Осенью 1942 года Д.Д.Шостаковичем была написана четырёхчастная сюита для хора и оркестра «Родной Ленинград». Через год к спектаклю «Великая русская река» об исторической победе — разгроме гитлеровцев под Сталинградом Д. Шостакович сочинил симфоническую картину для хора и оркестра «Битва за Сталинград». Наконец, в 1945 году для театрализованного представления «Победная весна» он создал три музыкальных фрагмента - «Песенку о фонарике», «Колыбельную» и величественный «Гимн победившему народу». Музыка к этим спектаклям была исполнена солистами, хором и оркестром ансамбля под управлением дирижёра Ю. Силантьева. К сожалению, впоследствии почти вся она оказалась забытой.
К 25-летию Победы над фашистской Германией Всесоюзное радио по инициативе дирижёра Ю. Силантьева предприняло усилия для возрождения этой музыки, объединив тематически родственные сочинения в ораторию, для которой поэтом Е. Долматовский были написаны стихи, прозвучавшие в исполнении чтеца и связавшие в единое целое сочинения военных лет.
Оратория «Моя Отчизна» состоит из восьми частей (номеров)
1.Увертюра для хора и оркестра, музыка которой построена на основе революционных песен «Вихри враждебные» и «Смело, товарищи, в ногу».
2.На площади Дворцовой - неторопливый сказ-величанье. Запевы солистов (сначала тенора, затем баса) подхватываются хором. Интересный колористический эффект создаёт звучание в симфонической партитуре двух балалаек.
3.Народная пляска — живописная музыкальная картина, рисующая ликование народного праздника.
4.Ода Ленинграду гимн народу боевых революционных традиций, городу воинской славы, исполненный солистом (басом) в сопровождении хора и оркестра. В Оде удивительным образом предвосхищены интонации советской массовой песни послевоенных лет.
5.Песня о фонарике лирический вальс в исполнении тенора соло в сопровождении оркестра. Акварельная в своей прозрачности партитура. Редкое по чуткости проникновение в чистоту и просветленность лирики М. Светлова — автора текста песни.
6.Колыбельная, исполняемая сопрано, женским хором и оркестром, написана, как и предыдущий номер, на слова М. Светлова. Музыка её отличается искренностью и внутренней теплотой чувства.
7.Битва у Волги — симфоническая картина, в музыкальной драматургии которой можно обнаружить прямые образные аналогии с первой частью Седьмой симфонии: столкновение двух враждебных сил. Широкая привольная русская тема — символ освобождения — противопоставлена короткому, тупому в своей бесконечной повторности мотиву нашествия.
8.Победная песня звучит подобно гимну, завершая произведение. В основе её русская тема из предшествующего номера.
Оратория «Моя Отчизна» впервые прозвучала в дни празднования 25-летия Победы по радио в исполнении Большого хора и Эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио под управлением Ю. Силантьева. Сольные партии исполняли Л.Белобрагина, А. Соколов, Д. Королёв, М. Решетин, текст читал Ю. Левитан.
Настоящая запись произведена с тем же составом исполнителей.