Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Ленинградский завод грампластинок
20.10.86 Тип. завода З.1087-О-279360

На родине его часто называют «родоначальником новой эстрадной песни», «крестным отцом итальянской молодежной музыки». В таких броских эпитетах всегда есть доля преувеличения, но представить себе современную итальянскую песню без Адриано Челентано действительно невозможно. И дело не только в том, что вот уже больше двух десятилетий он остается одним из самых популярных певцов. Еще важнее, пожалуй, то, что и сегодня имя Челентано остается синонимом постоянных поисков нового, отказа стоять на месте.
«Мне на роду было написано стать музыкантом, — шутливо вспоминал Адриано, — в противном случае я посрамил бы славное имя, которым названа наша улица». Он родился 6 января 1938 года в Милане, на улице, носящей имя великого немецкого композитора Кристофа Виллибальда Глюка. Школу ему так и не удалось закончить: уже в тринадцать лет Адриано начал зарабатывать на жизнь.
Его путь на эстраду был таким же, как у многих молодых певцов тех лет, — поначалу отсутствие всякого интереса к музыке, потом внезапное увлечение входившим в моду рок-н-роллом, наконец, попытки попробовать собственные силы в этом жанре: сначала он выступал перед друзьями-сверстниками, затем перед публикой дешевых тратторий и баров на городских окраинах... В Италии таких певцов в те годы было множество, и Адриано почти ничем среди них не выделялся, разве что силой голоса и умением держаться на сцене.
Известность пришла к нему в 1958 году, когда он стал победителем на первом в Италии фестивале рок-н-ролла в портовом городе Анкона: Челентано удостаивается множества пышных титулов и получает возможность записываться на пластинки. И тем не менее... всерьез его не принимают. В прессе Челентано называли «королем на одну неделю», газеты спорили о том, сколько месяцев он еще продержится, и кто придет ему на смену. И будь Челентано только лишь имитатором американских кумиров — исполнителей рок-н-ролла, пророчества эти, несомненно, сбылись бы. Однако он недолго был подражателем — очень скоро Челентано начинает писать свои собственные песни, и среди них были, безусловно, удачные. Так, в 1959 году он исполняет песню «Бунтарь», ставшую знаменитой (и давшую название его аккомпанирующему ансамблю), в 1961 году за песню «24000 поцелуев» удостаивается второй премии на фестивале в Сан-Ремо, еще через год — побеждает на песенном конкурсе «Кантаджиро» (песня «Ты далеко от меня»). Затем последовали успешные выступления в знаменитом парижском мюгик-холле «Олимпия», Челентано создает новую фирму грамзаписи «Клан», постепенно собирает вокруг себя музыкантов - друзей юности и создает тот коллектив, с которым работает по сей день. В эти же годы он начинает сотрудничать с композиторами Джино Сантерколе и Мики дель Прете, с поэтами Лучано Береттой и Дании Беске. В его песнях слышна и напевность неаполитанских канцонетт, и сентиментальность городского романса...
К Адриаио Челентано приходит подлинная творческая зрелость. В 1966 году он выступает в Сан-Ремо с песней «Парень с улицы Глюка», и рецензент газеты итальянских коммунистов «Унита» пишет о ней: «Это автобиография не только самого Адриано, но и сотен тысяч итальянцев целых двух поколений, которые, подобно родителям певца — выходцам из Апулии, были вынуждены бросить землю и крестьянский труд на разоренном Юге и искать призрачное счастье на промышленном Севере... Это рассказ о том, как наша действительность лишает человека его корней, обезличивает его душу».
От «Парк;я с улицы Глюка» тянется нить к главным произведениям Челентано конца 60-х годов, к песням, похожим на народные притчи, к рассказам о тех проблемах, которые . волнуют всю страну, — о безработице и зверском истреблении природы, о горькой участи людей, не сумевших найти на родине куска хлеба и знающих по себе, как горько звучат слова «иностранный рабочий», об Италии, охваченной кризисом, и о том, как тяжело живется человеку в окружающем его мире.
Теперь певец работает медленно, вдумчиво, тщательно отделывая каждую песню. За десять лет (1966—1976) им записано всего около шестидесяти новых песен — значительно меньше, чем любой другой признанной «звездой» итальянской эстрады. И дело не только в том, что в своем творчестве Адриано стал куда серьезнее и требовательнее к себе, чем раньше: просто у музыки появился соперник — кино.
Кинематографическая карьера певца началась одновременно с первыми большими успехами на эстраде. Поначалу его приглашали играть по сути дела самого себя — модного певца, восходящую звезду молодежной песни. Таков Адриано в своих первых картинах «Песни, песни, песни» (1959), «Молодая Европа» (1960). В 1960 году Федерико Феллини ввел его в один из эпизодов своей «Сладкой жизни» просто как характерную примету времени. Однако постепенно Челентано заинтересовал режиссеров и как драматический актер. Его стали приглашать на роли, не имеющие никакого отношения к музыке. После фильмов «Странный человек», «Большое ограбление в Милане», «Постоялец», «Серафино» популярность Челентано-актера стала соперничать с популярностью Челентано-певца.
«Создаваемый им образ сродни персонажам народной комедии — он простоват и лукав, наивен и мудр одновременно», — говорил об Адриано знаменитый режиссер Пьетро Джерми, создатель «Серафино». «В своей работе на экране он продолжает развивать характер героя своих песен, а главная сила — в их народности. Он настолько уверенно работает на съемочной площадке, так старается вникнуть во все стороны кинопроизводства, что мне кажется, он скоро сам станет режиссером».
Джерми оказался прав. В 1975 году на экраны вышел фильм «Юппиду», вступительные титры которого были на редкость однообразны: «сценарий* А. Челентано, музыка А. Челентано, в главной роли А. Челентано, режиссер и продюсер А. Челентано». В том же году этот фильм демонстрировался на Московском международном кинофестивале.
Но работа в кино и на телевидении оставляла все меньше времени для музыки, и в 1967 году Адриано перестает выступать с концертами. Теперь его контакт с публикой ограничивается редкими появлениями на эстрадных фестивалях. В 1968 году он занимает второе место в Сан-Ремо, а два года спустя, выступая в дуэте со своей женой Клаудией Мори, впервые становится победителем этого самого престижного в Италии песенного конкурса. К концертной деятельности Адриано вернулся лишь в 1977 году, совершив большое турне по крупнейшим залам и стадионам Италии.
Тогда же Челентано немало удивил своих многочисленных поклонников, выпустив пластинку, которую вы сейчас держите в руках, пластинку, целиком выдержанную в традициях музыки «диско».
«Диско» привлекает меня своей демократичностью, тем, что адресат этой музыки — это самые широкие массы молодежи», — объяснял Челентано неожиданную для многих рецензентов смену музыкальных направлений. «Конечно, пока мы слышали значительно больше плохой «диско-музыки», нежели хорошей. Все зависит от того, насколько серьезно и требовательно ты подходишь к работе над танцевальной музыкой. Результатами этого первого для меня опыта работы с новыми ритмами я, честно говоря, доволен».
Г. Либергал