Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Концерт № 1 си бемоль минор для фортепиано с оркестром (соч. 23) был написан Чайковским в конце 1874 — начале 1875 года. Не сразу это сочинение получило признание. Оригинальность, новизна концерта были таковы, что вначале его не смог оценить по достоинству даже такой выдающийся музыкант, как Н. Г. Рубинштейн. Первые исполнения концерта в Петербурге (Г. Кроссом) и в Москве (С. И. Танеевым) не принесли успеха. Лишь с 1878 года, когда его стал исполнять Н. Г. Рубинштейн, признавший ошибочность своей первоначальной оценки, концерт приобретает все большую известность. За рубежом одним из первых пропагандистов сочинения выступил видный немецкий пианист и дирижер Ганс фон Бю-лов, которому Чайковский и посвятил Концерт. В настоящее время Первый концерт для фортепиано с оркестром получил мировое признание. Он пользуется огромной популярностью и принадлежит к числу наиболее любимых слушателями и часто исполняемых фортепианных концертов.
Концерт сочинялся в один из самых счастливых периодов жизни композитора. Музыка его жизнерадостна, полна оптимизма, энергии. По своему характеру Концерт перекликается с такими произведениями Чайковского, написанными в те же годы, как опера «Кузнец Вакула» (во второй редакции получившая название «Черевички»), Вторая симфония. Как и оба названных сочинения, Концерт связан с украинской тематикой. В нем нашли отражение впечатления композитора от украинского народного быта, украинской природы. Глубоко народна по духу его музыка. Две важные темы концерта основаны на мелодиях украинских народных песен.
Первый концерт — сочинение подлинно симфоническое. В нем Чайковский раскрывает концепцию общественно-значимого плана. Вместе с тем в Концерте находит себе место и «личная», «интимная» лирика. В этом—одна из его своеобразных особенностей. В Концерте немало виртуозного блеска, однако, не внешнего, но органически связанного с характером самих тем, с их развитием. По мощи звучания фортепиано здесь нередко успешно соперничает с могучим оркестром. И вместе с тем в ряде сольных лирических эпизодов композитор использует очень простое изложение фортепианной партии, «камерное» звучание фортепиано, которое ранее не было обычным для концертной литературы.
Концерт состоит из трех частей. Крайние части выдержаны в быстром, стремительном движении, средняя — медленная, лирическая.
В первую часть вводит большое вступление торжественного, триумфального характера. В основе главной темы первой части — грустная, меланхолическая народная мелодия; вторая тема полна лирического порыва, взволнованности; третья по характеру близка жанру колыбельной песни. Все эти темы подвергаются интенсивному развитию, которое приводит к грандиозной драматической кульминации.
Вторая часть — замечательный образец лирики Чайковского. В спокойном движении развертывается напевная мелодия, полная лирического тепла и изящества. Средний раздел — своего рода вальс-скерцо. Завершает вторую часть возвращение основной ее темы, перерастающей в заключение-коду.
Третья часть (финал) выдержана в радостных, ликующих тонах и развертывается в стремительном движении. Она воспринимается как музыкальная картина народного веселья, праздника.

Незабываемое впечатление производит на слушателей игра Святослава Рихтера. Каждое его выступление — подлинный праздник музыки, триумф советского пианистического искусства.
Творческая смелость, оригинальность и глубокая простота... Гайдн, Моцарт и Бетховен, Шуберт, Шуман становятся в исполнении Рихтера ясными и близкими самым неискушенным слушателям.
Мастер большой формы — концерта, сонаты — Рихтер проникновенно воссоздает музыкальные образы, воплощенные и в менее масштабных жанрах.
...«Богатство звуковой палитры». Это выражение обретает конкретный, неповторимый смысл, когда заходит речь об исполнительской палитре Рихтера. Поистине неисчерпаемы те динамические и темповые градации звучаний, которыми восхищает пианист, играя Баха и Равеля, Листа, Шостаковича, Бартока...
Фортепианные концерты Чайковского и Рахманинова — сколько ярких воплощений породили они на концертных эстрадах всего мира! И здесь имя Святослава Рихтера должно по справедливости быть названо одним из первых. Но пианист не ограничивается в своем репертуаре общепризнанными сочинениями. Благодаря Рихтеру оказались воскрешенными к концертной жизни некоторые произведения Шуберта, Сен-Санса, Прокофьева...
У каждого крупного исполнителя есть свои художественные привязанности. У Рихтера — это Прокофьев, то мужественно волевой, неуемно жизнерадостный, то дерзко озорной, насмешливый, то раздумчивый, лиричный.
Не принято говорить подробно о феноменальной технике Святослава Рихтера, — его ошеломляющая виртуозность всегда подчинена высоким задачам раскрытия художественной правды в музыке.
«Музыкальная жизнь», № 8, 1961