И. БРАМС (1833 — 1897)
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор, соч. 83
Сторона 1
1. Allegro non troppo — 16.01
2. Allegro appassionato — 8.03
Сторона 2
3. Andante — 12.40
4. Allegretto grazioso — 8.30
АДРИАН ЭШБАХЕР
Берлинский филармонический оркестр
Соло на виолончели — Тибор де Махула (3)
Дирижер ВИЛЬГЕЛЬМ ФУРТВЕНГЛЕР
Фрагмент концертной программы 12 (15) декабря 1943 г.
Реставратор Т. Бадеян. Редактор П. Грюнберг. Художник А. Григорьев
Архивная запись 1943 г.
Имя швейцарского пианиста Адриана Эшбахера почти неизвестно не только в нашей стране. Выдающийся интерпретатор немецкой классической и романтической музыки, артист, сложившийся еще в 1930-х годах, а к 1960-м годам прекративший активную концертную деятельность, пианист забыт сейчас даже в тех странах, где прошли его лучшие годы.
Адриан Эшбахер родился 10 мая 1912 года в Лангентале около Берна в музыкальной семье. Его отец, композитор и видный хоровой дирижер Карл Эшбахер руководил его музыкальным образованием с четырех лет. Один из братьев пианиста, Никлаус Эшбахер, стал дирижером и занимал должность музыкального руководителя оперы в Берне.
В шестнадцать лет Адриан Эшбахер поступил в Цюрихскую консерваторию, где занимался у Эмиля Фрея (по фортепиано) и у Фолькмара Андрее (теоретические предметы). В течение двух лет (с 1931 года) Эшбахер совершенствовался в Берлине у одного из величайших пианистов нашего столетия Артура Шнабеля. Черты стилевого сходства исполнительской манеры обоих музыкантов неоднократно привлекали внимание музыкальной прессы тех лет.
В 1934 году Эшбахер начал деятельность концертирующего пианиста, его искусство стало известным в странах Европы. В последующие годы артист осуществил ряд записей в студиях граммофонных фирм "Polydor” и "Deutsche Grammophon". В послевоенные годы Эшбахер продолжил гастроли в Европе и (с 1949 года) в странах Южной Америки. Возобновив работу в студии "Deutsche Grammophon”, Эшбахер выпустил в 1950-х годах ряд пластинок, зафиксировавших его интерпретацию произведений Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Э. Грига. Помимо своего излюбленного репертуара, Эшбахер известен исполнением произведений некоторых современных авторов, в основном швейцарского происхождения, — А. Онеггера, X. Зутермайстера и других.
В дальнейшем Эшбахер ограничил себя педагогической работой. С 1965 года он профессор фортепиано в Музыкальной академии Саарбрюккена.
Настоящая запись сохранила вдохновенное исполнение Второго концерта И. Брамса молодым тогда пианистом в ансамбле с Вильгельмом Фуртвенглером и его оркестром. Эшбахер оказался достойным партнером великого дирижера. Огромная сила экспрессии, масштабность, подлинный романтический пафос без аффектации, фундаментальная пианистическая техника ставят его в один ряд с лучшими интерпретаторами брамсовского шедевра.
«Духовной родиной Фуртвенглера был мир великих классических шедевров. Сочетание глубокой музыкальности и выдающейся личности сделало его одной из влиятельнейших фигур современной музыкальной жизни... Несомненно, Фуртвенглеру присуще было величие, позволявшее ему выражать великое в музыке. И я уверен, что труд, исполненный самоотверженного служения музыке, имеет историческое значение». Эти слова принадлежат Бруно Вальтеру, одному из крупнейших дирижеров — современников Вильгельма Фуртвенглера. В них, пожалуй, заключается лучшая характеристика великого музыканта и человека и наиболее полная оценка его поистине титанического труда. Уже более четверти века прошло после смерти Фуртвенглера, а огромный интерес к его вдохновенному искусству, запечатленному звукозаписью, не только не угасает, но временами вспыхивает с новой силой, как только появляются на грампластинках новые публикации записей, сохранившихся в фоноархивах различных стран.
