И. С. БАХ (1685 — 1750)
Сторона 1
Французская сюита № 3 си минор, BWV 814 — 16.55
1. Allemande
2. Courante
3. Sarabande
4. Menuett. Trio
5. Anglaise
6. Gigue
Сторона 2
Французская сюита № 4 ми-бемоль мажор, BWV 815 — 15.58
1. Allemande
2. Courante
3. Sarabande
4. Gavotte
5. Menuett
6. Air
7. Gigue
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВА, фортепиано
Звукорежиссер М. Пахтер
Редактор И. Слепнев. Художник В. Горский
Запись 1984 г.
Среди необъятного и многообразнейшего по жанрам творческого наследия Иоганна Себастьяна Баха видное место занимают инструментальные сюиты. Перу композитора принадлежат четыре сюиты для оркестра, шесть сюит для виолончели соло, три партиты («партита» — буквально «разделенная на части» — одно из. обозначений жанра сюиты) для скрипки соло и ряд сюит для клавира, наиболее значительные из которых объединены в три цикла — шесть Французских сюит, шесть Английских сюит и шесть партит.
Как пишет первый биограф Баха Иоганн Николаус Форкель, Французские сюиты названы так, потому что они написаны во французском стиле, Английские — потому что они созданы по заказу некоего англичанина. Однако последнее мнение ныне оспаривается. Вероятно, оба названия (данные, возможно, не автором) указывают на стилистическое родство с французскими и английскими, образцами, в частности с сюитами жившего в Англии Георга Фридриха Генделя.
Основой для сюитных циклов Баха, Генделя и их современников послужили произведения этого жанра композиторов второй половины XVII века, состоящие из ряда танцевальных пьес, иногда предваряемых прелюдией. Обязательными в цикле были обычно четыре танца: аллеманда — неторопливый и плавный танец в размере 4/4, судя по названию — немецкого происхождения; куранта — быстрый танец, бытовавший во Франции и Италии и идущий в размере 3/2 или 3/4; сарабанда — медленный трехдольный (3/2 или 3/4) танец-шествие, пришедший из Испании, и жига — подвижный британский танец в размере 6/8, 9/8 или 12/8. Кроме того, в сюиту вводились и различные дополнительные танцы; возникшие во Франции двудольный гавот и трехдольный менуэт, идущие в спокойном умеренном движении, изящный лур в размере 6/4, получивший свое название от обычно сопровождавшей его волынки (по-французски loure), быстрый двудольный британский англез и идущий в умеренном движении трехдольный полонез, возникший в Польше и широко распространившийся по всей Европе, а также пьесы, не связанные непосредственно с танцами (например, ария), но обычно также имеющие танцевальный характер.
По широте масштабов, сложности и многообразию приемов развития, образной много¬плановости сюиты Баха оставляют далеко позади сюитные циклы его современников. Танцевальные жанры здесь лишь первооснова, служащая для создания вдохновенных лирических, драматических, торжественных, жизнерадостных образов. По словам Альберта Швейцера, Бах «одухотворяет форму и придает каждой из основных танцевальных пьес отчетливо выраженную музыкальную индивидуальность. В аллеманде он передает полное силы спокойное движение; в куранте — умеренную поспешность, в которой объединяются достоинство и изящество; сарабанда у него является изображением величавого торжественного шествия; в жиге, наиболее свободной форме, главенствует полное фантазии движение. Так создает он из сюитной формы высочайшее искусство, не нарушая при этом старый принцип объединения танцев»,
В смысле строения цикла Французские сюиты менее строги и единообразны, нежели Английские, хотя и не обладают полной свободой драматургии, которая достигнута в партитах (как и большинство наиболее значительных инструментальных сочинений Баха, они были созданы в Кётене приблизительно в 1722 году). По сравнению с Английскими сюитами и партитами, Французские сюиты отличают более скромные масштабы, прозрачная фактура и меньшая сложность полифонической разработки. Количество частей колеблется в них от шести до восьми. Это разнохарактерные танцы в двух- или трехчастной форме: аллеманда, куранта, сарабанда, один, два, три или четыре дополнительных танца (менуэт, гавот, бурре, лур, полонез, англез) или ария и жига. Лад и тональность остаются неизменными во всех частях.
