Государственная республиканская
академическая русская хоровая капелла
Художественный руководитель - А. Юрлов
***
Сторона 1
Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу…
Петровские торжественные песнопения. Десять номеров
Солисты: В. Гаврюшов (бас), А. Лагуткин (тенор), Б. Шумилов (баритон)
Сторона 2
На пострижение Евдокии Лопухиной –
солистка Лидия Солодилова – сопрано
Кант на взятие Дербента
Кант в честь полтавской победы «Орле Российский»
Концерт в честь полтавской победы для 12-голосного хора (В. Титов)
Цифровое издание
MEL CO 1066
Русская музыка петровского времени изучена и звучит у нас еще мало. Между тем она очень богата и разнообразна, хотя жанры ее были специфичны. Наиболее значительные из них принадлежали к сфере вокальной, прежде всего хоровой музыки.
Во второй половине XVII века и более всего в петровское время профессиональная музыка постепенно освобождается из-под влияния церковной идеологии и все более подчиняется общегосударственным, политическим задачам. В известные, традиционно сохраняемые жанры вливается новое содержание. Продолжает развиваться и народное музыкальное творчество, отражающее те стороны жизни, которые не могли быть выражены в профессиональном искусстве.
К числу весьма распространенных в XVII–XVIII веках жанров принадлежали канты (от canto — пение). Пришедшие в Россию с Украины, куда они, в свою очередь, проникли из Польши, канты первоначально бытовали в узких кругах при царском дворе, среди духовенства и учащихся академий и школ. Их сюжеты заимствовались из духовной литературы, тексты переводили и писали русские поэты XVII века. Постепенно канты приобрели вполне светский характер и стали создаваться по случаю определенных событий общественного значения, позднее — в честь военачальников и царственных особ («панегирические канты»), в демократических же кругах — на сюжеты лирического, народно-юмористического, бытового характера.
При Петре I специально сочиненные канты исполнялись при торжественных процессиях по случаю побед русского оружия. Такие процессии проходили в Москве после взятия Азова, Шлиссельбурга, Нарвы и ряда других событий. Особенно торжественной была процессия 21 декабря 1709 года, когда праздновалась победа при деревне Лесной и в Полтавской битве (27 июня того же года). Было сооружено семь триумфальных ворот, на верху которых размещались музыканты-инструменталисты и певцы. Пелись специально сочиненные «Стихи» и канты, звучала инструментальная музыка.
«Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу...», как сказано в рукописи XVIII века, «петы были в пришествие государево из под Полтавы в Москву на триумфальных воротах певчими». Это десять одноголосных произведений, составляющих единое целое. В них излагается вся последовательность событий: вторжение шведских войск на Украину, измена и побег Мазепы, поражение армии Карла, его бегство, победа русских. Стихи завершаются выражением славы победителям, хвалы военачальникам, великодушному воинству и царю Петру — «второму Александру Македонскому».
Тексты стихов написаны учителями Славяно-греко-латинской академии, мелодии же — знатоками знаменного распева. Общая направленность Стихов отражала подъем патриотизма, который охватил тогда Россию. Впоследствии А. С. Пушкин в «Истории Петра» писал о въезде его в Москву «при пушечной пальбе, колокольном звоне, барабанном бое и восклицании наконец примиренного с ним народа: “Здравствуй, государь, отец наш!”».
В обширном труде историка XVIII века И. И. Голикова говорилось, что к празднованию Полтавской победы было сочинено 22 канта, которые и исполнялись. Это были, как и большинство кантов, короткие трехголосные произведения в куплетной форме. Их интонационной основой были фанфары военных труб, попевки из народных мелодий и знаменного распева. Именно в таком духе созданы и известные нам канты в честь победы под Полтавой. Три канта, записанные в исполнении Республиканской русской академической хоровой капеллы, составляют небольшую сюиту, объединенную музыкальными средствами: первый кант — «Орле Российский» — торжественно победного характера, второй — «Бежит, бежит» — рассказывает о бегстве побежденных, их страхе за свою судьбу, третий — «Мы же днесь» — вновь ликование, здравицы («виват») в честь Петра.
К той же группе победных кантов принадлежит и кант на взятие Дербента (1722 год), исполняемый с ударами колокола.
Если стихи и канты отражали торжество военных побед, то народные песни петровского времени говорили и о пролитой крови погибших воинов, тяготах солдатской жизни, о подневольной женской доле.
