В Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и многих других городах Советского Союза с большим успехом выступает Московский камерный хор под руководством Владимира Николаевича Минина, большого художника и опытного хормейстера. Коллектив Камерного хора создан лишь несколько лет тому назад, но он уже успел завоевать симпатии любителей хоровой музыки. Голоса немногим более 20 артистов хора создают не только удивительно слитную звучность, но и в зависимости от характера произведения весьма разнообразную по колориту.
Исполнение Камерного хора отличается тонкостью звуковых красок, гибкостью ритмического рисунка, и в то же время строгостью и глубоким проникновением в стиль музыки. Исключительно широк репертуар хора, включающий произведения различных эпох и национальных школ — О. Лассо, К. Монтеверди, В. Титова, И. С. Баха, К. Дебюсси, Ф. Пуленка, И. Стравинского, Г. Свиридова, В. Тормиса, Р. Щедрина и ряда других композиторов.
С особым вдохновением хор исполняет национальную русскую музыку — от роспевов безымянных авторов XVI века и вплоть до новейших произведений советских композиторов. Именно в таком плане составлена программа предлагаемой пластинки. Сюда входят старинная русская музыка XVI—XVIII столетий и произведения XX века, основанные на народных темах и сюжетах.
До конца XVI столетия русская профессиональная музыка монодийна, одноголосна. Ее характеризует размеренность движения мелодии, суровость унисонов хора и широта, «безбрежность» рос-пева. К таким древним мелодиям относится напев «Степенна», вероятно, XVI века или даже более раннего времени, но известный по рукописям XVII столетия (название «Степенна», возможно, происходит от того, что эти песнопения в старину исполнялись на ступенях амвона — «степень» в древнерусском языке означало «ступень»).
С конца XVI столетия в русской музыке широко развивается культура многоголосия, названного в старых рукописях троестрочием — по числу строк (голосов). В свободном течении мелодических голосов складывались созвучия — непреднамеренные диссонансы, переходящие в консонанс и вновь легко ускользающие от него. В этом стиле написан анонимный «Старинный роспев» («Херувимская песнь»), относящийся к началу второй половины XVII столетия (расшифровка М. В. Бражникова). Удивительно гибки контуры мелодических линий, объединяющихся и в сочетания аккордового типа, и в диссонансы секунд. Структура «Роспева» подобна куплетной форме и позволяет композитору варьировать повторения (некоторые из них при исполнении опущены), завершение же звучит с повышенной экспрессией, как кульминация.
К такому же типу многоголосия, но уже на четыре строки, относится и «Многолетствование» — здравица в честь царя Петра I, ставшего после смерти его брата Ивана (1696) единоличным правителем России. В последние годы XVII столетия и создано было «многолетствование». В отличие от троестрочня это произведение относится уже к образцам «демественного» многоголосия, по названию дополнительного голоса—«демество». Первые звуки здравицы, как и вообще в демественном многоголосии, исполняются одноголосно партией «демества», что в рукописях тех времен помечалось словами «почин демеством».
Совершенно другого типа многоголосие двух блестящих произведений — «Похвала хозяину» (застольная песня петровского времени) и «Торжественный двенадцатиголосный концерт» («Ныне силы небесные»). Они относятся к партесному стилю, пришедшему с Украины и распространившемуся в России начиная со второй половины XVII столетия. В этом стиле создавались произведения, пожалуй, до конца XVIII века, и за полтораста лет их накопились тысячи. Одни из них анонимны, в других обозначено имя автора (по нынешним сведениям насчитывается более 50 композиторов), но, к сожалению, лишь об очень немногих имеются биографические данные.
Застольная песня «Похвала хозяину» извлечена из рукописи петровского времени, но не исключено, что была создана ранее, это интересный образец использования попевок знаменного роспева (партия тенора) для мелодии светского бытового содержания, восхваляющего хозяина дома за угощение и ласковое гостеприимство. Здесь ясно отражается процесс постепенного «обмирщения» церковной музыки, происходивший во второй половине XVH столетия, и особенно интенсивно — в петровское время. С одной стороны, попевки знаменного роспева уходили в светские музыкальные формы, с другой же — в церковную музыку вовлекались жанры бытовой музыки.
