МАРГЕР ЗАРИНЬШ (1910 г.)
1. CONCERTO INNOCENTE ДЛЯ ОРГАНА И КАМЕРНОГО ОРКЕСТРА
Allegro gaio. Andante pensierosso. Allegro volando
2. ВАРИАЦИИ BACH
3. ПЕСНИ БИЛИТИС (древнефранцузская поэзия)
Л. Дайне — меццосопрано (3)
П. Сиполниекс (орган) (1, 2, 3)
Камерный оркестр Латвийской филармонии (1). Дирижер Т. ЛИФШИЦ
Народный артист СССР МАРГЕР ЗАРИНЬ (род. в 1910 г.) — один из творчески наиболее активных и — в отношении разнообразия жанров — многогранных латышских композиторов: его перу принадлежат шесть опер, три оратории, большое количество хоровых пьес, камерных ансамблей, симфонических произведений, обработок народных песен. С успехом обратился он в последние годы и к органной музыке.
Своими двумя органными Концертами композитор существенным образом расширил этот жанр, мало развитый в латышской музыке: единственным его предшественником в этой области был Екаб Медынь, сочинивший в 1954 году Концерт для органа и струнного оркестра.
Первый органный концерт М. Зариня, носящий заголовок Concerto innocente («Простой концерт»), написан в 1969 году и посвящен памяти отца композитора — Отто Зариня, заслуженного учителя Латвийской ССР. органиста, человека, которому Маргер Заринь обязан не только первыми уроками музыки, но и тем, что она стала его профессией. В этом трехчастном сочинении есть не мало автобиографических моментов. Так, в первой части царит радость, связанная с воспоминаниями юности. Первые шаги в игре на органе юный музыкант сделал под большим влиянием светлого искусства мастеров эпохи полифонии. Отсюда и токкатное изложение, близкое Баху, и энергичный характер главной партии, и многоголосное изложение побочной. Вторая часть Концерта как бы воссоздает облик близкого автору, дорогого человека. В музыке — постепенное развитие образов, символизирующих раздумье, от грустного хорального запева — до светлой гимнической кульминации. Финал Концерта несет в себе жизнеутверждающее начало. В энергично ритмизованной музыке слышны отзвуки юношески-весенних образов первой части.
Песни Билитис (май 1969 г.)—трехчастный вокальный цикл для меццо-сопрано, гитары и органа — продолжают линию стилизации классиков старофранцузского, древнегреческого, японского, индийского искусства и искусства других народов, явственно проходящую сквозь творчество М. Зариня. В основу цикла положены любовные стихи мнимой ученицы древнегреческой поэтессы Сафо (VII-VI в. до нашей эры] — Билитис, в действительности сочиненные неизвестными старофранцузскими поэтами XVI в. В построенном по принципу чередования темпов (медленно — быстро — медленно) цикле композитор со свойственным ему мастерством воссоздает мир старофранцузского искусства. Мелодически выразительная, лаконичная музыка воплощает — восторг перед лицом природы (первая песня), образ девушки в предчувствии любви (вторая песня), первые стыдливые порывы чувства (третья песня).
Вариации для органа на тему В-А-С-Н были написаны в том же году.
Вариационный цикл начинается с небольшого вступления: хоральные гармонии в духе баховских времен дополняются имитационно развертывающейся темой В-А-С-Н. Первая вариация изложена приглушенными аккордами. В каждом двухтакте в верхнем голосе звучит уже знакомый нам тематический материал, словно озаряющийся
оттенками различных ладов. Всего в цикле пять вариаций-настроений, в которых тематический материал с большим мастерством подвергается различным метаморфозам, пока вновь не раздается музыка торжественного хорального вступления. Ею Маргер Заринь завершает свое полифоническое сочинение, славящее великое искусство Баха.
О. ГРАВИТИС