Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Во всем мире есть музыканты — талантливые и часто даже очень талантливые, — которые постоянно записываются на пластинки, чья дискография порой в несколько раз больше, чем у иных «звезд» эстрады, но которые тем не менее остаются малоизвестными широкой публике: шумная, громкая слава обходит их стороной. Это так называемые «студийные музыканты», аккомпанирующие известным исполнителям.
Однако нередко случается, что профессиональный уровень, мастерство студийного музыканта столь высоки, что волей-неволей он становится знаменитым, начинает выступать с концертами, записывать сольные пластинки.
Так случилось, например, с бельгийским гитаристом Франсисом Гойя.
Франсис Вейер (такое его настоящее имя) родился 16 мая 1946 года в Льеже. Его отец — профессиональный пианист и аранжировщик, известный в Бельгии, с раннего детства стал приобщать мальчика к музыке, не ограничивая его при этом в выборе инструмента. Больше всего Франсиса привлекали фортепиано и гитара, он знал наизусть многие пьесы классического репертуара, и неизвестно, как бы сложилась его судьба, если бы не общее увлечение рок-н-роллом в середине 50-х годов. В ансамбле, куда пригласили молодого музыканта, уже был пианист, и Франсису пришлось довольствоваться гитарой, о чем он, впрочем, никогда потом не жалел. В 1963 году группа, в которой он играл, «Les Liberty Six», стала одним из самых популярных непрофессиональных ансамблей среди бельгийской молодежи, а своей виртуозной игрой на гитаре сам Франсис произвел настоящий фурор. К нему всерьез стали присматриваться менеджеры других ансамблей, продюсеры студий грамзаписи, и через два года он получает приглашение присоединиться к известной профессиональной группе «J. J. Band», основное ядро которой составляли студийные музыканты.
Группа записала в Бельгии несколько синглов — маленьких пластинок на 45 оборотов — и один долгоиграющий альбом, очень тепло встреченные публикой и критикой. Вскоре «J. J. Band» получает приглашение записать диск в Англии, а после этого отправляется в концертное турне по Великобритании, Швеции, Дании, Франции и ряду стран африканского континента.
Казалось, группа — в зените славы. Восторженные отзывы прессы, многочисленные предложения выступить с концертами по телевидении}, приехать на гастроли. Но Франсис Вейер делает своим коллегам вроде бы неожиданное предложение — снова скрыться в тиши студий. «Я стал замечать, — скажет он позднее в одном из интервью, — что наш профессиональный уровень стал резко снижаться. Визжащие толпы поклонников — это, конечно, поначалу приятно, но эта публика редко когда может оценить — особенно во время концерта — действительно мастерски исполненные пассажи, по-настоящему красивые пьесы. Мы невольно стали подстраиваться под вкусы непритязательной части слушателей, стали терять свое лицо. С этим надо было кончать».
Чтобы не привлекать излишнего внимания, группа изменила название на «Плюс» (а Франсис Вейер стал Франсисом Гойя) и продолжила работу в одной из студий грамзаписи. Они перестали давать концерты, сделав лишь несколько исключений для аккомпанирования вокальному трио «The Hearts of Soul», с которым музыкантов связывала давняя дружба.
Тем не менее про Франсиса не забыли. Все чаще он получает приглашения принять участие в записи той или иной пластинки в разных странах Европы, причем выступает он и как джазовый гитарист и как рок-гитарист. У себя дома он организует небольшую студию, где записывает собственные аранжировки, мелодии, композиции.
Так появляются обработки пьес, написанные его отцом. В переложении для гитары многие из них получили как бы новое звучание, что натолкнуло музыканта на мысль составить целый диск таких аранжировок. Самой удачной из этих записей была признана «Ностальгия», которая и была выпущена фирмой CNR на первом сингле Франсиса Гойя в ноябре 1975 года в Голландии. А уже в начале 1976 года на прилавках голландских магазинов появился большой диск гитариста, который так и назывался «Ностальгия». И сингл, и большой диск с успехом продавались по всей Европе и во многих странах стали «золотыми», то есть вышли миллионными тиражами.
Летом 1976 года Франсис Гойя получает приглашение выступить в Бразилии с серией концертов по местному телевидению. Там он знакомится с народной латиноамериканской музыкой, которая произвела на него очень большое впечатление. Неудивительно, что первую же запись по возвращении на родину он делает под влиянием услышанного и увиденного в Бразилии. «Мария Падилья» — так называет он свою пластинку, которая выходит в Голландии в начале ноября 1976 года.
Последнее время Ф. Гойя продолжает давать сольные концерты, записывать авторские пластинки. Не прекращает он и работу в студии — советским слушателям знакома пластинка трубача Э. Кэлверта, на которой в качестве аккомпанирующего гитариста выступает Франсис Гойя.
За основу настоящего альбома взята пластинка, выпущенная в Голландии в мае 1978 года, которая называется «Мелодии мечты». На ней собраны наиболее популярные пьесы в исполнении ф. Гойя. Этот диск достаточно полно отражает особенности его творчества.
Гитара Гойи — инструмент мягкий, задумчивый. Чем-то по своей манере Гойя напоминает замечательного современного бельгийского гитариста Филиппа Катрина, хотя и не ограничивается, как тот, только джазом. На этой пластинке представлены, например, мелодии из популярных кинофильмов — «История любви», «Эльвира Мадиган», «Запрещенные игры», «Грек Зорба». Увлечение в детстве классической музыкой помогло гитаристу в работе над этими записями: тема «Эльвиры Мадиган» — это обработка медленной части 21-го фортепианного концерта Моцарта, а «Запрещенных игр» — аранжировка старинного испанского романса «О любви».
Записаны на этой пластинке и две хрестоматийные пьесы из репертуара гитаристов всего мира — «Аранхуэсский концерт» X. Родриго и «Облака» Дж. Рейнхардта. Франсис Гойя не стремится сказать какое-нибудь собственное слово при исполнении этих композиций. Их играли и записывали на пластинки уже десятки, если не сотни, раз. У него другая цель — с помощью гитары и сопровождающего ее оркестра создать настроение, не поразить слушателя техническим мастерством, а передать ему настроение исполнителя. Поэтому у него оркестр не служит лишь фоном. Оркестр и гитара — полноправные партнеры, поддерживающие и дополняющие друг друга.
В Бельгии традиции игры на гитаре очень сильны. Самый известный джазовый гитарист мира, например, Джанго Рейнхардт — бельгиец, о Филиппе Катрине мы уже говорили. Можно смело сказать, что в лице Франсиса Гойя в Бельгии появился одаренный эстрадный гитарист, пользующийся известностью во всем мире.
А. Гаврилов