1 Блюменштюк (Blumenstück), соч. 19 8.34
«Восточные картины», шесть экспромтов для фортепиано в четыре руки, соч. 66
2 №1. Lebhaft 3.37
3 №2. Nicht schnell und sehr gesangvoll zu spielen 3.20
4 №3. Im Volkston 2.08
5 №4. Nicht schnell 2.44
6 №5. Lebhaft 3.17
7 №6. Ruhig andächtig 6.10
8 Концертный этюд по капрису Паганини до минор, соч. 10 №4
Квинтет для фортепиано, скрипки, альта и виолончели ми-бемоль мажор, соч. 44
9 I. Allegro brillante 8.37
10 II. In modo d'una Marcia, Un poco largamente 9.04
11 III. Scherzo, Molto vivace 4.49
12 IV. Allegro, ma non troppo 7.17
Общее время звучания: 68.55
С. Рихтер, фортепиано
Л. Берлинская, фортепиано (2-7)
Квартет им. Бородина: М. Копельман, 1-ая скрипка; А. Абраменков, 2-ая скрипка; Д. Шебалин, альт; В. Берлинский, виолончель (9-12)
Запись из ГМИИ им. А.С. Пушкина 15 декабря 1985 г.
Звукорежиссер – И. Вепринцев
«Мир романтизма» – под таким названием проходил в 1985 году знаменитый музыкальный фестиваль Святослава Рихтера «Декабрьские вечера». По замыслу организаторов программа фестиваля включала произведения Шуберта, Шумана и Шопена – «3 Ш». Творчеству каждого композитора уделялось 10 дней. В начале вечера, открывавшего декаду Роберта Шумана, Святослав Рихтер преподнес слушателям венский букет «Блюменштюк» (Blumenstück), соч. 19. Так в Германии называли цветочные натюрморты (по-немецки die Blume – цветок, das Stück – вещь), которые в 19 веке пользовались большой популярностью. Эта изящная пьеса, по словам автора, представляла собой «вариации, но без темы» и должна была называться Гирлянда, но потом название было заменено на «Блюменштюк».
Шесть экспромтов для фортепиано в четыре руки, соч. 66 «Восточные картины» были созданы Робертом Шуманом в 1848 году под впечатлением от рассказов Фридриха Рюккерта (Friedrich Rückert), в основу которых легли новеллы Аль-Харири «Превращения Абу-Саида». Шесть экспромтов складываются в единую поэму, сюжет которой напоминает евангельскую притчу о блудном сыне.
На диске «Картины Востока» в четыре руки исполняют Святослав Рихтер и Людмила Берлинская.
К творчеству Паганини Роберт Шуман впервые обратился в 1832 году (Шесть концертных этюдов, соч. 3), а затем в 1833 г. (Шесть концертных этюдов, соч. 10). Каприсы Паганини служили Шуману примером обогащения виртуозных, технических средств инструмента, способствуя становлению жанра концертного этюда. Шуман в этих сочинениях – истинный соавтор Паганини. В шумановских транскрипциях много добавлений к скрипичному оригиналу, много новых мелодически ярких подголосков, например, в величественно-скорбном до-минорном этюде соч.10 № 4, представленном на диске.
Одно из лучших своих произведений – фортепианный квинтет ми-бемоль мажор, соч. 44 – Шуман сочинил в возрасте 32 лет и посвятил своей жене – выдающейся пианистке Кларе Вик.
На концерте 15 декабря 1985 года квинтет ми-бемоль мажор исполнили Святослав Рихтер и квартет им. Бородина в составе Михаила Копельмана (1-ая скрипка), Андрея Абраменкова (2-ая скрипка), Дмитрия Шебалина (альт) и Валентина Берлинского (виолончель).