Гайдн Й. Концертная симфония для скрипки, виолончели, гобоя и фагота с оркестром си бемоль мажор, соч. 1792 года (Симфония №105)
1. Allegro
2. Andante
3. Allegro con spirito
Виолончель - Наталия Гутман, Гобой - Михаил Хейфец, Скрипка - Олег Каган, Фагот - Валерий Попов.
Оркестр Камерный оркестр
Моцарт В. Дивертисмент (Серенада) №11 для 2-х гобоев, 2-х кларнетов, 2-х фаготов и 2-х валторн до минор, K. 388 "Nachtmusik"
1. Allegro
2. Andante
3. Menuetto in canone
4. Allegro
Валторна - Александр Кузнецов, Валторна - Ю. Степанов, Гобой - Михаил Хейфец, Гобой - О. Соколов, Кларнет - Лев Михайлов, Кларнет - В. Шелестов, Фагот - Валерий Попов, Фагот - Иван Лаптев.
Дирижер Лев Маркиз
Цифровое издание
MEL CO 1368
Творчество великого австрийского композитора Йозефа Гайдна поражает своим богатством и многообразием даже людей хорошо с ним знакомых. В его музыкальном наследии (более ста симфоний, примерно столько же квартетов, большое число опер, крупных ораториальных произведений, сонат, дивертисментов, концертов для различных инструментов) исследователя и исполнителя ждут интереснейшие страницы забытой и полузабытой музыки. При этом необходимо подчеркнуть, что Гайдн принадлежит к редкому, даже среди выдающихся творцов, типу художника, у которого невозможно — или почти невозможно — найти так называемую «проходящую» музыку. В этом отношении рядом с ним может быть поставлен разве что его младший современник — несравненный Вольфганг Амадей Моцарт.
Концертная симфония Си-бемоль мажор (№ 105) для скрипки, виолончели, гобоя, фагота и оркестра — один из блестящих образцов «симфонии-концерта» в мировой литературе, который можно смело поставить наравне с такими шедеврами, как Симфония для скрипки и альта Моцарта, Тройной концерт Бетховена, Двойной концерт Брамса. Истоки этого жанра мы находим в замечательных инструментальных концертах Арканджело Корелли и Антонио Вивальди. Хотя, как правило, знаменитые итальянцы пользовались почти исключительно струнными (в оркестре), но уже в творчестве последнего мы находим яркий пример смелого расширения состава оркестра и солистов за счет включения целого ряда духовых (концерт, написанный для «Дрезденской капеллы» — одного из лучших оркестров Европы того времени). Не ставя задачи сколько-нибудь последовательно проследить развитие жанра, отметим все же как непосредственного предшественника Гайдна «лондонского» Баха Иоганна Христиана с его концертными симфониями для двух и более инструментов с оркестром. Эти сочинения несомненно были хорошо известны Гайдну. В некоторых своих симфониях более раннего периода композитор широко использует принцип многочисленных soli в оркестре (симфонии «Утро», «Полдень», «Вечер»).
В Концертной симфонии Гайдн достигает поистине удивительного равновесия в партиях двух пар разнородных инструментов, используя при этом все их виртуозные возможности. Звуковое и тембровое своеобразие гобоя и фагота в сочетании со скрипкой и виолончелью раскрываются перед слушателями в чередовании сменяющих друг друга сольных эпизодов в обрамлении блестящих оркестровых tutti. В разработке, развивающейся свободно и непринужденно, диалоги солистов вызывают ассоциации с беседой живых и остроумных собеседников — беседой чуткой и задушевной.
Весьма любопытна великолепная каденция четырех сольных инструментов, написанная самим Гайдном, которая может служить безупречным стилистическим образцом для любого исполнителя, берущегося за аналогичную задачу в концертах Гайдна или Моцарта.
В Andante господствует столь свойственное музыке Гайдна настроение просветленной печали и кристально ясное ощущение соразмерности частей и целого.
Возвышенность, совершенство, несравненная чистота чувств — слова, которые могут лишь приблизительно дать представление об этой музыке! Слушать ее хочется без конца.
Финал (Allegro con spirito), написанный в форме Rondo, начинается энергичным оркестровым вступлением, которое прерывается взволнованным речитативом скрипки. После общей ферматы звучит тема Rondo, очаровательная в своем простодушном веселье. В многочисленных эпизодах солисты и оркестр соревнуются, демонстрируя виртуозность в лучшем смысле этого слова. Драматически насыщенный контрастный эпизод приводит вновь к речитативу скрипки solo, а затем наступает кода, роскошно венчающая эту сверкающую яркими красками жизнеутверждающую музыку.
