ПОД СЕНЬЮ РАЗВЕСИСТЫХ СОСЕН... ПИСЬМА М. К. ЧЮРЛЁНИСА СОФИИ
Автор сценария и режиссер СТЕФА НОСЕВИЧЮТЕ
Использованы фрагменты произведений М. К. Чюрлёниса
Моника Миронайте, Лаймонас Норейка, Регина Палюкайтите, Казимера Кимантайте, Стеша Носявичюте, Гражина Урбонайте, Томас Вайсета, Витаутас Ширка, Рамутис Римейкис
Звукорежиссер В. Кондротас
Художник А. Гурскас
Пластинка «Под сенью развесистых сосен» посвящена человеку с удивительным талантом, художнику и композитору М. К. Чюрлёнису. Вы услышите строки из дневников, писем, воспоминаний М. К. Чюрлёниса, Софии Кимантайте-Чюрлёнене, Ядвиги Чюрлёните, Ф. Борткявичене, О. Плейрите-Пуйдене, Ю. Таллат-Кялпши, А. Жмуйдзинавичюса, А. Бенуа.
Эта пластинка раскроет трагическую последнюю страницу биографии гения, страницу, прозвучавшую как симфония его любви к жене и воссоздающую, кроме того, панораму жизни и культуры того времени.
Литературный материал «Писем к Софии» принадлежит самому М. К. Чюрлёнису. Эту книгу составил и подготовил к печати Витаутас Ландсбергис в 1973 году. При подготовке записи мне довелось ее по-своему переконструировать и сократить.
«Письма к Софии» раскрывают Чюрлёниса совсем в новом аспекте. Гениальный Чюрлёнис оказывается простым, импульсивным, по-детски искренним, непрактичным, чутким, робким, наивно влюбленным человеком, какие редко встречаются в жизни.
«Любовь — это дорога к солнцу, мощенная острыми алмазами, по которым ты должен идти босой» (М. К. Чюрлёнис).
Страшно и ответственно было прикоснуться к личности Чюрлёниса, к его большой любви к Софии, любви, которая и сегодня сверкает немеркнущим огнем в пожелтевших письмах и на страницах дневника. Авторы записи хотели подчеркнуть, что диалог настоящей любви не может прервать даже смерть. Он продолжается и должен продолжаться вечно.
Мы хотели рассказать о благородстве М. К. Чюрлениса — Художника и Человека, о его безграничной жажде жизни и созидания, о любви и творчестве, которым постоянно мешали нищета, необходимость искать единомышленников в других краях, потому что в родном краю их не было или они были бессильны бороться с рутиной и карьеризмом. И еще мы хотели рассказать современной молодежи о том, что настоящая любовь глубока и вечна.
Последние слова Чюрлёниса и Софии должны глубоко потрясти слушателя. Эту финальную сцену мы решили так, словно София, оставшись одна, продолжает диалог с любимым, которого уже нет. Перед этим мы уже прочитали о смерти Чюрлёниса.
— Сколько было солнца в нас и за нами, я вижу только сегодняшний день, этот грустный, серый день. Проснулась и смотрю на мир и на твои глаза, ты самый настоящий мой человек в мире.
— Пусть тебе снятся твои чудесные сны, и знай: я бесконечно благодарен тебе за то, что ты есть.
— Мы встретимся в других краях, и так всегда, ты и я, потому что мы — вечность и бесконечность.
— А найдем ли мы там сень развесистых сосен, под которой нам когда-то было так хорошо?
В записи рассуждения М. К. Чюрлениса, художника и человека, тонко, с большим тактом, уважением и преклонением передал заслуженный деятель искусств Литовской ССР Л. Норейка.
Народная артистка Литовской ССР М. Миронайте создала одну из наиболее интересных своих ролей, интерпретируя образ Софии Чюрлёнене, благородной, сурово сдержанной и гордой женщины. «Финальный текст, благодаря интеллекту и, особенно, глубоким, хотя и сдержанным эмоциям М. Миронайте, превратился в широкое обобщение личности Чюрлёниса. Его значение для Литвы, для всего прогрессивного человечества, для искусства мы поняли настолько наглядно, словно гений самого Чюрлениса расправил над нами крылья» (Д. Руткуте).
В одном ряду с основными персонажами диалога — образ О. Плейрите-Пуйдене (народная артистка Литовской ССР К. Кимантайте).
Тонкие и интересные образы интеллигенции, активных общественных деятелей, художников того времени создали актриса Г. Урбонайте (Ф. Борткявичене), заслуженный артист Т. Вайсета (Ю. Таллат-Кялпша), актеры В. Ширка (А. Жмуйдзинавичюс) и Р. Римейкис (А. Бенуа). Эти образы соединила и обобщила актриса Р. Палюкайтите.
Если слушатель этой пластинки, не отрываясь, выслушает «Письма к Софии» М. К. Чюрлёниса, если его взволнует эта последняя страница в жизни гения, значит, авторы записи хотя бы отчасти коснулись тех удивительных глубин, в которых скрыто за строками и все творчество М. К. Чюрлёниса.
Стефа Носевичюте