Фуртвенглер родился 25 января 1886 года в Берлине в семье известного археолога. Образование получил у частных педагогов, изучал различные виды искусства, а также философию; уроки фортепианной игры, дирижирования и композиции брал у видных педагогов, а том числе у Макса фон Шиллингса. Его путь музыканта-исполнителя начался с должности хормейстера в Цюрихе. Большой школой для Фуртвенглера явился сезон 1908/09 года, когда он работал коррепетитором (пианист-концертмейстер, отвечающий за подготовку солистов и хора к репетициям с дирижером) в Мюнхенской опере у одного из виднейших дирижеров конца XIX — начала XX века Феликса Моттля. В 1909—1911 годах Фуртвенглер уже работает дирижером в оперном театре Страсбурга. В последующие четыре года работы в опере Любека Фуртвенглер уже зарекомендовал себя как незаурядная творческая личность и в 1915 году был приглашен на пост главного дирижера Мангейм-ской оперы. В 1919 году Фуртвенглер становится главным дирижером Венского «Тонкунстлер-оркестра» (этот оркестр он возглавлял до 1924 года), а в 1920 году переезжает в Берлин, где сменяет Рихарда Штрауса на посту главного дирижера симфонических концертов оркестра государственной оперы. В 1921 году Фуртвенглер получает еще и четвертый (!) пост — директора концертов «Общества друзей музыки» в Вене. Все эти почетные для тридцатипятилетнего дирижера должности являются подтверждением того значения, которое приобрело искусство Фуртвенглера для музыкальной жизни Германии и Австрии, располагавших в те годы поистине небывалой плеядой дирижеров экстракласса. Не случайно, когда в 1922 году скончался величайший дирижер предыдущего поколения Артур Никиш, его преемником, достойным занять посты главного дирижера двух лучших симфонических коллективов Германии тех лет — Берлинского филармонического оркестра и оркестра лейпцигского «Гевандхауза», был назван Вильгельм Фуртвенглер. С первых же дней работы дирижера с Berliner Philharmoniker (таково официальное название оркестра) музыкальной общественности стало ясно, что прославленный коллектив в руках художника с неповторимой индивидуальностью, не менее масштабной, чем у его предшественников Ганса фон Бюлова и Артура Никиша. Высшим признанием той роли, которую играл Фуртвенглер в культурной жизни Берлина, бывшего в 1920-х годах музыкальным центром Европы, явилось присвоение дирижеру в 1928 году пожизненного почетного звания «городского генерального музикдиректора». В эти же годы Фуртвенглер дирижирует и оперными спектаклями в берлинских театрах, участвует в Байрейтских фестивалях, музыкальным руководителем которых он стал в 1931 году, вскоре он возглавил и Берлинскую государственную оперу. Тогда же с искусством дирижера знакомятся слушатели многих стран: Фуртвенглер гастролирует во Франции, в Англии, в США. Концерты Фуртвенглера той поры украшает и небывалое созвездие солистов-инструменталистов. Среди них пианисты С. Рахманинов и С. Прокофьев (чей Пятый фортепианный концерт был впервые исполнен автором в ансамбле с Фуртвенглером), А. Шнабель и А. Корто, скрипачи Б. Губерман и К. Флеш, виолончелисты П. Казальс и Г. Пятигорский.
С приходом в Германии к власти фашизма наступает трагический период в жизни Фуртвенглера. Нацисты с первых же шагов стремились использовать в своих целях ряд виднейших музыкантов, в общем далеких от политики. Но расчеты фашистских властей не оправдались. Уже в первый год существования «третьего райха» Фуртвенглер, использовав свой относительно высокий административный пост, выступил в печати с открытыми письмами к фашистским главарям, в которых содержалась критика культурной и расовой политики нацизма. С редким мужеством Фуртвенглер высказался в защиту подвергшихся преследованию и изгнанию выдающихся деятелей немецкой культуры, в том числе своих коллег, дирижеров Бруно Вальтера и Отто Клемперера, а также всемирно известного режиссера Макса Райнхардта.
Поначалу нацистские власти пытались воздействовать на дирижера через органы печати, но после выступления Фуртвенглера в защиту Пауля Хиндемита они применили к нему репрессивные меры. 4 декабря 1934 года он был смещен со всех постов, за ним был установлен негласный надзор полиции. Но авторитет дирижера был настолько высок, а любовь слушателей настолько безгранична (Фуртвенглер получил со всех концов Германии и из-за рубежа массовые изъявления солидарности и поддержки в виде писем, телеграмм, подарков), что перед лицом международного скандала фашисты вынуждены были восстановить его в должности шефа Берлинского филармонического оркестра. Фуртвенглер имел возможность покинуть Германию, но счел своим долгом перед национальной культурной традицией, перед возглавляемым им оркестром остаться. Конечно, он пошел тем самым на частичный компромисс, но его совесть великого художника осталась незапят-нана. На своем посту он сделал все, что мог: не принимал участия в официальных нацистских торжествах, несмотря на запрет, исполнял музыку ряда композиторов (в частности Ф. Мендельсона и П. Хиндемита). Выдающейся заслугой Фуртвенглера было сохранение высочайшего уровня исполнительского мастерства и первоклассного состава его оркестра, хотя некоторые музыканты и покинули Германию.
Но и после крушения фашистской диктатуры испытания не окончились для Фуртвенглера. Ему было предъявлено обвинение в сотрудничестве с фашистами, вполне объяснимое, так как многое из жизни Фуртвенглера в последние годы «третьего райха» было неизвестно оккупационным властям. Два года Фуртвенглер прожил в Австрии и Швейцарии, будучи оторван от своего оркестра (временно его замещал дирижер франко-румынского происхождения Серж Челибидаке). Но в защиту Фуртвенглера выступили прославленные деятели культуры, в их числе Альберт Швейцер, Пауль Хиндемит, Пабло Казальс, Иегуди Менухин, широкая музыкальная общественность ряда европейских стран. В 1947 году, полностью оправданный, великий дирижер вернулся к своему оркестру, с которым был уже неразрывно связан до конца дней (в 1952 году Фуртвенглер был избран оркестром пожизненным руководителем). В последующие семь лет жизни он работал, несмотря на подорванное здоровье, так интенсивно, словно хотел успеть сказать своим искусством все, что мог.
Свой последний концерт дирижер дал с оркестром Берлинской филармонии. Фуртвенглер скончался в Баден-Бадене 30 ноября 1954 года.