К числу последних относится русская народная песня, опубликованная замечательным русским музыкантом-ученым и критиком В. Ф. Одоевским (1804–1869). Она посвящена судьбе царицы Евдокии (1669–1731) — первой жены Петра, которая была заточена в монастырь и пострижена в монахини. Одоевский вместе с В. И. Далем (1801–1872) — крупнейшим знатоком народного творчества, составителем знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» — записал эту песню от 80-летней женщины. Она знала ее с детства от своей няни. «Напев, — как писал Одоевский, — в высшей степени оригинален и своебытен и может служить образцом напева настоящих наших старинных песен». Одоевский присоединил к мелодии свой аккомпанемент, образующий с ней самые простые созвучия. Хоровое переложение песни, сопровождающее народную мелодию, сохраняет строй этих гармоний. Исполняется женским хором с солирующим голосом.
Большое значение в музыке петровской эпохи имела и хоровая церковная музыка. Она постепенно стала выполнять не только ритуальные функции, но приобрела и высоко патриотическое назначение. Петр I заказал составление особой «Благодарственной службы» в честь Полтавской победы, она исполнялась в годовщины этого события с 1710 года вплоть до кончины Петра (1725), когда отправление службы было отменено. Сохранившиеся хоровые партии позволили восстановить это интересное произведение (см.: Памятники русского музыкального искусства», вып. 2–«Музыка на Полтавскую победу». М., 1973).
Очень широко во второй половине XVII и в течение XVIII века был развит партесный концерт (от лат. partis — доля, в переносном смысле — хоровая партия). Блестящим образцом этого жанра в петровское время может служить концерт «Полтавскому торжеству», написанный выдающимся русским композитором конца XVII – начала XVIII века Василием Титовым (около 1650 – около 1715).
Титов двадцать лет прослужил в хоре государевых певчих дьяков — лучшем из профессиональных коллективов того времени — и познал все тайны хорового искусства. Ему принадлежит около 200 произведений для разнообразного хорового состава: трех-, четырех-, восьми-, двенадцатиголосных. Они отличаются большим художественным мастерством, разнообразием и красочностью звучания. Одним из традиционных средств партесного стиля является контрастное сопоставление всей массы хора и трехголосных эпизодов, напоминающих о влиянии кантов на партесный концерт.
Концерт «Полтавскому торжеству» написан в 1709–1710 годы на текст стихиры, входящей в заказанную Петром «Благодарственную службу». Текст построен диалогично: обращения к псалмопевцу Давиду, ответы на них, а в заключение — серия риторических восклицаний как вывод из сопоставления вопросов и ответов. Все это имело иносказательный смысл, так как описывало победу русских войск, пленение шведской армии после Полтавской битвы.
Титов мастерски воспользовался теми возможностями, которые предоставлял ему текст, и претворил их в музыке шире и полнее, превратив концерт в народно-жанровую сцену. Обращения к Давиду — «Где есть нечестивый?» — повторяются в разных хоровых партиях, образуя систему имитаций. Создается впечатление участия масс народа, будто в опере. На имитациях построена и цепь риторических восклицаний, словно бы разносящихся на широких пространствах заполненной народом площади-сцены.
Форма концерта трехчастна. Крайние части основаны на постоянном сопоставлении полного хора (tutti) и трио, на имитациях, средняя часть — аккордового склада. В сопоставлениях tutti и трио отражается диалогическая структура текста. Характерен и постепенный подъем голосов трио в верхний регистр, создающий все большее и большее напряжение. Интересны и развитые имитационные разделы, мелодически основанные на коротких мотивах, которые, многократно повторяясь, напоминают колокольные звучания. Всему этому контрастирует компактная аккордовая структура средней части, в которой слышатся усиленные tutti интонации канта «Бежит, бежит». Общее завершение концерта скандированными возгласами tutti в новом, звонком и радостном характере как бы отражает аккордовую фактуру средней части, но придает ей иное содержание — торжествующее, праздничное.
Республиканская русская хоровая капелла, в исполнении которой записаны произведения петровского времени, является пионером в пропаганде старинной русской музыки. Особенно большую роль в работе над этой областью хоровой литературы сыграл ее художественный руководитель и дирижер, ныне покойный, Александр Александрович Юрлов (1927–1973).
Владимир Протопопов