Г. СВИРИДОВ (р. 1915)
Сторона 1
ДЕРЕВЯННАЯ РУСЬ. Четыре песни на слова С. Есенина — 8.23
1. Прощай, родная пуща…
2. Топи да болота…
3. Я, странник убогий…
4. Не ищи меня ты в боге…
ОТЧАЛИВШАЯ РУСЬ, поэма. Слова С. Есенина —11.15
1. Осень
2. Я покинул родимый дом..,
3. Отвори мне, страж заоблачный, голубые двери дня.
4. Серебристая дорога, ты ведешь меня куда?...
Сторона 2 — 23.00
5. Отчалившая Русь .
6. Симоне, Петр… Где ты? Приди…
7. Где ты, где ты, отчий дом…
8. Там за Млечными холмами…
9. Трубит, трубит погибельный рог!
10 По осеннему кычет сова…
11. О верю, верю, счастье есть!
12. О родина, счастливый и неисходный час!
ВЛАДИСЛАВ ПЬЯВКО, тенор
АРКАДИЙ СЕВИДОВ, фортепиано
Звукорежиссер И. Вепринцев.
Редактор Л. Абелян
Оформление художника В. Байкова.
Фото А. Невежина
На лицевой стороне конверта: А. Саврасов. Пейзаж
Солист Большого театра СССР, народный артист СССР Владислав Пьявко широко известен в нашей стране и за ее пределами. Как замечательный певец, создавший целый ряд интересных оперных образов. Для него характерен подлинно современный подход к оперной партии-роли с использованием богатой палитры выразительных средств — вокальных, актерских, пластических, Артист исполняет ведущий репертуар драматического тенора в классических спектаклях, в операх советских композиторов. Он выступает на крупнейших сценах мира, на международных оперных фестивалях и в различных театрах Советского Союза. В творчестве певца значительное место занимает концертная деятельность. Он участвовал в исполнении Девятой симфонии Бетховена, Первой симфонии Скрябина, но основное внимание уделяет камерному исполнительству. Программы Пьявко отличаются тщательной продуманностью в выборе репертуара, четкой композицией, подчиненной определенному принципу — тематическому, стилистическому, логическому. На концертной эстраде для артиста характерны те же устремления, что и на оперной сцене — прочитать хорошо известные произведения по-новому, наполнить музыку живым, эмоциональным содержанием. Вместе с тем в его исполнении присутствуют те черты, которых требует именно камерное исполнительство, — богатство нюансировки, внимание к мельчайшим деталям, тонкость и одухотворенность. Певец очень бережно относится к слову и в произведениях, написанных на стихи выдающихся поэтов, в народных песнях воссоздает музыкальную и поэтическую стихии в их гармоническом единстве. В концертном репертуаре Владислава Пьявко — романсы Чайковского и Рахманинова, программы, включающие русские, испанские, неаполитанские песни в ансамбле с оркестром русских народных инструментов.
Данная пластинка представляет слушателям одно из самых интересных достижений певца в области камерного исполнительства— вокальную музыку выдающегося советского композитора Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина.
Творчество Есенина необыкновенно близко Владиславу Пьявко. Он очень хорошо чувствует и понимает поэта, неоднократно выступал с монографическими программами, посвященными теме «Поэзия Есенина в музыке». Но именно произведения Георгия Свиридова, написанные на есенинские стихи, стали подлинным творческим свершением артиста. Циклы «У меня отец — крестьянин» и «Деревянная Русь» уже более десятилетия украшают афиши его концертов. Продуманность интерпретации, богатство лирических образов, глубокое проникновение в их ярко национальный характер, захватывающая эмоциональность исполнения привлекли к этим программам заинтересованное внимание слушателей во многих городах Советского Союза. И закономерно, что Владислав Пьявко явился первым исполнителем нового произведения, созданного Свиридовым на стихи Сергея Есенина, — вокальной поэмы «Отчалившая Русь». Трагическая страстность интонации поэта, масштабность и властная притягательная сила образов, замечательно точно переданные композитором, определили звучание «Отчалившей Руси».
Произведение необычайно трудное, написанное в расчете на полный диапазон тенора, в напряженной и сложной тесситуре с частым использованием крайних регистров, оно для своего воплощения требует крепкого и насыщенного голоса, большого вокального мастерства. Возможности Владислава Пьявко позволили ему легко преодолеть технические трудности, сделав их незаметными для слушателей, и впечатляюще раскрыть смысловой, образный строй поэмы. Прочтение этого произведения, безусловно, предопределил постоянно расширяющийся творческий кругозор артиста, в первую очередь его предшествующие обращения к музыке Свиридова, интерпретации русских народных песен с присущими им богатством душевных переживаний, многообразной гаммой чувств и настроений — от молодечества, удали, лихости до печали, тоски, затаенной боли. Не могла не сказаться в работе над «Отчалившей Русью» и трактовка певцом образа Германа («Пиковая дама» Чайковского), в которой ярко и последовательно выражено трагическое начало О зрелом мастерстве свидетельствуют и выступления Пьявко в таких партиях, как Сергей в «Катерине Измайловой» Шостаковича, Ноздрев в «Мертвых душах» Щедрина, Гришка Кутерьма в «Сказании о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова
«Отчалившая Русь», несомненно, ознаменовала в творчестве Владислава Пьявко определенный новый этап. Можно говорить о том, что в воплощении сложнейшего мира поэзии и личности Сергея Есенина артист выступает подлинным единомышленником композитора. Ему удается передать необыкновенное богатство мироощущения художника, мучительно пытающегося осмыслить эпоху великих переломов в истории отечества; передать грандиозные образы «отчалившей», сдвинувшейся с места, взлетевшей, мчащейся Руси, «погибельного рога», вещающего о конце векового уклада, тот вселенски масштабный характер, который обрели в есенинской поэзии отголоски исторических катаклизмов. И вместе с этим — тончайшие душевные движения, проникновенный, теплый лиризм. Певец достиг предельной вокальном выразительности в насыщенной гамме чувств и настроений: от светлой печали до отчаяния, от безысходной тоски до буйней радости, от грустной задумчивости до яростного самоутверждения. Он нашел для каждой из двенадцати частей, исполняемых «на одном дыхании», убедительные краски, мастерски использовав свои замечательные mezza voce, piano, pianissimo, свободу и «залетность» верхних нот.
Жанр «Отчалившей Руси» Свиридов определил как поэму для тенора в сопровождении фортепиано (первая редакция). О фортепианной партии здесь нельзя говорить как об аккомпанементе в привычном смысле этого слова. Пианист Аркадий Севидов выступает полноправным партнером певца, блестяще постигнув техническую и образно-выразительную сложность произведения. Яркая образность, экспрессия звучания, прозрачность и акварельная чистота в лирических эпизодах при общей целостности интерпретации и точном ощущении структуры всего произведения сочетаются с превосходным чувством ансамбля. Дуэт В. Пьявко и А. Севидова уже не в первый раз являет собой пример подлинно творческого совместного музицирования. В данной записи исполнители открывают слушателям воссозданное в замечательной музыке мироощущение великого русского поэта. И предстает оно не цепью отдельных поэтических образов, а в своей цельной глубине.
Н. Хачатурова