадцати хоралов различного рода», BWV 651 —668, созданных Бахом в веймарский и кётенский периоды и редактированных и переработанных уже в Лейпциге.
Хоральная прелюдия "Nun danket alle Gott" соль мажор, BWV 657 обработана в стиле И. Пахельбеля. Мелодия проходит в верхнем голосе. В трех нижних голосах почти перед каждой фразой хорала Бах дает канонические имитации в различные интервалы с изменениями в теме, как это делается в ответах фуги. А при проведении хорала в сопровождающих голосах звучат различные имитационные переклички. Канонические имитации построены на интонациях последующих фраз хорала.
Обработанный в манере Д. Букстехуде фа-минорный хорал "Von Gott will ich nicht lassen", BWV 658 выдержан в сумрачном и скорбном характере. Мелодия его проводится в басу (педали). Верхний голос сопровождения представляет собой поначалу фигурированный вариант мелодии хорала.
Хорал "Nun komm' der Heiden Heiland" соль минор, BWV 659 -— одна из наиболее замечательных обработок Баха. Сумеречность, одиночество, тоска, сердечность — все это сплетается в непередаваемый словами комплекс настроений, который мог выразить один только Бах. Мелодия хорала растворена в тщательно выписанных украшениях, причем вся мелодическая линия состоит из выразительных «говорящих» интонаций. Начальному вступлению хорала предшествует каноническая имитация в квинту в средних голосах.
Соль-минорное трио на ту же хоральную мелодию "Nun komm' der Heiden Heiland", BWV 660, a due bassi e canto fermo, по словам А. Швейцера, производит впечатление транскрипции из кантаты. После канонической имитации в октаву (мануал и педаль) и небольшой секвенции вступает мелодия хорала, но благодаря внесенным изменениям, совершенно непохожая по рисунку на предыдущую обработку. Канонические имитации встречаются и далее в интермедиях или в сопровождении фраз хорала. У этой обработки имеется еще два варианта с проведением хорала в басу.
Следующая хоральная прелюдия соль минор на ту же мелодию, BWV 661, представляет собой величественную (in Organo pleno — для полного органа), полную движения трехголосную фугу с проведением хорала в четвертом голосе (педали).
В ля-мажорной прелюдии "Allein Gott in der Hon' sei Ehr' ", BWV 662 аккомпанемент, сопровождающий мелодию в сопрано, является, можно сказать, вполне самостоятельной трехголосной пьесой. Вначале, до вступления хорала, проводится фугато на самостоятельной (отличной от хорала) теме. В интермедиях между фразами хорала мелодия аккомпанемента приобретает подвижность и интонационную выразительность, соперничая с сильно колорированной хоральной темой. Эта обработка, по мнению А. Швейцера, относится к раннему периоду творчества Баха. Медленный темп, использование трезвучий побочных ступеней, мелодизиро-ванный бас (педаль) подчеркивают атмосферу благоговейной задумчивости, отрешенности.
Другая обработка этого хорала в соль мажоре, BWV 663 предлагает новое прочтение темы. Неторопливо, задумчиво «течет» двухголосное фугато, сопровождаемое мужественными интонациями ходов в басах (педаль). Опорные звуки темы фугато соответствуют начальному мотиву хорала, который звучит в теноре. Хотя А. Швейцер относит эту прелюдию к группе фантазий со свободным использованием одной или нескольких строф хорала, здесь проводятся все строфы, но, при сохранении опорных звуков, мелодия почти неузнаваема и растворяется в колорирующих ее пассажах.
Трио ля мажор на ту же мелодию, BWV 664, — третья из обработок этого хорала. За исключением начальной фразы, в которой опорные звуки напоминают о хорале, его мелодия совершенно «расплывается» в фигурациях, отличающихся еще более цветистым характером.
Р. Венпелс
Активная концертная деятельность Евгении Лисициной началась еще в годы учебы в Латвийской государственной консерватории имени Я. Витолса, где она занималась по классу органа у профессора И. Ванадзиньша. В 1968 году Е. Лисицина окончила консерваторию; тогда же ей была присуждена вторая премия на конкурсе органистов имени Чюрлениса в Вильнюсе. Концертируя в нашей стране и за рубежом (Англия, Польша, Финляндия), Е. Лисицина зарекомендовала себя музыкантом широкого диапазона: репертуар органистки включает как сочинения старых мастеров, так и новейшие композиции современных советских композиторов. Центральное место в ее программах отведено сочинениям И. С. Баха и М. Регера, представляющим собой как бы две вершины мировой органной музыки.
Органные сочинения И. С. Баха, записанные на этой пластинке, исполнены Лисициной на Большом органе Домского концертного зала в Риге. Инструмент был построен вюртембергской фирмой «Э. Ф. Валькер и К°» и начал функционировать в 1884 году. Орган имеет четыре мануала и педальную клавиатуру, 6768 его труб образуют 127 регистров.