В отличие от троестрочия и демества четырехголосие застольной песни опирается на аккорды, которые временами расцвечиваются мягкими фигурациями нижнего голоса. Такой тип фактуры был очень распространен в партесном стиле.
«Торжественный концерт» Николая Бавыкина написан на 12 голосов и представляет другой тип партесного произведения — концертный. К сожалению, мы ничего не знаем о его авторе — Н. Бавыкине, работавшем, видимо, очень недолго, в конце XVII или начале XVIII веков. Из сочинений Н. Бавыкина известен лишь один большой цикл, частью которого и является «Торжественный концерт».
Этот тип партесных произведений характеризуется контрастными сопоставлениями всей массы хора (тутти) и группы трех голосов (трио). В тутти фактура бывает или аккордового, или имитационно-полифонического склада, в трио верхние голоса идут терциями, нижний их дополняет. Нарастания и спады звучности сменяются в последовательности, обеспечивающей единство развития музыки. В концерте Бавыкина все это подчинено созданию образа радости и праздничности.
К произведениям партесного стиля примыкает и «Радуйся, Росско земле», виватный кант на заключение Ништадтского мира (1721). Культура кантов (обычно на три голоса) сложилась в России во второй половине XVII века под влиянием кантов Украины п Польши. Первоначально это были бытовые произведения на духовные тексты, позднее — на светские. Особую ветвь в петровское и позднейшее время составляли канты по случаю побед русского оружия, исполнявшиеся в торжественной обстановке. К числу таких относится и названный кант, авторы слов и музыки которого неизвестны. По всему строю он крайне типичен и своими фанфарными оборотами, и складом трехголосия, и заключительными возгласами «виват».
Описанные произведения охватывают содержание, формы и жанры русской профессиональной музыки двух (XVII—XVIII) столетий и дают о ней хотя и неполное, но ясное представление.
На второй стороне пластинки записаны произведения нашего века, генетически связанные с русской народной песней и старинной музыкой.
Четыре народные песни для женского хора— «У Спаса в Чигисах»*), «Овсень», «Щука» и «Пузище» —написаны И. Стравинским в 1918 году. Музыкальный язык Стравинского остро и свежо передает разнообразие содержания песен, с одной стороны, связанного с народными обрядами («Овсень», «Щука»), с другой — сатирически рисующего образы богатеев («мужики богатые гребут золото лопатами» — «У Спаса», «Пузище»).
«Любовь святая» Г. Свиридова входит в музыку к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» и написана для сопрано-соло с сопровождением мужского хора. Композитор создал это произведение с глубоким проникновением в древность, хотя тщетно было бы искать каких-либо заимствований из музыки конца XVI века, к которому относится действие трагедии. Характер сосредоточенности и скрытого страдания, величие духа, возможно, отражающие образ царя Федора, выражены в музыке Свиридова с исключительной силой.
Ласковым лукавством и теплотой проникнута хороводная песня «Таня-Танюша» в обработке В. Калистратова, развертывающаяся в игровую сценку.
Два хора С. Слонимского на народные слова написаны в другом роде: «Печальное сердце мое» — в духе протяжных песен, «Люби жену, да не бей» — это своеобразное сочетание мужских и девичьих песенных жанров. Композитор с большой чуткостью передает настроение текста. Задушевность первого хора определила его музыкальное содержание, распевность интонаций. Второй хор частично построен на подлинной народной мелодии, появляющейся в партии женских голосов и объединяющейся в общей репризе с темой мужских. Музыкальный язык произведений свеж, без всяких излишеств, гармонии красочны и четки.
Последнее произведение — маленькая кантата из оперы «Не только любовь» Р. Щедрина. Творческий интерес Щедрина к жанру частушки находит разнообразное проявление в симфонической и вокальной форме. Мастерство композитора в развитии игровой сцены исключительно, исполнение хора в этом отношении стоит тоже на большой высоте, как, кстати, и во всех остальных пьесах.
Программа, записанная на пластинке, оставляет впечатление удивительной цельности, как бы подчеркивая — сколь тесно связаны современные советские композиторы с традициями коренной русской музыки, народной и профессиональной.
Вл. ПРОТОПОПОВ
*) Так называлась одна из церквей в Москве, за рекой Яузой.