Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Леонард Бернстайн — одна из самых ярких личностей среди активно работающих современных дирижеров. Его огромная популярность сравнима лишь с успехом у публики Герберта фон Караяна.
Артистическое дарование Бернстайна поистине универсально. Он и великолепный пианист, и талантливейший композитор (достаточно вспомнить его знаменитый мюзикл «Вестсайдская история», ставший классическим образцом этого жанра), его лекции о музыке увлекательны и оригинальны, их содержание представляет большой познавательный интерес как для широкой слушательской аудитории, так и для искушенных профессионалов. Но при всех успехах Бернстайна в других сферах деятельности его неутомимая, ищущая натура ярче всего проявилась в дирижировании. Во всем мире Бернстайна прежде всего знают и ценят как дирижера с безудержной фантазией и впечатляющей экспрессивностью, с совершенной мануальной техникой, масштабного, смелого и оригинального интерпретатора.
Бернстайн родился 15 августа 1918 года в американском городе Лоренсе. Он получил фундаментальное музыкальное образование у крупнейших музыкантов, как американцев, так и европейцев, работавших в период второй мировой войны в США. В Гарвардском университете его педагогом по композиции был видный американский композитор Уильям Пистон, здесь же Бернстайн занимался и как пианист (у Э. Каутса и Г. Герхарда). Следующим этапом в профессиональной подготовке Бернстайна стал знаменитый институт Кертиса в Филадельфии, где он обучался дирижированию у одного из лучших дирижеров того времени Фрица Райнера. Затем молодой музыкант совершенствовался в Тэнглвуде у знаменитого руководителя Бостонского оркестра Сергея Кусевицкого и вскоре стал его ассистентом на Тэнглвудском летнем фестивале. Первой официальной должностью Бернстайна стала работа ассистентом у еще одного гиганта дирижерского искусства — Бруно Вальтера в Нью-Йоркском филармоническом оркестре в 1943—1944 годах. Неудивительно, что при таких педагогах и старших коллегах талант Бернстайна-дирижера проявился в полном блеске уже в начале его творческого пути. В 1945 году ему доверили руководство городским симфоническим оркестром Нью-Йорка (с ним Бернстайн работал около трех лет), а в 1946 году молодой дирижер появляется впервые в Европе, чтобы принять участие в фестивале «Пражская весна».
На рубеже 1950-х годов Бернстайн уже был широко известен как самый многообещающий дирижер среди тогдашней молодежи. После смерти Сергея Кусевицкого в 1951 году Бернстайн принял музыкальное руководство Тэнглвудскими летними фестивалями с участием Бостонского оркестра и в течение пяти лет совмещал эту работу с гастрольной деятельностью, а также с композиторскими опытами. В первой половине 1950-х годов его репутация дирижера, пианиста и композитора быстро окрепла. Уже в 1953 году Бернстайн стал первым американским дирижером, появившимся за пультом театре «Ла Скала», где его дебютом стала полузабытая опера Л. Керубини «Медея». В постановке спектакля, способствовавшей возрождению этого шедевра конца XVIII века, приняли участие известнейший итальянский режиссер театра и кинематографа Лукино Висконти, а также ряд великолепных солистов итальянской оперной сцены во главе с Марией Каллас, исполнившей центральную партию. Триумфальный успех спектакля, в котором Бернстайн, Висконти и Каллас сыграли решающую роль, послужил стимулом для дальнейшей деятельности дирижера в крупнейших театрах мира. Среди его значительнейших работ следует отметить постановки «Сомнамбулы» В. Беллини в «Ла Скала» (снова с Марией Каллас в главной роли), «Фальстафа» Дж. Верди в «Метрополитен опера» в Нью-Йорке совместно с еще одним крупным итальянским режиссером Франко Дзефирелли (1963 г.), «Кавалера роз» Р. Штрауса в Венской опере с участием К. Людвиг (1968 г.) и «Фиделио» Л. Бетховена на этой же сцене (1978 г.) с Г. Яновиц в роли Леоноры.
В 1957 году Бернстайн вернулся в Нью-йоркский филармонический оркестр, где почти полтора десятилетия назад начал дирижерскую карьеру. В течение сезона 1957— 1958 годов он вместе с Димитриосом Митропулосом возглавлял музыкальное руководство оркестром. В следующем году Митропулос окончательно передал Бернстайну «монопольное право» на пост главного дирижера. Во главе Нью-Йоркского филармонического оркестра Бернстайн в 1959 году совершил триумфальное турне по ряду европейских стран, в том числе и в СССР, с этим первоклассным коллективом он осуществил поистине гигантскую работу как в концертных залах, так и в студиях грамзаписи (в основном, фирмы «Columbia»). В репертуаре оркестра при Бернстайне была практически вся мировая классика последних двух столетий и большое количество произведений новой и новейшей музыки, с оркестром выступали и записывались виднейшие музыканты (в том числе пианисты Глен Гульд, Андре Уотте). Сотрудничество Бернстайна и Нью-Йоркского филармонического оркестра продолжается и сейчас, после того, как дирижер в 1969 году оставил официальный пост руководителя оркестра и стал «независимым» концертирующим артистом.
Кроме Нью-Йоркского оркестра Бернстайн поддерживает тесные творческие контакты с оркестром Венской филармонии, Амстердамским «Консертгебау», Лондонским симфоническим оркестром. В последние годы дирижер возобновил активную работу для грамзаписи, повторив (с Венским филармоническим оркестром) весь цикл бетховенских симфоний, впервые им записан «Фиделио», заново записал Бернстайн и ряд собственных произведений, с участием крупных европейских исполнителей (в их числе Монтсеррат Кабалье).
Грамзапись зафиксировала в разные годы и мастерство Бернстайна-пианиста в концертах Моцарта, Равеля, Шостаковича, в ансамбле с выдающимися европейскими певцами Кристой Людвиг и Вальтером Берри.
Как пианист Бернстайн выступил и перед советской публикой во время гастролей Нью-Йоркского оркестра в 1959 году, исполнив сольную партию в Тройном концерте Бетховена вместе с солистами оркестра (скрипачом Джоном Корильяно и виолончелистом Тибором Варга). В целом искусство Бернстайна произвело тогда сильное впечатление на нашу музыкальную общественность. Украшением программы бернстайновских концертов стала Пятая симфония Д. Шостаковича.
Исполнение Бернстайна значительно отличалось от привычных трактовок, но несмотря на новизну прочтения, было настолько вдохновенным и впечатляющим, что получило высокую оценку и самого автора. Сразу же после гастролей в Европе Бернстайн записал Пятую симфонию, сохранив таким образом одно из бесспорно лучших исполнений музыки великого советского композитора.