Серенада Вольфганга Амадея Моцарта для восьми духовых инструментов в новых изданиях значится как Дивертисмент № 11 до минор для двух гобоев, двух кларнетов, двух фаготов и двух валторн, К. 388. Тема первой части, мужественная и волевая, часто встречается в сочинениях композитора. Достаточно вспомнить сонату для фортепиано до минор, К. 457 или финал симфонии соль минор, К. 550. Остается лишь поражаться фантазии и изобретательности Моцарта, которые, кажется, не знают границ. Нелишне будет заметить, что это сочинение переделано самим Моцартом для квинтета струнных (так называемый квинтет с двумя альтами). Подобное стремление варьировать свои сочинения мы часто наблюдаем у И. С. Баха. Впрочем, между авторскими переложениями Баха и Моцарта никоим образом нельзя ставить знак равенства. Бах в своем творчестве часто исходил из представления о некоем идеальном инструменте, соединяющем в себе преимущество кантилены струнных и возможностей полифонической игры клавишных. У Моцарта, напротив, каждый раз поражает, что, слушая струнный вариант Дивертисмента, не можешь себе представить иное воплощение этой музыки. И все-таки окончательное совершенство в данном случае достигнуто именно в варианте духовом. Сочетание шести деревянных духовых инструментов с двумя медными (валторны) предоставляет композитору широчайшие колористические возможности. Уступая струнным в динамическом разнообразии и теплоте звучания, духовые превосходят их богатством тембровых соотношений и артикуляционной ритмикой.
Моцарт добивается удивительных и разнообразнейших звучаний духового октета с помощью классически ясных и совершенных приемов инструментовки. Перечислить ее достоинства — значит пересказывать словами музыку от первого до последнего такта. Предоставим это сделать исполнителям! Отметим только мощные унисоны первой части, изящество побочной партии, передаваемой от одного инструмента к другому, глубокую задумчивость и неземную красоту Andante (2-ая часть), силу и упругость Менуэта, написанного в форме канона, и противопоставленную ему кружевную вязь трио, и, наконец, вариации (4-ая часть) с их бесконечным мелодическим и ритмическим богатством и разнообразием.
Лев Маркиз
Имена Наталии Гутман и Олега Кагана широко известны советским и зарубежным слушателям. Оба они, без сомнения, принадлежат к числу наиболее одаренных наших музыкантов-исполнителей, вышедших на концертную эстраду в начале 1960-х годов.
Особенно следует подчеркнуть широту их музыкальных интересов, позволяющую им наряду с интенсивной сольной деятельностью концертировать в составе трио, квартета и различных камерных ансамблей. Их совместные выступления с пианистами Елизаветой Леонской и Алексеем Любимовым, певицей Викторией Ивановой вызывают неизменный интерес публики.
Большим успехом у слушателей пользовались совместные выступления Наталии Гутман и камерного оркестра под управлением Льва Маркиза. В одном из этих концертов и была исполнена впервые записанная на предлагаемую пластинку симфония-концертанта Гайдна для оркестра с солирующими скрипкой, виолончелью, гобоем и фаготом.
Вместе с Наталией Гутман и Олегом Каганом в исполнении этого сочинения принимают участие Михаил Хейфец (гобой) и Валерий Попов (фагот). Первоклассные музыканты оркестра (оба они солисты Государственного симфонического оркестра СССР), они не ограничивают свою исполнительскую деятельность только его рамками. Благодаря их творческой активности на нашей концертной эстраде были исполнены многие произведения классики и современности. Искусство виртуоза-фаготиста Валерия Попова неоднократно запечатлено в записях на пластинки.
В исполнении Дивертисмента до минор Вольфганга Амадея Моцарта вместе с Михаилом Хейфецом и Валерием Поповым принимают участие лауреаты всесоюзных и международных конкурсов гобоист Олег Соколов, кларнетисты Лев Михайлов и Валерий Шелестов, фаготист Иван Лаптев, валторнисты Александр Кузнецов и Юрий Степанов.
Лев Михайлов — один из самых одаренных и самобытных наших исполнителей на духовых инструментах. Его игра отличается редким по красоте звуком и необыкновенной пластичностью и выразительностью фразировки. Долгое время он выступал в ансамбле с профессором Марией Юдиной. Среди его многочисленных записей можно отметить впервые сыгранный у нас в стране концерт американского композитора Аарона Копленда с камерным оркестром под управлением Льва Маркиза.
Превосходным исполнителем классики зарекомендовал себя Александр Кузнецов. К числу его лучших достижений можно отнести исполнение концертов Вивальди, Первого Бранденбургского концерта И. С. Баха, симфонии-концертанты Моцарта.
Олег Соколов, Валерий Шелестов, Иван Лаптев и Юрий Степанов являются ведущими исполнителями в симфонических оркестрах Москвы.
Все упомянутые выше исполнители постоянно сотрудничают с дирижером Львом Маркизом в его концертных программах и в записях.