ЛЕНИН В 1918 ГОДУ
ФРАГМЕНТЫ ИЗ КИНОФИЛЬМА
Сценарий А. Каплера и Т. Златогоровой
Постановка Михаила Ромма
В. И. Ленин . . . Б. Щукин
А. М. Горький . . . Н. Черкасов
Ф. Э. Дзержинский . . В. Марков
Я. М. Свердлов Л. Любашевский
Василий.....Н. Охлопков
Матвеев.......В. Ванин
Рабочий Коробов ... Д. Орлов
Кулак......Н. Плотников
Константинов.....А. Шатов
Бобылев ... С. Козьминский
Евдокия Ивановна . . Е. Музиль
Профессор.....А. Хохлов
Доктор......И. Толчанов
Пояснительный текст читает В. Герцик
В Советской Лениниане особое место занимают первые советские фильмы о В. И. Ленине — «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» режиссера М. Ромма, в которых образ вождя создал замечательный советский актер Б. В. Щукин, первый исполнитель этой роли в советском театре и кино.
Фильм «Ленин в Октябре» (1937 г.) принес любовь и признательность всему коллективу его создателей и, главным образом, Борису Щукину. Еще более серьезным испытанием для актера и для режиссера явился второй фильм— «Ленин в 1918 году» (1939 г.), в котором был продолжен рассказ об Октябрьской революции, о руководителе и вожде первого в мире Советского государства.
Участники съемок этой картины писали: «В нашей последней работе над фильмом «Ленин в 1918 году» было сорок радостных дней, которые мы без всякого сговора прозвали щукинскими днями...».
Творческий подвиг Б. Щукина явился результатом его колоссальной работы, грандиозных поисков и дерзаний. Предвиденье М. Горького, первым открывшего в этом актере возможного исполнителя роли Владимира Ильича, целиком оправдалось. Работая над образом, Щукин опирался на опыт первого фильма — «Ленин в Октябре» и спектакля «Человек с ружьем» на сцене театра им. Е. Вахтангова, где он также играл Ленина. Третья встреча с Лениным не повторяла прежних достижений; она поднимала их на более высокий этап. Снова тщательно изучались материалы о жизни вождя, снова книги, пластинки, кинохроника, встречи с людьми, знавшими Ильича... И вновь кропотливые поиски, проникновенное исследование характера. Пришла зрелость в работе, мудрость, всеобъемлющее проникновение в образ... Исполнение Щукина засверкало новыми яркими красками, раскрыло новые глубины ленинского Гения.
В фильме во весь голос прозвучала тема борьбы за революционные завоевания, за коммунистическое будущее народа. Сцена за сценой раскрывается образ неутомимого борца, страстного искателя большевистской правды, яростного обличителя врагов партии, Советской власти. Ленин — борец, а рядом — и другой Ленин: внимательный к больному Горькому, чуткий к большевику Василию, нежный и заботливый к девочке— сироте. Вождь и самый «человечный человек». У Щукина это сочетание было удивительно органичным.
Поразительный ритм ленинской жизни, ритм его беспокойной пытливой мысли, его способность думать сразу о многих вещах, всегда видеть самую суть явления Щукин передавал поразительно ярко. Когда видишь Ленина — Щукина, то кажется, нет актера Щукина, есть Ленин, это именно он живет на экране, это его голос, его мысль, его обаяние...
Одна из лучших сцен фильма — митинг на заводе б. Михельсоня. Абсолютное взаимопонимание с рабочей аудиторией рождает чувство безграничной народной любви к Ильичу. Так раскрыта в фильме основная его тема — «Ленин и народ».
Щукин показал Ильича таким, каким любили и любят его единомышленники, каким боялись и боятся его враги. «Ленин и теперь живее всех живых!» — в этом сила щукинского образа.
Лениниана непрестанно обогащается все новыми и новыми достижениями советских деятелей искусства. В ней неоценимое место принадлежит фильму «Ленин в 1918 году» и Борису Васильевичу Щукину, первому исполнителю роли Ленина.