Каждой из Французских сюит присущи своя эмоциональная окраска, свой образный строй. Светлому жизнерадостному мироощущению мажорных сюит (№ 4 — 6) контрастируют элегическая грусть, а иногда и драматическая напряженность минорных (№1 — 3).
Контраст этот запечатлен на предлагаемой пластинке, где записаны Сюиты № 3 си минор, BWV 814 и № 4 ми-бемоль мажор, BWV 815.
В некоторых рукописных копиях Сюиты № 4 содержатся, помимо остальных частей, вступительная Прелюдия, Гавот II и Менуэт, BWV 815а. Прелюдия и Гавот II выходят за рамки общей стилистики сборника, так как ни одна из других французских сюит не начинается с прелюдии и не обладает пьесами такого крупного масштаба, как Гавот П. В настоящей записи эти две пьесы не исполняются.
Вводящие в цикл аллеманды отличаются плавностью мелодических линий, спокойным лирическим характером, окрашенным то в печальные (Сюита № 3), то в светлые (Сюита № 4) тона.
Куранты (в Третьей сюите — в размере 6/4, в Четвертой — 3/4) проникнуты динамической энергией, ритмической упругостью. Куранта Сюиты № 3 напоминает полифоническую инвенцию; триольный ритмический рисунок Куранты Сюиты № 4 сближает эту пьесу с жигой.
Сарабанды — наиболее медленные по темпу части — образуют лирический центр композиции. Но сама лирика приобретает здесь различные оттенки: от элегически грустного в полифонической Сарабанде Третьей сюиты, тема которой близка одной из мелодий клавирной Симфонии (трехголосной инвенции) ля минор, BWV 799, до просветленного и созерцательного в Сарабанде Сюиты № 4.
Наиболее разнообразны дополнительные танцы. Особенно оригинален Менуэт Сюиты № 3 с его каприччиозной отрывистой темой, переходящей из верхнего голоса в нижний. Меланхолический средний раздел, Trio, выдержан, согласно традиции, в строгой трехголосной фактуре. Звучащий вслед за Менуэтом Англез основан на подвижной мелодии народно-бытового склада.
Гавот Четвертой сюиты с его каноническими имитациями органично сочетает в себе бодрость и грациозность. Следующий за ними Менуэт — маленькая пьеса, полная непринужденного изящества. Двухголосная Ария, несмотря на название, обладает чисто инструментальной природой мелодики, моторной и подвижной.
Завершающие сюиты жиги пронизаны стремительной моторностью, полифоническим развитием. В не лишенной драматизма Жиге Третьей сюиты оба раздела начинают канонические имитации. В Сюите № 4 Жига приближается к фугетте, основанной на задорной фанфарной теме, развитой во втором разделе в обращенном движении.
Концертная деятельность лауреата Государственной премии СССР, народной артистки СССР, профессора Татьяны Петровны Николаевой, начавшаяся еще до победы пианистки на Международном конкурсе имени И. С. Баха в 1950 году, продолжается уже сорок лет. Выступления артистки во многих городах СССР и более чем в тридцати пяти странах мира сопровождаются неизменным успехом. Заслуженной популярностью пользуются пластинки Т. Николаевой, изданные не только в Советском Союзе, но и в США, Японии, ГДР, ФРГ, Чехословакии.
Репертуар Т. П. Николаевой исключительно обширен. Внимание обращают прежде всего монументальные исполнительские циклы пианистки — 24 прелюдии и фуги Шостаковича, 32 сонаты Бетховена, почти весь клавирный Бах, а также монографические программы из сочинений Шопена, Шумана, Рахманинова, Скрябина. Т. Николаева активно пропагандирует творчество современных композиторов — советских и зарубежных.
Исполнительский стиль Т. Николаевой — воспитанницы Московской консерватории, ученицы профессора А. Б. Гольденвейзера — отличают ясность художественных намерений, сосредоточенная углубленность, высокая одухотворенность и вдохновенность.
Т. Николаева — член Союза композиторов СССР, автор многочисленных сочинений, в том числе фортепианных. В течение многих лет она ведет плодотворную педагогическую работу в качестве профессора Московской консерватории, руководителя исполнительских семинаров в Бонне, Зальцбурге, Стокгольме, Туре, Варшаве, Киеве, Вильнюсе.